Основы философии науки
язык современной физики, который содержит в себе термины, обозначающие явления и свойства, само существование которых было установлено в ходе проведения различных экспериментов.
В философии и методологии науки обращается особое внимание на логическое упорядочивание и сжатое описание фактов. Вместе с тем, очевидно, что реализация языковой функции упорядочивания и логической концентрации, сжатого описания фактического материала ведет к значительной трансформации в смысловом семантическом континууме, к определенному пересмотру самого события или цепочки событий. Когда описательные языки указывают на закономерности, объединяющие данные факты, то в таком случае их статус меняется и говорят о помологических языках.
Многообразная спецификация различных типов языков вызвала к жизни проблему классификации языковнаучной теории Одним из ее плодотворных решений было заключение о классификации языков научной теории на основе ее внутренней структуры. Таким образом, языки стали различаться с учетом того, в какой из подсистем теории они преимущественно используются. В связи с этим выделяются следующие классы языков науки:
1. Ассерторический — язык утверждения, с его помощью фор
мулируются основные утверждения данной теории. Ассерто
рические языки делятся на формализованные и неформали
зованные. Примерами первых служат любые формальные ло
гические языки. Примерами вторых — фрагменты естествен
ных языков, содержащих утвердительные предположения, до
полненные научными терминами.
2. Модельный — язык, который служит для построения моде
лей и других элементов модельно-репрезентативной подсис
темы. Эти языки имеют развитые средства описания и также
подразделяются на формализованные и неформализованные.
Формализованные основываются на использовании средств
математической символики.
3. Процедурный — язык, занимающий подчиненный ранг клас
сификации и служащий для описания измерительных, экспе
риментальных процедур, а также правил преобразования язы
ковых выражений, процессов постановки и решения задач.
Особенностью процедурных языков является однозначность
предяисаний.
Глава IV. Динамика науки как процесс порождения нового знания 273
4.Аксеологический — язык, создающий возможность описания
различных оценок элементов теории, располагает средствами
сравнения процессов и процедур в структуре самой научной
теории.
5.Эротетический — язык, ответственный за формулировку воп
росов, проблем, задач или заданий.
6.Эвристический — язык, осуществляющий описание исследо
вательского поиска в условиях неопределенности. Именно с
помощью эвристических языков производится столь важная
процедура, как постановка проблемы.
Такая развитая классификация подтверждает тенденцию усложнения языка науки.
Знаки значение— осевые составляющие языка. В науке под значением понимается смысловое содержание слова. Значение предполагает наличие системы определенных смыслообразующих констант, обеспечивающих относительное постоянство структуры речевой деятельности и ее принадлежность к тому или иному классу предметов. В логике или семиотике под значением языкового выражения понимают тот предмет или класс предметов, который называется или обозначается этим выражением, а под смыслом выражения — его мыслительное содержание.
Знак определяется как материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоего другого предмета и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи информации. Языковой знак квалифицируют как образование, репрезентирующее предмет, свойство, отношение действительности. Совокупность данных знаков, их особым образом организованная знаковая система и образует язык.
Наиболее распространенные пути создания искусственных языков теории сводятся, во-первых, к терминологизации слов естественного языка, и, во-вторых, к калькированию терминов иноязычного происхождения и, в-третьих, к формализации языка. Однако доступ к реальности на основе знаковой системы и понимания культуры как гипертекста рождает проблему «непереводимости» языков. Язык не всегда располагает адекватными средствами воспроизведения альтернативного опыта, в его базовой лексике могут отсутствовать те или иные символические фрагменты.
Для философии науки принципиально важным остается изучение специфики языка как эффективного средства репрезента-
274 Основы философии науки -к
ции, кодирования базовой когнитивной системы, выяснения спе- S цифики научного дискурса и взаимосвязи языковых и внеязыко-вых механизмов построения теории. Острота проблемы соотношения формальных языковых конструкций и действительности, аналитичности и синтетичности высказываний присутствует на этапе построения, развития теории. Представление об универсальной репрезентативности формализованных языков, об их идеальности изобилует парадоксальными конструкциями. Оно вызывает к жизни альтернативную концепцию репрезентации (представления предметности), указывающую на то, что отношение языковых структур к внешнему миру не сводится лишь к формальному обозначению, указанию, кодированию.
Теория всегда подчиняется процедуре верификации, т.е. подтверждения. Вместе с тем К. Поппер доказал, что любая теория в принципе фальсифицируема, т. е. подвластна процедуре опровержения. Принцип фальсифицируемости составляет альтернативу принципу верификации и влечет за собой резкую критику принципа индуктивизма, столь яростно защищаемого первыми позитивистами. Поппер считает, что эмпирические данные опираются на конвенционально принятый эмпирический базис. Тем самым он пытается показать тесную взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней исследования.
Поппер начинает свою концепцию фальсифицируемости с утверждения, что теоретическое знание носит лишь предположительный гипотетический характер, оно подвержено ошибкам. Рост научного знания предполагает процесс выдвижения научных гипотез с последующим их опровержением. Последнее отражается в принципе «фаллибнлизма».Поппер полагает, что научные теории в принципе ошибочны, их вероятность равна нулю, какие бы строгие проверки они ни проходили. Иными словами, «нельзя ошибиться только в том, что все теории ошибочны».
