В.А. ГОРБУХОВ 15 страница

Оплата расходов на профессиональное обучение (переобучение) застрахованного лица осуществляется в соответствии с договорами, заключенными страховщиком в пользу застрахованного лица с расположенными на территории РФ образовательными учреждениями (организациями) профессионального и дополнительного образования, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности и прошедшими аккредитацию в установленном порядке.

В мае 2006 г. Приказом Фонда социального страхования утверждены должностные оклады работников региональных отделений Фонда соцстраха РФ.

В 2007 г. Министерство здравоохранения и социального развития РФ дало Разъяснения о порядке оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Одним из принципов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является полнота возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного лица при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных, установленных Законом случаях, путем предоставления застрахованному лицу в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплата расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

В 2007 г. Минздравсоцразвития РФ установило Порядок и условия дополнительной оплаты первичной медико-социальной помощи, оказанной амбулаторно-поликлиническими учреждениями работающим гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования. Дополнительная оплата первичной медико-санитарной помощи производится региональными отделениями Фонда социального страхования в соответствии с договорами, заключаемыми с территориальными фондами обязательного медицинского страхования и амбулаторно-поликлиническими учреждениями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность и оказывающими медицинскую помощь в рамках программ обязательного медицинского страхования.

 

7.6. Жилищная политика

 

Жилищный кодекс РФ 2005 г. кардинально поменял порядок получения муниципального или государственного жилья. Государство оставило за собой обязанность предоставлять социальное жилье только тем нуждающимся, кто не может приобрести его самостоятельно, то есть малоимущим. При этом основанием для вселения в предоставляемую квартиру или иное жилое помещение будет не ордер, а договор социального найма, который жилец-наниматель должен заключить с владельцем жилья. Форму этого документа разработало Министерство регионального развития и утвердило Правительство России.

Кроме малоимущих нуждающихся названы еще три категории граждан, которые имеют право, причем внеочередное, на получение бесплатного жилья. Это жильцы аварийных домов, чьи квартиры признаны непригодными для проживания и не подлежат реконструкции или ремонту; это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, то есть воспитанники детских домов; и наконец, это граждане, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний и социально-опасных заболеваний (например, открытой, то есть заразной, формой туберкулеза).

Прежде чем въехать на предоставляемую ему жилплощадь, любой наниматель теперь должен подписать с собственником жилья договор социального найма. Этот договор подробно проговаривает права и обязанности сторон, его подписавших, а потому и жильцам, и муниципалитету (или иному собственнику жилья) в дальнейшем будет проще строить свои отношения. Например, в договоре четко указывается, что текущий ремонт внутри квартиры целиком и полностью ложится на плечи жильцов-нанимателей. Они не только за свой счет приводят в порядок стены, полы, потолки, окна и двери, но и оплачивают ремонт внутри квартирного инженерного оборудования: электропроводки, водо- и теплоснабжения, газовой сети. Текущий капитальный ремонт общего имущества и капитальный ремонт - это обязанности владельца жилья, то есть наймодателя.

Очень важное новшество в договоре - пункт о приеме жилья наймодателем. Суть в том, что, заключая договор социального найма, жилец-наниматель в срок не более 10 дней подписывает еще один документ - акт о том, что получаемое им в пользование помещение пригодно для проживания, что все оборудование в нем исправно. При освобождении квартиры жильцы обязаны оставить ее в том же самом виде - чистой, с работающей плитой и нетекущими кранами. Нужно также сказать, что и наймодатель, и члены его семьи имеют полное право временно отсутствовать в нанимаемой ими квартире.

В соответствии с ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" устанавливаются порядок и размеры выплат участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей, нуждающимся в улучшении жилищных условий, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения. В силу особенностей военной службы военнослужащие, наверное, в наибольшей степени менее защищены в плане обеспечения их жильем. Поэтому Правительство РФ принимает меры к тому, чтобы усилить защищенность военнослужащих. Так, участники накопительно-ипотечной системы или члены их семей признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также в случае приобретения ими жилых помещений за счет ипотечного кредита с использованием целевого жилищного займа и наличия на момент увольнения непогашенных обязательств по ипотечному кредитованию. Выплата дополнительных средств производится федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба:

1) участникам накопительно-ипотечной системы, общая продолжительность службы которых составляет от 10 до 20 лет;

