Основы философии науки
1. Объективность — философский, диалектический принцип, ос
нованный на признании действительности в ее реальных за
кономерностях и всеобщих формах. Основное содержание дан
ного принципа можно представить в виде следующих требо
ваний: а) исходить из чувственно-предметной деятельности
(практики) во всем ее объеме и развитии; б) осознать и реали
зовать активную роль субъекта познания и действия; в) исхо
дить из фактов в их совокупности и уметь выражать логику
вещей в логике понятий; г) выявить внутреннее единство (суб
станцию) предмета как глубинную основу всех его формооб
разований; д) умело выбрать адекватную данному предмету
систему методов и сознательно, последовательно реализовы-
вать ее; е) рассмотреть предмет в соответствующем социо
культурном контексте, в рамках определенных мировоззрен
ческих ориентации; ж) подходить ко всем процессам и явле
ниям конструктивно-критически и действовать в соответствии
с логикой данного предмета.
2. Всесторонность — философский, диалектический принцип по
знания и иных форм деятельности, выражающий всеобщую
связь всех явлений действительности. Включает в себя следу
ющие основные требования: а) вычленение предмета иссле
дования и проведение его границ; б) его целостное «многоас
пектное» рассмотрение; в) изучение в чистом виде каждой из
сторон предмета; г) осуществление познания как процесса,
развертывающегося вглубь и вширь, в единстве интенсивной
и экстенсивной его сторон; д) вычленение сущности, главной
стороны предмета, субстанционального его свойства. Прин
цип всесторонности наиболее тесно связан с философским
принципом конкретности и общенаучным принципом систем
ности.
3. Конкретное (конкретность) (от лат. concretus — сгущенный) —
философская категория, выражающая вещь или систему вза
имосвязанных вещей в совокупности всех своих сторон и свя
зей, которая отражается как чувственно-конкретное (на эмпи
рическом этапе) или как мысленно-конкретное (на теорети
ческом этапе). На основе этой категории развертывается диа
лектический принцип конкретности, включающий ряд требо
ваний: а) «вывести» данное явление из его субстанционально
го признака (главной, существенной стороны) и воспроизвес-
Глава У. Методология научного исследования_______________ 321
ти его как диалектически расчлененное целое; б) проследить преломление общего в единичном, сущности в явлениях, закона в его модификациях; в) учесть многообразные условия места, времени и другие обстоятельства, изменяющие бытие этого предмета; г) выявить специфический механизм взаимосвязи общего и единичного; д) рассмотреть данный предмет в составе более широкого целого, элементом которого он является.
4. Историзм — философский, диалектический принцип, явля
ющийся методологическим выражением саморазвития дей
ствительности в плане его направленности по оси времени в
виде целостного непрерывного единства таких состояний (вре
менных периодов), как прошлое, настоящее и будущее. Дан
ный принцип включает в себя следующие основные требова
ния: а) изучение настоящего, современного состояния пред
мета исследования; б) реконструкция прошлого — рассмотре
ние генезиса, возникновения последнего и основных этапов
его исторического движения; в) предвидение будущего, про
гнозирование тенденций дальнейшего развития предмета.
5. Противоречия принцип — диалектический принцип, имеющий
основой реальные противоречия вещей и сводящийся к следу
ющим основным требованиям: а) выявление предметного про
тиворечия; б) всесторонний анализ одной из противополож
ных сторон данного противоречия; в) исследование другой про
тивоположности; г) рассмотрение предмета как единства (син
теза) противоположностей в целом на основе знания каждой
из них; д) определение места противоречия в системе других
противоречий предмета; е) прослеживание этапов развития
данного противоречия; ж) анализ механизма разрешения про
тиворечия как процесса и результат его развертывания и обо
стрения. Диалектические противоречия в мышлении, отра
жающие реальные противоречия, необходимо отличать от так
называемых «логических» противоречий, которые выражают
путаницу и непоследовательность мысли и запрещены зако
нами формальной логики.
При неверной реализации и применении принципов диалектики возможны многочисленные искажения их требований, а значит, отклонения от пути к истине и возникновение заблуждений. Это, в частности, объективизм и субъективизм (в многообразных
11 Основы философии науки