Кохановский В.П., Лешкевнч Т.Г., Матяш Т. П., Фатхи Т.Б.

ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ОТРАСЛИ

Продолжение прил. 3

 
1,11963 1,12010 1,12058 1,12105 1,12152 1,12199 1,12247 1,12294 1,12341 1,12389  
1,12436 1,12484 1,12532 1,12579 1,12627 1,12674 1,12722 1,12770 1,12817 1,12865  
1,12913 1,12961 1,13009 1,13057 1,13105 1,13153 1,13201 1,13249 1,13297 1,13345  
1,13177 1,13225 1,13274 1,13322 1,13370 1,13418 1,13466 1,13515 1,13563 1,13611  
1,13660 1,13708 1,13756 1,13805 1,13853 1,13902 1,13951 1J3999 1,14048 1,14097  
1,14145 1,14194 1,14243 1,14292 1,14341 1,14389 1,14438 1,14487 1,14536 1,14585  
1,14635 1,14684 1,14733 1,14782 1,14831 1,14880 1,14930 1,14979 1,15029 1,15078  
1,15128 1,15177 1,15226 1,16276 1,15326 1,15375 1,15425 1,15475 1,15524 1,15574  
1,15624 1,15674 1,15723 1,15778 1,15823 1,15873 1,15923 1,15973 1,16023 1,16073  
1,16124 1,16174 1,16224 1,16274 1,16324 1,16375 1,16425 1,16476 1,16526 1,16576  
1,16627 !,16ь77 1,16728 1,16779 1,16829 1,16880 1,16931 1,16982 1,17032 1,17083  
1,17134 1,17185 1,17236 1,17287 1,17338 1,17389 1,17440 1,17491 1,17542 1,17594  
1,17645 1,17696 1,17747 1,17799 1,17850 1,17901 1,17953 1,18004 1,18056 1,18108  
1,18159 1,18211 1,18262 1,18314 1,18366 1,18418 1.18470 1,18521 1,18573 1,18625  
1,18677 1,18729 1,18781 1,18834 1,18886 1,18938 1,18990 1,19042 1,19095 1,19147  
Продолжение прил. 3  
 
1.19199 1,19252 1,19304 1,19356 1,19409 1,19462 1,19514 1,19567 1,19619 1,19672  
1,19725 1,19778 1,19830 1,19883 1,19936 1,19989 1,20042 1,20095 1,20148 1,20201  
1,20254 1,20307 1,20360 1,20414 1,20467 1,20520 1,20573 1,20627 1,20680 1,20734  
1,20787 1,20840 1,20894 1,20948 U1001 1,21055 1,21109 1,21162 1,21216 1,21270  
1,21324 1,21378 1,21432 1,21486 1,21540 1,21594 1,21648 1,21702 1,21756 1,21810  
1,21864 1,21918 1,21973 1,22027 1,22082 1,22136 1,22190 1,22245 1,22299 1,22354  
1,22409 1,22463 1,22518 1,22573 1,22627 1,22682 1,22737 1,22792 1,22847 1,22902  
1,22957 1,23012 1,23067 1,23122 1,23177 1,23232 1,23287 1,23343 1,23398 1,23453  
1,23508 1,23564 1,23619 1,23675 1,23730 1,23786 1,23841 1,23897 1,23953 1,24008  
1,24064 1,24120 1,24176 1,24231 1,24287 1,24343 1,24399 1,24455 1,24511 1,24567  
1,24623 1,24680 1,24736 1,24792 1,24848 1,24905 1,24961 1,25017 1,25074 1,25130  
г,25187 1,25243 1,25300 1,25356 1,25413 1,25470 1Д5526 1,25583 1,25640 1,25697  
1,25753 1,25810 1,25867 1,25924 1,25981 1,26038 1,26096 1,2.6153 1,26210 1,26267  
1,26324 1,26382 1,26439 1,26496 1,26554 1,26611 1,26669 1,26726 1,26784 1,26841  
1,26899 1,26956 1,27014 1,27072 1,27130 1,27188 1,27246 1,27304 1,27361 1,27419  
Продолжение прил. 3  
 
