В.А. ГОРБУХОВ 12 страница

Особенность социально-экономических прав в том, что они менее универсальны. Социально-экономические права затрагивают преимущественно сферу трудовых и социальных отношений. В отличие от политических и гражданских прав социально-экономические права отличаются меньшей определенностью, четкостью и жестокостью формулировок.

Источниками правового регулирования социально-экономических прав служат принципы и нормы, содержащиеся в международных, региональных, государственных документах: в общих принципах Устава ООН, в программных положениях Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, в конвенциях Международной организации труда и др. Базовые определения, касающиеся социально-экономических прав человека в современной России, записаны в актах, провозглашающих цели российского общества и Российского государства в социальной сфере. Социально-экономические права отражены в нормах, содержащихся в соответствующих кодексах, регламентирующих положения человека в сфере труда и быта, условия для занятости, благосостояния, получение образования, медицинских услуг.

К экономическим правам относятся: право на труд, на собственность, на предпринимательскую деятельность, на забастовки, на заключение коллективных договоров между работодателями и работниками.

Социальные права обеспечивают человеку достойный уровень жизни и социальную защищенность. К ним относится: право на социальное обеспечение; право на достойное существование; удовлетворительный жизненный уровень; охрану и помощь семье; меры защиты материнства; особая охрана и помощь детям и подросткам; право на достойный уровень жизни, психического и физического здоровья.

Осуществление социальных прав в РФ устанавливается законодательством. Право на социальное обеспечение регулируется Федеральными законами: "Об основах социального обслуживания населения в РФ", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и др. В области законодательства, касающегося реализации прав граждан на жилище, можно назвать: Жилищный кодекс РФ, ФЗ "О товариществах собственников жилья" и др. Для обеспечения права на охрану здоровья и медицинскую помощь приняты Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, ФЗ "О медицинском страховании граждан в РФ".

Культурные права представляют собой определенные возможности для духовного развития человека. К ним относятся права на: образование, доступ к культурным ценностям, доступ к культурной жизни общества, литературное, художественное, научное и другое творчество.

Специфика социального управления в сфере защиты и гарантированности прав человека заключается в том, что она касается не только прав отдельных индивидов, но и коллективных прав. Среди коллективных прав выделяют: права народов, права национальных, религиозных, языковых меньшинств, права некоторых социальных групп (женщин, инвалидов, несовершеннолетних, безработных, беженцев, жертв политических репрессий и др.). Коллективное право реализуется группой совместно, хотя часть из них может осуществляться одновременно и инвалидом, принадлежащим к данной общности. Коллективные права отражены в соответствующих законах. В России созданы специальные системы законодательных норм, нацеленных на обеспечение прав женщин, несовершеннолетних, национальных меньшинств. При реализации личных и коллективных прав важно избежать противоречий между ними. Противоречия, возникающие между правами человека как личности и коллективными правами, а также между правами различных общностей, влекут за собой противостояние личности и общества, вследствие чего могут возникать региональные, межнациональные, межконфессиональные конфликты. Выявление проблем таких взаимоотношений и поиск путей их решения, сочетание индивидуальных и коллективных прав представляют собой важную функцию социального управления.

Важной функцией социального управления в сфере реализации прав человека выступает контроль за соблюдением правовых норм, обеспечивающих защиту этих прав. Необходимо постоянно контролировать на разных уровнях применение правовых норм. Для контроля за применением правовых норм создаются специальные органы. Это национальные, региональные и международные организации.

Для начала рассмотрим международные организации, существующие для контроля за осуществлением прав человека. Основная такая организация - Организация Объединенных Наций. Существует также ряд неправительственных международных организаций для контроля за осуществлением прав человека.

На региональном уровне вопросами защиты прав человека занимаются:

1) Европейский суд по правам человека;

2) Межамериканский суд по правам человека;

3) Африканская комиссия по правам человека и народов

4) и др.

Выделяют национальные учреждения по контролю за соблюдением прав человека:

1) специальные государственные учреждения и службы;

2) независимые комиссии по правам человека;

3) правозащитные организации;

4) суды;

5) парламент;

6) средства массовой информации;

7) профессиональные ассоциации и союзы;

8) религиозные организации;

9) учебные заведения;

10) учреждения социальной защиты населения

11) и др.

Самая важная и главная роль в контроле за реализацией прав человека принадлежит омбудсменам (уполномоченным по правам человека). Уполномоченный по правам человека (так он называется в России, в Англии - парламентский уполномоченный по делам администрации, во Франции - посредник, В США - общественный адвокат и помощник граждан, в Италии - защитник граждан) выполняет следующие функции:

1) взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления;

2) изучение ситуации в стране по соблюдению прав человека;

3) анализ национального законодательства в целях выявления его несоответствия общепризнанным принципам и нормам международного права и международным обязательствам страны в области прав человека;

4) просвещение граждан по вопросам прав человека, форм и методов защиты.