2) членам семей участников накопительно-ипотечной системы в случае исключения участников из списка личного состава воинской части в связи с их гибелью или смертью, признанием их в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявлением их умершими, кроме случая, когда член семьи участника накопительно-ипотечной системы принял на себя обязательства по ипотечному кредиту. Выплата дополнительных средств производится по последнему месту военной службы участника накопительно-ипотечной системы 1 раз за весь период военной службы. Выплата дополнительных средств производится заинтересованным федеральным органом исполнительной власти в трехмесячный срок со дня поступления соответствующего заявления (рапорта) участника накопительно-ипотечной системы или члена его семьи. Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти организуют работу по проверке документов, представленных участниками накопительно-ипотечной системы и членами их семей, и содержащихся в них сведений. Порядок организации работы по выплате участникам накопительно-ипотечной системы и членам их семей дополнительных средств определяется заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, которые несут ответственность за обоснованность принятого решения о выплате дополнительных средств участникам накопительно-ипотечной системы.

В 2005 г. Министерство регионального развития РФ в целях выполнения мероприятий по реализации ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" утвердило распределение государственных жилищных сертификатов по субъектам РФ.

Правительством РФ определен порядок пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов, а также принадлежащими гражданам на праве собственности жилыми помещениями в многоквартирных домах.

В 2006 г. Правительство РФ установило, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидий на приобретение жилья, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Правила устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета субсидии для приобретения жилого помещения. Предоставление субсидии является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения. Участие в подпрограмме добровольное. Сертификаты выпускаются государственным заказчиком подпрограммы. Право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан:

1) военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащих увольнению с военной службы (службы), признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений);

2) граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности;

3) члены семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, погибших в период прохождения военной службы, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений);

4) граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений);

5) граждане, прибывшие на постоянную работу по контракту в расположенные на территории комплекса "Байконур" организации, которые финансируются за счет средств федерального бюджета, увольняемые (уволенные) с работы на комплексе "Байконур", основаниями для увольнения которых являются выход на пенсию по возрасту, или ликвидация организации, или сокращение численности либо штатов работников, или состояние здоровья, зарегистрированные администрацией города Байконура в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и не имеющие жилья на территории РФ;

6) граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г.;

7) граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений;

8) граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Размер субсидий рассчитывается соответствующим федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ.

В рамках Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг. реализуется подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей". Установлен порядок предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита или займа на приобретение жилого помещения при создании объекта индивидуального жилищного строительства.

Участницей данной подпрограммы может стать молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, если возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение субсидии в планируемом году не превышает 30 лет и данная семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Третье условие для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" - достаточные собственные финансовые средства. Поскольку государство оплачивает стоимость новой квартиры лишь частично, семья должна иметь такие доходы, чтобы оплатить ту часть стоимости жилья, которая превышает размер субсидии. Причем эти доходы должны быть подтверждены документально.

Общий размер государственной субсидии, которая формируется из федерального, регионального и местного бюджетов, составляет для бездетной молодой семьи не менее 35% от расчетной стоимости жилья в данном регионе. Если есть дети, то семья может рассчитывать уже как минимум на 40-процентную субсидию. Если семья родила или усыновила ребенка, уже участвуя в подпрограмме, ей предоставляется дополнительная субсидия в размере не менее 5%. Конкретный размер субсидии рассчитывается исходя из размеров общей площади жилья, установленного для семей разной численности, из количества членов молодой семьи и норматива стоимости одного квадратного метра в муниципальном образовании. Норматив стоимости квадратного метра устанавливает орган местного самоуправления, но он не может быть выше средней рыночной стоимости в субъекте Федерации.

Что касается поддержки сельского населения в улучшении жилья, то здесь для граждан условия более выгодные. Собственных средств должно быть не менее 30%, остальное погашается на условиях софинансирования из федерального, регионального и местного бюджетов. Для участия в "сельской" Программе необходимо постоянно проживать в сельской местности, нуждаться в улучшении жилищных условий, а также документально подтвердить наличие собственных средств для оплаты 30% расчетной стоимости приобретаемого жилья. Возрастного порога в этой Программе нет.

Предоставляется также возможность выбора самого жилья. Это может быть квартира в готовом доме, это может быть участие в долевом строительстве многоквартирного дома, а можно строить собственный дом на собственной земле. Единственное условие - все это должно находиться в сельской местности, в пределах муниципального образования. В котором гражданин постоянно проживает.

Как видно, есть некоторые различия в объемах и условиях государственной помощи для улучшения жилищных условий. Есть такие граждане, которые имеют право участвовать как в той, так и в другой программе. Например, молодая семья, которая проживает в сельской местности. У такой семьи есть возможность выбора программы. Но при этом нужно помнить, что право на улучшение жилищных условий с использованием субсидий или других форм государственной поддержки за счет федерального бюджета предоставляется только один раз.

