Основы философии науки

жений: критика чисто умозрительного философствования; выяв­ление роли знаково-символических средств научного мышления, соотношения теоретического аппарата и эмпирического базиса на­уки; анализ природы и функций математизации и формализации знания; стремление подключить философию к изучению знания, убрав из нее «общие сдова», неясные рассуждения, усложненный язык, полумистические понятия («абсолютный дух», «чистый ра­зум» и т. п.).

Крупные представители естественных и гуманитарных наук, хотя и отвергали в своем большинстве позитивизм, но и указыва­ли на его рациональные, продуктивные аспекты. Так, один из создателей квантовой механики В. Гейзенберг писал: «Всякий охот­но присоединится к требованиям прагматиков и позитивистов — тщательность и точность в деталях, максимальная ясность язы­ка». Но тут же Гейзенберг подчеркнул, что «нужно думать и о широких взаимосвязях», ибо будет «утерян компас, по которому мы можем ориентироваться»1. Вот это «отсутствие думания о ши­роких взаимосвязях» (это «думание» и дает философия) — серьез­ная ограниченность позитивистских концепций. Из других одно-сторонностей, слабостей последних следует отметить такие как: сведение философии к частнонаучному знанию, а последнего — к анализу языка науки; абсолютизация роли искусственного языка и формальной логики в познании; агенетизм, антиисторизм — исследование лишь готового, «ставшего» знания и его формаль­ной структуры без обращения к возникновению (генезису) и раз­витию знания, игнорирование социокультурного контекста пос- . леднего и др. Указанные недостатки стремились преодолеть пред­ставители постпозитивизма, возникшего в 60-е гг. XX в., — Поп-пер, Кун, Лакатос, Фейерабенд и др.

Вопрос о соотношении философии и науки решался не только метафизически односторонне (умозрение и позитивизм), но и ди­алектически. Наиболее характерными здесь являются: а) диалек­тически-идеалистический подход (Шеллинг и особенно Гегель); б) диалектико-материалистический подход (Энгельс и последую­щее развитие этого подхода).

Диалектическая натурфилософия Шеллинга возникла как от­вет на потребность в философском осмыслении массы новых есте-

1 Гейзенберг В. Физика и философия: Часть и целое. М., 1990. С. 329.


Глава V. Методология научного исследования 329

ственнонаучных результатов, которые были получены к концу XVIII в. Особенно быстро в этот период прогрессировала теория электричества (Кулон, Гальвани, Вольта и др.). Опираясь на есте­ственнонаучные открытия своего времени, Шеллинг сформули­ровал идеи целостности и развития природы, ее «полярности» («на­сыщенности» противоречиями), всеобщей связи ее явлений и др.

Говоря о необходимости союза философии и частных наук, Гегель писал, что необходимо, чтобы философия согласовыва­лась с действительностью и опытом — это «пробный камень» ис­тинности философского учения. «Возбужденное опытом, как раз­дражителем», мышление затем поднимается в свою «чистую сти­хию», развивается из себя. При этом Гегель остроумно замечает, что единственно лишь мышление должно называться «инстру­ментом философии», а не термометры, барометры и т. п. «фило­софские инструменты», выступает против так называемых «фи­лософских принципов сохранения волос» и т. п.

Диалектика как Логика и теория познания, согласно Гегелю, не отбрасывает в сторону эмпирическое содержание частных наук, а признает его, пользуется им и делает его своим собственным содержанием. Она также признает всеобщее в этих науках, зако­ны, принципы и т. п., но она вводит в эти категории другие — философские — категории и удерживает их. Различие, таким об­разом, состоит лишь в этом изменении категорий. Отсюда Гегель делает свой знаменитый вывод о том, что «всякая наука есть при­кладная логика».

Великая заслуга Гегеля состояла в том, что он подверг крити­ке господствующий в его время метафизический метод мышле­ния и обосновал необходимость применения в частных науках ди­алектики.

Ф. Энгельс осуществил глубокое диалектико-материалисти-ческое переосмысление философии Гегеля с учетом обобщения важнейших результатов развития естественных и гуманитарных наук. На материале прежде всего естествознания Энгельс пока­зал, что в природе сквозь хаос бесчисленных изменений прокла­дывают себе путь диалектические законы развития. Это положе­ние уже не было умозрительным, а опиралось на большое коли­чество фактов. Особенно большое значение в этом отношении имели сделанные в 30—50-х гг. XIX в. три великих открытия —