Основы философии науки

1. Объективность — философский, диалектический принцип, ос­
нованный на признании действительности в ее реальных за­
кономерностях и всеобщих формах. Основное содержание дан­
ного принципа можно представить в виде следующих требо­
ваний: а) исходить из чувственно-предметной деятельности
(практики) во всем ее объеме и развитии; б) осознать и реали­
зовать активную роль субъекта познания и действия; в) исхо­
дить из фактов в их совокупности и уметь выражать логику
вещей в логике понятий; г) выявить внутреннее единство (суб­
станцию) предмета как глубинную основу всех его формооб­
разований; д) умело выбрать адекватную данному предмету
систему методов и сознательно, последовательно реализовы-
вать ее; е) рассмотреть предмет в соответствующем социо­
культурном контексте, в рамках определенных мировоззрен­
ческих ориентации; ж) подходить ко всем процессам и явле­
ниям конструктивно-критически и действовать в соответствии
с логикой данного предмета.

2. Всесторонность — философский, диалектический принцип по­
знания и иных форм деятельности, выражающий всеобщую
связь всех явлений действительности. Включает в себя следу­
ющие основные требования: а) вычленение предмета иссле­
дования и проведение его границ; б) его целостное «многоас­
пектное» рассмотрение; в) изучение в чистом виде каждой из
сторон предмета; г) осуществление познания как процесса,
развертывающегося вглубь и вширь, в единстве интенсивной
и экстенсивной его сторон; д) вычленение сущности, главной
стороны предмета, субстанционального его свойства. Прин­
цип всесторонности наиболее тесно связан с философским
принципом конкретности и общенаучным принципом систем­
ности.

3. Конкретное (конкретность) (от лат. concretus — сгущенный) —
философская категория, выражающая вещь или систему вза­
имосвязанных вещей в совокупности всех своих сторон и свя­
зей, которая отражается как чувственно-конкретное (на эмпи­
рическом этапе) или как мысленно-конкретное (на теорети­
ческом этапе). На основе этой категории развертывается диа­
лектический принцип конкретности, включающий ряд требо­
ваний: а) «вывести» данное явление из его субстанционально­
го признака (главной, существенной стороны) и воспроизвес-


Глава У. Методология научного исследования_______________ 321

ти его как диалектически расчлененное целое; б) проследить преломление общего в единичном, сущности в явлениях, за­кона в его модификациях; в) учесть многообразные условия места, времени и другие обстоятельства, изменяющие бытие этого предмета; г) выявить специфический механизм взаимо­связи общего и единичного; д) рассмотреть данный предмет в составе более широкого целого, элементом которого он явля­ется.

4. Историзм — философский, диалектический принцип, явля­
ющийся методологическим выражением саморазвития дей­
ствительности в плане его направленности по оси времени в
виде целостного непрерывного единства таких состояний (вре­
менных периодов), как прошлое, настоящее и будущее. Дан­
ный принцип включает в себя следующие основные требова­
ния: а) изучение настоящего, современного состояния пред­
мета исследования; б) реконструкция прошлого — рассмотре­
ние генезиса, возникновения последнего и основных этапов
его исторического движения; в) предвидение будущего, про­
гнозирование тенденций дальнейшего развития предмета.

5. Противоречия принцип — диалектический принцип, имеющий
основой реальные противоречия вещей и сводящийся к следу­
ющим основным требованиям: а) выявление предметного про­
тиворечия; б) всесторонний анализ одной из противополож­
ных сторон данного противоречия; в) исследование другой про­
тивоположности; г) рассмотрение предмета как единства (син­
теза) противоположностей в целом на основе знания каждой
из них; д) определение места противоречия в системе других
противоречий предмета; е) прослеживание этапов развития
данного противоречия; ж) анализ механизма разрешения про­
тиворечия как процесса и результат его развертывания и обо­
стрения. Диалектические противоречия в мышлении, отра­
жающие реальные противоречия, необходимо отличать от так
называемых «логических» противоречий, которые выражают
путаницу и непоследовательность мысли и запрещены зако­
нами формальной логики.

При неверной реализации и применении принципов диалек­тики возможны многочисленные искажения их требований, а зна­чит, отклонения от пути к истине и возникновение заблуждений. Это, в частности, объективизм и субъективизм (в многообразных

11 Основы философии науки