Тем не менее цены на реальном рынке растут крайне быстрыми темпами. А это значит, что, даже имея право на государственное обеспечение жильем, во многих случаях военным, чернобыльцам, вынужденным переселенцам и всем остальным придется либо довольствоваться квартирой малой площади, либо доплачивать из своих сбережений, либо уезжать из города и покупать жилье в сельской местности.

Отставники, северяне, переселенцы Байконура, в общем все, кому государство в принципе не отказывает в помощи, задаются одним и тем же вопросом: обещают квартиру вроде целиком, а денег хватает едва на половину. Чиновники объясняют это государственным подходом: в городе жилье дороже, в прилегающей области - дешевле, вот и выводится средняя цифра. Хочешь жить в городе - придется доплатить. Согласен на село - тогда субсидии хватит. Заодно, кстати, и проблему вымирающего села можно попытаться решить.

Теперь, видимо, такой же подход будет применяться и в отношении молодых семей.

Жилищный кодекс 2005 г. резко сузил круг лиц, которые могут претендовать на получение жилья от государства. Теперь, чтобы попасть в число признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, мало действительно нуждаться в жилье. Помимо этого нужно, чтобы семья не имела достаточных доходов, чтобы самостоятельно решить свою проблему, то есть была признана малоимущей. Перечень тяжелых хронических заболеваний, подготовленный Минздравсоцразвития РФ, в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ дает право семье, в составе которой есть такой больной, встать на учет в качестве нуждающихся в жилье. Для справки укажем, что к таким заболеваниям отнесены:

1) активные формы туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза;

2) злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями;

3) хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями;

4) эпилепсия с частыми припадками;

5) гангрена конечностей;

6) гангрена и некроз легкого;

7) абсцесс легкого;

8) пиодермия гангренозная;

9) кишечный свищ;

10) уретральный свищ.

В Минздравсоцразвития поясняют, что никаких особых форм медицинских справок и документов на этот счет не существует. Заявитель прилагает к заявлению просьбу поставить его на учет и представляет выписку из истории болезни из лечебного учреждения, где он наблюдается по данному виду заболевания. Жилищный орган при необходимости может сам обратиться в медицинское учреждение и затребовать подтверждающие документы.

В силу Конституции РФ Российская Федерация как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, призвана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина в этой сфере, в частности права каждого на жилище, признаваемого международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень.

В жилищной сфере в период перехода к рыночной экономике были определены правовые начала преобразований отношений собственности, которые реализовывались за счет всемерного роста частного жилищного фонда, который пополнялся путем:

1) приватизации в установленном порядке занимаемых жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов;

2) жилищного строительства, в том числе жилищного строительства товариществами индивидуальных застройщиков;

3) участия в жилищных и жилищно-строительных кооперативах;

4) купли-продажи жилья;

5) приобретения в порядке наследования и по другим законным основаниям.

Поскольку уровень доходов не позволял большей части населения России обеспечивать себя собственностью в жилищной сфере самостоятельно, граждане реально пользовались, как правило, только одним способом приобретения жилья в частную собственность - путем бесплатной приватизации занимаемых ими жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов. Создание частного жилищного фонда в РФ в немалой степени именно за счет приватизации жилых помещений, и соответственно, существенное сокращение государственного и муниципального жилищных фондов, являются свидетельством преобразования отношений собственности.

К основным налогам жилищной политики относится реализация гражданами права на жилище и обусловливаемых им жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах.

Вместе с тем органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции должны обеспечивать условия для осуществления права на жилище путем предоставления гражданам на добровольной основе жилых помещений по договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда. Это означает необходимость выработки органами публичной власти в рамках мер социальной защиты определенных категорий населения адекватной условиям рыночной экономики жилищной политики. Материальную основу такой политики составляет жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов. Жилищный фонд социального использования формируется из находящихся в государственной и муниципальной собственности объектов жилищного фонда и пополняется за счет ввода новых объектов, предназначенных исключительно для удовлетворения потребности в жилище и обеспечения жилыми помещениями социального использования малоимущих и иных категорий граждан, указанных в законе. Прекращение на определенном этапе бесплатной приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и тем самым оставление в государственной и муниципальной собственности доли жилищного фонда социального использования позволяет РФ как социальному государству выполнять свою социальную функцию в области жилищных отношений.

В современном обществе обеспечение населения жильем является важнейшей социальной потребностью; решение жилищного вопроса не может быть целиком отдано на откуп рынку, неограниченное действие которого, особенно в ситуации трансформации экономики, способно создать опасность нежелательных социальных последствий, а потому отражает не только частный, но и публичный интерес.

