Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации

Основы философии науки

ластей и дисциплин. Методологический плюрализм — характер­ная особенность современной науки, благодаря которой создают­ся необходимые условия для более полного и глубокого раскры­тия сущности, законов качественно различных явлений реальной действительности.

Наиболее быстрого роста и важных открытий сейчас следует ожидать как раз на участках «стыка», взаимопроникновения наук и взаимного обогащения их методами и приемами исследования. Этот процесс объединения усилий различных наук для решения важных практических задач получает все большее развитие. Это магистральный путь формирования «единой науки будущего».

Одна из важных закономерностей развития науки — усил^ ние и нарастание сложности и абстрактности научного знани| углубление и расширение процессов математизации и компыоте ризации науки как базы новых информационных технологий, обес­печивающих совершенствование форм взаимодействия в научном сообществе.

Роль математики в развитии познания была осознана доволь­но давно. Уже в античности была создана геометрия Евклида, сформулирована теорема Пифагора и т. п. А Платон у входа в свою знаменитую Академию начертал девиз: «Негеометр — да не войдет». В Новое время один из основателей экспериментального естествознания Г. Галилей говорил о том, что тот, кто хочет ре­шать вопросы естественных наук без помощи математики, ста неразрешимую задачу. Поскольку, согласно Галилею, «книга! ленной написана на языке математики», то эта книга досту пониманию для того, кто знает язык математики.

Сущность процесса математизации, собственно, и закл! ется в применении количественных понятий и формальных м дов математики к качественно разнообразному содержанию чщ ^ ных наук. Последние должны быть достаточно развитыми, зре­лыми в теоретическом отношении, осознать в достаточной мере единство качественного многообразия изучаемых ими явлений. Именно этим обстоятельством, прежде всего, определяются воз­можности математизации данной науки.


Глава IV. Динамика науки как процесс порождения нового знания 301

Чем сложнее данное явление, чем более высокой форме дви­жения материи оно принадлежит, тем труднее оно поддается изу­чению количественными методами, точной математической об­работке законов своего движения. Так, невозможно математичес-ки точно выразить рост сознательности человека, степень разви­тия его умственных способностей, эстетические достоинства ху­дожественных произведений и т. п.

Применение математических методов в науке и технике за последнее время значительно расширилось, углубилось, проник-

0 в считавшиеся ранее недоступными сферы. Эффективность
; рименения этих методов зависит как от специфики данной на-

ки, степени ее теоретической зрелости, так и от совершенствова-i :ия самого математического аппарата.

Вместе с тем нельзя не заметить, что успехи математизации нушают порой желание «испещрить» свое сочинение цифрами и формулами (нередко без надобности), чтобы придать ему «солид-[ость и научность». На недопустимость этой псевдонаучной затеи >бращал внимание еще Гегель. Считая количество лишь одной пупенью развития идеи, он справедливо предупреждал с недопу­стимости абсолютизации этой одной (хотя и очень важной) ступе­ни, о чрезмерном и необоснованном преувеличении роли и значе­нии формально-математических методов познания, фетишизации языково-символической формы выражения мысли.

А. Пуанкаре отмечал: «Многие полагают, что математику мож­но свести к правилам формальной логики... Это лишь обманчи­вая иллюзия»1. Рассматривая проблему формы и содержания, В. Гейзенберг, в частности, писал: «Математика — это форма, в которой мы выражаем наше понимание природы, но не содержа­ние. Когда в современной науке переоценивают формальный эле­мент, совершают ошибку и притом очень важную»2.

Математические методы надо применять разумно, чтобы они не «загоняли ученого в клетку» искусственных знаковых систем, не позволяя ему дотянуться до живого, реального материала дей­ствительности. Количественно-математические методы должны основываться на конкретном качественном, фактическом анализе Данного явления, иначе они могут оказаться хотя и модной, но

1 Пуанкаре А. О науке. М., 1983. С. 286.

2 Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. С. 262.


302 Основы философии науки

беспочвенной, ничему не соответствующей фикцией. Указывая на это обстоятельство, А. Эйнштейн подчеркивал, что «самая бле­стящая логическая математическая теория не дает сама по себе никакой гарантии истины и может не иметь никакого смысла, если она не проверена наиболее точными наблюдениями, возмож­ными в науке о природе»1.

Абстрактные формулы и математический аппарат не должны заслонять (а тем более вытеснять) реальное содержание изучае­мых процессов. Применение математики нельзя превращать в про­стую игру формул, за которой не стоит объективная действитель­ность. Вот почему всякая поспешность в математизации, игнори­рование качественного анализа явлений, их тщательного иссле дования средствами и методами конкретных наук ничего, кроме вреда, принести не могут.

История познания показывает, что практически в каждой част- i ной науке на определенном этапе ее развития начинается (иногда = весьма бурный) процесс математизации. Особенно ярко это про- ' явилось в развитии естественных и технических наук (характерный пример — создание новых «математизированных» разделов теоре­тической физики). Но этот процесс захватывает и науки социально-гуманитарные — экономическую теорию, историю, социологию, с^ циальную психологию и др., и чем дальше, тем больше.

В настоящее время одним из основных инструментов мат< матизации научно-технического прогресса становится математи ческое моделирование. Его сущность и главное преимущество о стоит в замене исходного объекта соответствующей математиче кой моделью и в дальнейшем ее изучении (экспериментиров нию с нею) на ЭВМ с помощью вычислительно-логических алг ритмов.