1,27477 2,27535 1,27594 1,27652 1,27710 1,27768| 1,27826 1,27884 1,27943 1,28001  
1,28060 1,28118 1,28176 1,28235 1,28293 1,28352 1,28411 1,28469 1,28528 1,28587  
1,28646 1,28704 1,28763 1,28822 1,28881 1,28940 1,28999 1,29058 1 29117 1,29176  
1,29235 1,29295 1,29354 1,29413 1,29473 1,29532 1,29591 1,29651 1,29710 1,29770  
1,29829 1,29889 1,29948 1,30008 1,30068 1,30127 1,30187 1,30247 1,30307 1,30367  
1,30427 1,30487 1,30547 1,30607 1,30667 1,30727 1,30787 1,30848 1,30908 1,30968  
1,31028 1,31088 1,31149 1,31209 1,31270 1,31330 1,31391 1,31452 1,31512 1,31573  
1,31633 1,31694 1,31755 1,31816 1,31877 1,31937 1,.31998 Т,32059 1,32120 1,32181  
1,32243 1,32304 1,32365 1,32426 1,32487 1,32548 1,32610 1,32671 1,32732 1,32794  
1,32855 1,32917 1,32978 1,33040 1,33102 1,33163 1,33225 1,33287 1,33448 1,33410  
1,33472 1,33534 1,33596 1,33658 1,33720 1,33782 1,33844 1,33906 1,33968 1,34031  
1,34093 1,34155 1,34217 1,34280 1,34342 1,34405 1,34467 1,34530 1,34592 1,34655  
1,34717 1,34780 1,34843 1,34906 1,34968 1,35031 1,35094 1,35157 1,35220 1,35283  
1,35346 1,35409 1,35472 1,35535 1,35598 1,35661 1,35724 1,35788 1,35851 1,35914  
Продолжение прил. 3  
 
1,35978 1,36041 1,36105 1,36168 1,36232 1,36295 1,36359 1,36423 1,36486 1,36550  
  1,36614 1,36678 1,36741 1,36805 1,36869 1,36933 1,36997 1,37061 1,37125 1,37189  
1,37254 1,37318 1,37382 1,37446 1,37510 1,37575 1,37639 1,37704 1,37768 1,37833  
1,37897 1,37962 1,38026 1,38091 1,39156 1,38220 1,38285 1,38350 1,38415 1,38480  
1,38545 1,38610 1,38674 1,38740 1,38804 1,38870 1,38935 1,39000 1,39065 1,39130  
1,39196 1,39261 1,39326 1,39392 1,39457 1,39523 1,39588 1,39654 1,39719 1,39785  
1,39850 1,39916 1,39982 1,40048 1,40113 1,40179 1,40245 1,4031! 1,40377 1,40443  
1,40509 1,40575 1,40641 1,40707 1,40773 ! ,40840 1,40906 1,40972 1,41039 1,41105  
1,41171 1,41238 1,41304 1,41371 1,41437 1,41504 1,41571 1.41637 1,41704 1,41771  
1,41837 1,41904 1,41971 1,42038 1,42105 1,42172 1,42239 1,42306 1,42373 1,42440  
1,42507 1,42574 1,42642 1,42709 1,42776 1,42844 1,42911 1.42978 1,43046 1,43113  
1,43181 1,43248 1,43316 1,43383 1,43451 1,43519 1,43587 1,43654 1,43722 1,43790  
1,43858 1,43926 1,43994 1,44062 1,44130 1,44198 1,44266 1,44334 1,44402 1,44471  
1,44539 1,44607 1,44675 1,44744 1,44812 1,44881 1,44949 1,45013 1,45086 1,45154  
                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебное издание

 

КУЛЬНЕВА Надежда Григорьевна

ПОСЛЕДОВА Юлия Ивановна

 

 

 

 

Подписано в печать 07.2013. Формат 60 х 84 1/16 .

