Типы научной рациональности
И научные революции.
Научные традиции
Основы философии науки
вая научно-познавательную деятельность в целом, можно говорить о единой объяснительно-предсказательной функции научнп^ го познания по отношению к его объекту.
Интересные и продуктивные идеи о соотношении объяснений и понимания и шире — эпистемологии и герменевтики — развивает современный американский философ Р. Рорти. Он полагает, что герменевтика приспособлена к «духу» (к «наукам о человеке»), в то время как «методы объективизации» (т. е. методы естественных, «позитивных» наук) подходят природе. Но философ считает, что «две эти дисциплины не конкурируют друг с другом, скорее оказывают друг другу помощь».
Герменевтика — это, по его мнению, «описание нашего исследования незнакомого, а эпистемология — описание нашего ио следования знакомого». При этом он замечает, что «было бы луЧй ше вообще отбросить различие духа и природы». Общий выво; Рорти таков: «Герменевтика не есть «другой путь познания» — «понимания» в противоположность предсказательному «объяснению». Лучше всего рассматривать ее как другой путь совладения с материалом»1.
Глава VI
§1. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания
1 Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск, 1997. С.263.