Основы философии науки
скрытом виде, потенциально, и раскрываться только в благоприятных для этого развития смысловых культурных контекстах последующих эпох.
В-третьих, смысл текста в процессе исторического развития изменяется. Каждая эпоха открывает — особенно в великих произведениях — что-то новое, свое. Новое понимание «снимает» старый смысл, переоценивает его.
В-четвертых, понимание текста — это не готовый результат, а диалектический процесс, диалог разных культурных миров, результат столкновения смыслов «свое — чужое» (Бахтин), диалог текстов, личностей, культур.
В-пятых, понять текст чужой культуры — это значит уметь находить ответы на вопросы, которые возникают в нашей современной культуре.
В современной литературе существуют различные классификации видов, типов и уровней понимания. Так, Г. И. Рузавин выделяет три основных типа понимания:
A) Понимание, возникающее в процессе языковой коммуни
кации, происходящей в диалоге. Результат понимания или непо-
нимания^здесь зависит от того, какие значения вкладывают собе
седники в свои слова.
Б) Понимание, связанное с переводом с одного языка на другой. Тут имеют дело с передачей и сохранением смысла, выраженного на чужом языке, с помощью слов и предложений родного языка.
B) Понимание, связанное с интерпретацией текстов, произве
дений художественной литературы и искусства, а также поступ
ков и действий людей в различных ситуациях. Здесь недостаточ
но ограничиться интуитивным постижением смысла (интуиция,
воображение, сопереживание и другие психологические факторы).
Это первый уровень понимания. Второй уровень понимания тре
бует привлечения других средств и методов исследования: логи
ко-методологических, аксиологических (ценностных), культуро
логических ит. п.1
Говоря о понимании, следует обратить внимание еще на два важных момента.
1 См.:~Рузавин Г. И. Методология научного исследования. М., 1999. С. 214-215.