Основы философии науки
В построении объяснительных схем и в выборе между ними Гроссетест руководствовался двумя общими формальными «метафизическими» принципами. Один из них — принцип единообразия (ишГогтпу) природы, подразумевающий, что причины всегда единообразны в своих действиях, что из разнородных действий следует умозаключать к разнородным причинам, и наоборот. Этот своеобразный принцип простоты был для него не только принципом отбора теорий или принципом, руководящим про- ; цессом индукции, он использовал его и в качестве принципа самого физического объяснения. Второе предположение, которое делает Гроссетест, состоит в принципе экономии Оехрагешюшае). Он заимствует его у Аристотеля, который установил этот принцип как некий прагматический регулятив: если одна вещь более доказана из многих предпосылок, а другая вещь — из немногих -предпосылок, одинаково ясных, то лучшая из них та, которая доказана из немногих, потому что она быстрее дает нам знание. :
«С такими предпосылками у Гроссетеста возникает противоре
чие между «онтологической» и «методологической» метафизикой,
если к последней относить принципы, подобные только что пере
численным (природа проста, природа не делает скачков и т. д.).
Так, например, в астрономии Гроссетеста не согласовывались гео- ■
метрически более мощная модель эпициклов и метафизически
более оправданная аристотелевская модель гомоцентрических
сфер. В связи с этим начинает развиваться противопоставление
чисто математической теории-простоты-ради и физико-метафи
зической «истинной» теории — противопоставление, сыгравшее в
свое время чуть ли не решающую роль. В комментарии к УШ
книге «Физики» (имеется в виду работа Аристотеля. — Т.Ф.) Грос
сетест допускает анализ движения в вакууме в качестве нереаль-а
ного, чисто математического случая. «Пространство, взятое как|
нереальный математический образ, может быть представлено и!
как пустое и как бесконечное, хотя эти атрибуты не могут бытья
приписаны реальному пространству»1. |
Гроссетест в попытке выработать общую методологию есте-| ственнонаучного исследования исходит из идей Аристотеля, из-| ложенных им во «Второй Аналитике». Но для достижения этой цели необходимо изменить понятие причины и механизм при-
1 АхупшнА. В. История принципов физического эксперимента. М., 1976. С. 152.
Глава II. Возникновение науки и основные стадии ее развития 109
чинного действия. Четыре аристотелевские причины Гроссетест заменяет двухполюсной причинно-следственной цепочкой, где действующая причина заняла место большей посылки, конечная причина — место вывода или заключения, а формальная и имматериальная причины — место среднего, специфического члена, исполняющего роль границ и условий обнаружения действия. Фундаментальность этой схемы для всего последующего развития физического мышления непреходяща.
«Именно это преобразование создает центр того прогрессивного в дальнейшем процесса, в котором рождается сама идея всеобщей физики, в котором преобразуется понятие научного объяснения, теоретического построения и точного эксперимента. Результат этого движения мы найдем в XVII в., но уже в ХП1 в. совершается необходимое изменение в научной культуре и даже ...развивается определенный набросок всеобщей физики, не получивший, впрочем, особого развития»1. Необходимо напомнить, что обычной для множества средневековых трактатов была мысль о том, что только в математике вещи, известные нам, и вещи, существующие по природе, тождественны. Исходя из этого, модель математического объяснения становится моделью идеального знания, и даже теологическую аргументацию мыслители этой поры пытаются сформулировать согласно математико-дедуктив-ному методу.
Но математика описывает явления в чистом виде и ничего не говорит о том, почему это происходит именно так. Ответить на этот вопрос может только метафизика. «Именно в этом — корень того «эмпиризма» и «индуктивизма», который показался многим столь похожим на методологию науки Нового времени и ... скорее, является чертой, принципиально отличающей средневековый метод физического мышления от экспериментально-теоретического метода Новой науки»2.
Наиболее фундаментальным достижением оксфордской физики являются теория света и оптика, которые могут пониматься как основа некоторой универсальной физической теории. Натурфилософская концепция света Гроссетеста, например, уменьшала творческую роль бога. Согласно этой концепции, бог создает
1 АхупшнА. В. История принципов физического эксперимента. М., 1976
С. 153.