Усл. печ. л. 5,9. Тираж 60 экз. Заказ С.-32

ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет инженерных технологий»

(ФГБОУ ВПО «ВГУИТ»)

Отдел полиграфии ФГБОУ ВПО «ВГУИТ»

Адрес университета и отдела полиграфии:

394036, Воронеж, пр. Революции, 19

К55 Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов. Рос­тов н/Д: Феникс, 2004. — 608 с. (Серия «Высшее образование».) Учебное пособие написано в соответствии с новыми требования­ми к подготовке, содержащимися в государственных образователь­ных стандартах, а также с учетом рекомендаций Института филосо­фии РАН (2003 г.).

Основное внимание уделено философскому анализу науки как спе­цифической системы знания, формы духовного производства и со­циального института. Рассмотрены общие закономерности развития науки, ее генезис и история, структура, уровни и методология науч­ного исследования, актуальные проблемы философии науки, роль науки в жизни человека и общества, перспективы ее развития и ряд других проблем.

Пособие рассчитано прежде всего на аспирантов и соискателей, готовящихся к экзаменам кандидатского минимума, а также на на­учных работников, студентов и всех желающих составить собствен­ное представление о философской рефлексии над развитием науки.

ББК 87 15ВЫ5-222-04626-5

Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г.,

Матяш Т. П., Фатхи Т.Б., 2004 ° Оформление, изд-во «Феникс», 2004

От авторов

Эта книга предназначена для аспирантов и соискателей — мо­лодых ученых, занимающихся разными специальностями как в области естественных, так и в области гуманитарных наук. Она дает им возможность подготовиться к наиболее серьезному в их жизни официальному экзамену по философии — кандидатскому экзамену. Поэтому мы находим возможным обратиться непо­средственно к самим будущим читателям книги.

Дорогие наши читатели, соискатели и аспиранты!

Вы стоите сейчас перед непростой задачей — сдать наряду с собственной специальностью и иностранным языком еще одну важную дисциплину — философию, но в том ее ракурсе, где она тесно смыкается и взаимодействует с наукой. Как вы уже знаете, философия — теоретическая рефлексия об отношениях человека и мира — занимается самыми разными проблемами: сущностью человека и смыслом жизни, спецификой познания и деятельно­сти, вопросами о Боге, смерти и бессмертии и т.д. Эти вопросы важны и интересны для любого человека, и подобная тематика может привлекать и волновать вас даже за пределами учебных занятий. Однако сейчас вам необходимо встретиться с тем обли­ком философии, который крайне необходим для вас как для про­фессиональных ученых, но еще не знаком вам в достаточной мере, — с философией науки.

Дело в том, что ученый, специалист, если он всерьез занят собственным делом, не может обойтись без рефлексии, размыш­ления над смыслом своих научных занятий, без попытки осоз­нать специфику той интеллектуальной деятельности, которой он посвящает жизнь. Именно поэтому в самое ближайшее время вам предстоит понять и усвоить особенности научного мироотноше-ния, познакомиться с этапами развития науки, обратиться к осо­бенностям взаимодействия науки с другими сферами жизни.

Наша реальная практика работы с аспирантами разных спе­циальностей показывает, что, сдав сначала курсовой, а затем всту­пительный аспирантский экзамен по философии, вы в достаточ­ной мере овладеваете содержанием этой дисциплины, предусмот­ренным государственным образовательным стандартом высшего образования. У вас уже есть определенная философская эруди­ция, некоторый запас знаний, полученных в студенчестве. В ис­торико-философском разделе вы приобрели представление о струк­туре и специфике философии, рассмотрели генезис и основные этапы ее исторического развития. В теоретической (фундаменталь­ной) философии изучили проблемы онтологии, теории познания и методологии. В социальной философии главными проблема­ми, с которыми вы соприкоснулись, были: человек и общество, социальная структура, гражданское общество и государство, роль ценностей в человеческой жизни, будущее человечества и др.

Весь этот объем философских знаний является вполне доста­точным, для того чтобы каждый из вас, став аспирантом, мог перейти к более глубокому изучению философии, подняться на еще одну ступень философской подготовки. Потребность в таком ■ «философском росте» возникает у самих аспирантов, в чем вы сможете убедиться, как только прикоснетесь к фундаментальным проблемам собственной науки. Кроме того, как мы уже отмети-. ли, кроме чисто теоретического интереса у аспирантов есть и прак­тическая проблема — экзамен, который хотя и называется «кан­дидатский минимум», тем не менее требует активизации ваших знаний «по максимуму». Книга, которую вы сейчас держите в руках, как раз и призвана, с одной стороны, помочь вам в реали­зации ваших философско-теоретических интересов, а с другой — оказать серьезное содействие в подготовке к экзамену.