Термин «фальсификация» означал опровержение теории ссылкой на эмпирический факт, противоречащий данной теории. Фаль-сифицируемость предполагала открытость любой подлинно научной теории для фальсификации. Фальсифицируемость, согласно Попперу, означает, что в связи с теорией мыслится не только совокупность эмпирических данных, подтверждающих эту теорию, т. е. выводимых из нее путем дедукции, но и совокупность потенциальных фальсификаторов еще не зафиксированных эм-
Глава IV. Динамика науки как процесс порождения нового знания 275
лирических свидетельств, противоречащих этой теории. Теория называется «эмпирической» или «фальсифицируемой», если она точно разделяет класс всех возможных базисных высказываний на два подкласса: во-первых, класс всех тех базисных высказываний, с которыми она несовместима, которые она устраняет или запрещает (это класс потенциальных фальсификаторов теории), и, во-вторых, класс тех базисных высказываний, которые ей не противоречат, которые она «допускает». Иначе говоря, как считает В. С. Степин, «теория фальсифицируема, если класс ее потенциальных фальсификаторов не пуст».
Современные методологи указывают на необходимость различения уровней собственно теоретической организации знания, оовень экстраполяции, т. е. переноса методов частной модели а. все случаи теоретического поиска, во многом ограничен и не ляется универсальной процедурой. Способы построения теории еняются исторически. При этом в теории сохраняется как инва--гантное содержание, так и специфические особенности тех или чых эволюционных стадий развития научного мышления. В по-роении научной теории свое место занимают процедуры интерпретации и математической формализации.
В. С. Степин обращает внимание на три особенности построения развитой научной теории. Первая указывает на то, что «развитые теории большей степени общности в современных условиях создаются коллективом исследователей с достаточно отчетливо выраженным разделением труда между ними», т.е. речь идет
0 коллективном субъекте научного творчества. Это обусловлено
усложнением объекта исследования и увеличением объема необ
ходимой информации. «Вторая особенность современной теоре
тико-познавательной ситуации состоит в том, что фундаменталь
ные теории все чаще создаются без достаточно развитого слоя
первичных теоретических схем и законов», «промежуточные зве
нья, необходимые для построения теории, создаются по ходу тео
ретического синтеза». В качестве третьей особенности выступает
применение метода математической гипотезы, «построение тео
рии начинается с попыток угадать ее математический аппарат»1.
При обнаружении неконструктивных элементов внутри теорети
ческих схем проводилась своеобразная селекция идеализирован-
1 См.: Степин В. С. Теоретическое знание. М., 2000. С. 420—422, 427.
276___________________________________ Основы философии науки
ных объектов. Обращение к мысленному эксперименту позволяло объяснить или опровергнуть предполагаемые зависимости и
необходимые условия.
Теория обладает прогностической функцией,которая опирается на два вида прогноза:тривиальный и нетривиальный. Тривиальный (по определению В. Налимова— авгуровый) прогноз представляет собой проявление некоторой устойчивости достаточно инерционной системы, отличительной чертой которой выступает неопределенность, задаваемая прошлым в системе причинно-следственных отношений. Нетривиальный прогноз заставляет учитывать потенциальную возможность факторов, не включенных «в модель в силу их весьма малой значимости в прошлом». Для нетривиального прогноза характерны следующие признаки. Во-первых, изменчивость и подвижность самой системы, которая была бы открыта и могла бы строить свое функционирование, активно включая в себя реально действующие и внешние ее собственной структуре факторы. Во-вторых, это принципиально иной тип связи, при котором причинно-следственная зависимость не является основополагающей, аналогично тому, как «петля при вязании свитера не есть причина узора, хотя без нее он не может быть создан». Нетривиальный прогноз использует так называемый «фильтр предпочтений», создаваемый на основе образа желаемого будущего, и осуществляет выбор с учетом подобного многообразия предпочтений.
В контексте исследований по философии науки выделяются такие виды прогнозирования, как поисковый и нормативный прогнозы. Суть первого — выявление характеристик предметов и событий на основе экстраполяции тенденций, обнаруженных в настоящем. Второй говорит о возможном состоянии предмета в соответствии с заданными нормами и целями. Современный уровень развития науки привел к разработке и активному использованию таких прогностических методов, как «прогнозный граф» и
«дерево целей».
Графом называют геометрическую фигуру, состоящую из вершин — точек, соединенных отрезками-ребрами. Вершины обозначают собой цели, ребра — способы их достижения. Причем на всем протяжении ребра могут встречаться прогнозируемые отклонения оТ предполагаемой прямой научного поиска. Тогда граф имеет структуру с ответвлениями, отражающую реальный ход
Глава IV. Динамика науки как процесс порождения" нового знания 277
движения научной мысли. Графы могут содержать либо не содержать так называемые циклы (петли), могут быть связанными или несвязанными, ориентированными или неориентированными. Если связанный граф не содержит петель и ориентирован, то такой граф называют деревом целей или графо-деревом.
Дерево целей строится с учетом того, что ветви, происходящие из одного ствола, должны быть взаимоисключающими и образовывать замкнутое множество, т. е. содержать в себе все элементы конечного множества. Сам же графический образ дерева выполняет во многом иллюстративную функцию и может быть заменен списком альтернативных решений. В последнем выдерживается принцип выделения все менее и менее значимых уровней и событий. Для оценки их значимости можно приписать каждому из них коэффициент относительной важности.