К компетенции органов государственной власти РФ в области жилищных отношений относятся:

1) определение порядка государственного учета жилищных фондов;

2) установление требований к жилым помещениям;

3) определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях;

4) определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

5) определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда РФ;

6) определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда РФ гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях;

7) определение оснований предоставления по договорам найма специализированных жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

8) определение порядка организации деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов;

9) определение порядка и деятельности товариществ собственников жилья;

10) определение оснований, порядка и условий выселения граждан из жилых помещений;

11) иные вопросы.

К компетенции органов государственной власти субъектов РФ в области жилищных отношений относятся:

1) государственный учет жилищного фонда субъекта РФ;

2) определение порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта РФ;

3) определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ;

4) определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

5) иные вопросы.

К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:

1) учет муниципального жилищного фонда;

2) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;

3) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

4) осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда;

5) другое.

Нужно сказать также несколько слов об управлении в жилых кооперативах. Органами управления жилищного кооператива являются:

1) общее собрание членов жилищного кооператива;

2) конференция, если число участников общего собрания членов жилищного кооператива более пятидесяти;

3) правление жилищного кооператива и председатель правления жилищного кооператива.

Общее собрание является высшим органом управления в жилищном кооперативе и органом контроля за его деятельностью. Правление жилищного кооператива осуществляет руководство текущей деятельностью кооператива, избирает из своего состава председателя кооператива. Председатель правления жилищного кооператива без доверенности действует от имени кооператива, обеспечивает выполнение решений правления кооператива и осуществляет иные полномочия, не отнесенные к компетенции общего собрания членов кооператива или правления кооператива.

Если говорить о товариществах собственников жилья, то его органами управления являются общее собрание членов товарищества и правление товарищества. Общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества. Руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества, которое избирает из своего состава председателя товарищества. Председатель правления товарищества обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно. Председатель правления товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положения об оплате их труда.

Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией: при этом многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования, устанавливается соответственно Правительством РФ, органом государственной власти субъекта РФ и органом местного самоуправления.

В целях создания условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления:

1) обеспечивают равные условия для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм;

2) могут предоставлять управляющим организациям, ТСЖ и жилищным кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов;

3) содействуют повышению уровня квалификации лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, и организации обучения лиц, имеющих намерение осуществлять такую деятельность.

 

Заключение

 

Социальное управление выступает одним из видов управления в обществе. Социальное управление представляет собой взаимодействие управляющих и управляемых субъектов, которое направлено на регулирование отношений между различными социальными общностями и деятельности по осуществлению социальной политики.

Социальное управление трактуется как отношение субъект - объект, в рамках которого обе стороны (управляющая и управляемая) процесса управления выступают активно действующими субъектами, а объектом управления при этом является социальная деятельность субъектов социального управления.

Социальное управление рассматривается на нескольких уровнях управления:

1) государственном;

2) региональном;

3) муниципальном;

4) менеджмента организации.

В учебном пособии представлена характеристика институтов социального управления, главной особенностью которых является то, что они являются средствами организации взаимодействия управляющих и управляемых субъектов в социальной сфере на разных уровнях социального управления.

Основное внимание уделено социальному управлению при организации деятельности субъектов социального управления по реализации прав человека и гражданина.

В качестве одной из сфер жизнедеятельности проанализировано образование, которое является предметом социального управления.

Общественное мнение и массовая коммуникация являются механизмами социального управления. Это потребовало их функционального анализа и выявления значения для управленческих взаимодействий.

В учебном пособии рассмотрены социальные технологии управления, антикризисные стратегии управления.

Одной из основных тем, поднятых в учебном пособии, является управление социальной защитой населения, самая обширная и сложная в социальном управлении.

Рассмотрены также региональные аспекты социального управления, и особое место уделено самому проблемному на сегодня региону в России - южному, включая Северный Кавказ.

Дана характерная особенность такого объекта социального управления, как современное здравоохранения, и выделены реформы в этой отрасли социальной сферы.

Детально охарактеризована политика оплаты труда как основного направления социальной политики.

Тесно взаимосвязаны между собой в России оказались политика в сфере занятости населения и миграционная политика нашего государства.

Проблемной на сегодня остается такое направление социальной политики, как социальное страхование.

Активно идет реформа в жилищной сфере.

Тем не менее очевидна потребность в анализе социального управления как особого вида управленческой деятельности.

 

Литература

 

1. Атаманчук Г.В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы). М.: Экономика, 2000.

2. Волков Ю.Г. Социология: Элементарный курс: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2001.

3. Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.