При создании нашей книги мы исходили из того, что выпус­книку аспирантуры — будет ли он работать в «чистой науке» или в сфере образования — изложенные в этом пособии проблемы фи­лософии науки будут отнюдь не бесполезны. Пособие предлагает содержательное описание требований Госстандарта по курсу фи­лософии и методологии науки и заполняет возникший дефицит учебной литературы по данной дисциплине.

Наука — сложное многогранное целостное явление, а процесс развития научного познания — в силу его сложной и многослойной структуры — не однонаправленный монотонный, «одноплоскостной» процесс. Это всегда, в любую эпоху процесс нелиней­ный, характеризующийся разнонаправленностью изменения форм научного знания, в котором постоянно возникают новые точки роста, нововведения и центры изменения, многообразные возмож­ности и ситуации выбора. Поэтому не только возможны, но и необходимы разные модели и образы развития науки.

Научное познание развивается в контексте исторического раз­вития общества. А это значит, чтобы понять его природу, особен­ности и историческую динамику, необходимо рассматривать на­учное познание как социально-культурный процесс. Надо понять, как осуществляется и развивается социальная жизнь людей, как она определяет на разных этапах своей истории состояние и осо­бенности научной деятельности.

Наука — это та сфера человеческой деятельности, в которой происходят выработка и теоретическая систематизация объек­тивных знаний о действительности, в которую науки — по мере своего развития — проникают все более глубоко и широко. Вме­сте с тем наука ориентируется и на человека, на безграничное развитие его интеллекта, его творческих способностей, культу­ры мышления.

Наряду со знаниями об объектах наука формирует знания и о методах, принципах и приемах научной деятельности. Потреб­ность в развертывании и систематизации знаний второго типа . приводит на высших стадиях развития науки к формированию методологии как особой отрасли научного исследования, призван­ной направлять научный поиск.

Наука изучает не только окружающую действительность, но и сама себя с помощью комплекса дисциплин, куда входят исто­рия и логика науки, психология научного творчества, социология знания и науки, науковедение и др. В настоящее время бурно раз­вивается философия и методология науки, исследующая общие закономерности научно-познавательной деятельности, структуру и динамику научного знания, его уровни и формы, его социокуль­турную детерминацию, средства и методы научного познания, спо­собы его обоснования и механизмы развития знания.

Философия науки сложилась к середине XX в. и как фило­софское направление, исследующее общие характеристики науч­ной деятельности в целом, и как раздел философии, разрабатываемый в рамках различных философских течений, поскольку они так или иначе обращаются к феномену науки.

Рассматривая проблему философии науки, мы имели в виду не отдельные науки, которые, конечно, сильно отличаются друг от друга, а науку как своеобразную форму познания, специфичес­кий тип духовного производства и социальный институт. Можно сказать, что речь идет о «науке вообще», которая, при всем много­образии своих обликов, несомненно, отличается от других сфер человеческой жизни — производства, морали, искусства, рели­гии, обыденного сознания и т. п.

Мы надеемся, что предлагаемое вашему вниманию учебное пособие в равной мере будет полезным для представителей всех частных научных дисциплин — как для «физиков», так и для «ли­риков».

Авторский коллектив: доктор философских наук, профессор В. П. Кохановский (глава I, § 2, 4; глава II, § Г, 5; глава Ш, § 1— 5; глава IV, § 1, 6; глава V; глава VII, § 1; глава VIII); доктор философских наук, профессор Т. Г. Лешкевич (Введение; глава I, § 1, 3, 5; глава II, § 3 (в соавторстве); глава Ш, § 6, 7; глава Г/, § 2—5; глава VII, § 2—8; глава IX); доктор философских наук, профессор Т. П. Матяш (гл. VI); кандидат философских наук, до­цент Т. Б. Фатхи (гл. П, § 2, 3 (в соавторстве), 4, 6, 7).