В Российской Федерации должность Уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией РФ 1993 г.

В России также существует Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в РФ" от 26 февраля 1997 г. В соответствии с Конституцией РФ Уполномоченный по правам человека в РФ назначается Государственной Думой Федерального Собрания РФ. При Уполномоченном по правам человека действует Экспертный совет, состоящий из высококвалифицированных юристов, общественных деятелей, представителей правозащитных организаций.

Должность Уполномоченного по правам человека в соответствии с Федеральным конституционным законом, конституцией либо уставом, законом субъекта РФ может учреждаться в субъекте РФ.

Основным источником информации о нарушениях прав человека, поступающей к Уполномоченному по правам человека, являются письменные заявления, обращения и жалобы граждан на решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Контроль за соответствием реализации прав человека провозглашенным правам является неотъемлемой частью функций социального управления. Она, эта функция, связана тесным образом с информационной функцией социального управления. Информация, "полученная посредством социологических исследований, нашедшая отражение в докладах, отчетах, предложениях, рекомендациях Уполномоченных по правам человека, имеет особо важное значение для определения наиболее острых социальных проблем, выработки и принятия решений в сфере социального управления, поскольку базируется на реальных социальных проблемах России в целом, различных регионов и муниципальных образований" <1>.

--------------------------------

<1> Зборовский Г.Е., Костина Н.Б. Социология управления: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2007. С. 234.

 

Благодаря Уполномоченным по правам человека в РФ выявлены наиболее острые социальные проблемы нашего российского общества, связанные с нарушением прав человека:

1) в РФ остается напряженной криминогенная ситуация; очень высок уровень латентной (скрытой) преступности;

2) остро стоит вопрос защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; постоянно растет количество беспризорных и безнадзорных детей; все чаще у детей выявляются расстройства психики; удваивается за последние годы число детей инвалидов; значительно возросла смертность среди детей и молодежи в результате употребления наркотических средств; все больше детей не ходит в школу; отсутствует система бесплатных спортивных секций; непомерно высоки цены на билеты для посещения учреждений культуры;

3) крайне неблагополучная ситуация сложилась в сфере миграции.

Информация, необходимая для принятия управленческих решений в сфере реализации прав человека, может быть получена путем исследования восприятия ситуации с правами человека на уровне массового сознания. Нужно сказать, что более половины россиян рассматривают положение с правами человека в РФ как неудовлетворительное. Причем данная оценка характерна для всех демографических и социальных групп. Все это демонстрирует, что проблема с неудовлетворительным осуществлением прав человека является "зоной повышенной социальной обеспокоенности и тревоги в массовом сознании" <1>.

--------------------------------

<1> Зборовский Г.Е., Костина Н.Б. Социология управления: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2007. С. 235.

 

6.6. Общественное мнение и социальное управление

 

Общественное мнение рассматривается как состояние общественного сознания, как практическая деятельность социальных субъектов, как социальный институт. Общественное мнение - социально обусловленное и изменяющееся состояние общественного сознания больших социальных групп, выражаемого публично по проблемам, важным для общества в целом или его отдельных структур. В рамках концепции социального управления общественное мнение является не просто состоянием общественного сознания или определенным видом оценочной деятельности, но и одним из наиболее значимых механизмов взаимодействия людей. Его невозможно не брать во внимание в процессе социального управления, поскольку этот механизм взаимодействия людей серьезно влияет на поведение социальных общностей.

Общественное мнение включает в себя четыре элемента:

1) знания;

2) эмоции;

3) оценки;

4) поведение.

Социальное управление учитывает уже сложившееся по тому или иному вопросу общественное мнение. Социальное управление также влияет на процесс складывания общественного мнения и его поведения.

В общественном мнении выделяется несколько стадий:

1) зарождение;

2) формирование;

3) функционирование;

4) спад;

5) отмирание.

На стадии зарождения общественного мнения социальное управление натыкается на широкий интерес определенной части населения к тем или иным проблемам складывания группового мнения. На стадии формирования общественного мнения, в ходе обмена мнениями и оценками возникают большие группы единомышленников, происходит сплочение одних групп и размежевание их с другими, выявляются противоположные позиции. На стадии функционирования официально признается какое-либо одно мнение, которое оказывается доминирующим и способно стать либо партнером, либо противником структур управления, столкнувшихся с той или иной проблемой. На стадии спада общественного мнения интерес к проблеме снижается за счет сужения социального состава субъекта этого мнения, а проблема, которая формировала общественное мнение, теряет свою актуальность. На стадии отмирания мнение теряет качество массового мнения и превращается в разрозненные суждения и оценки отдельных людей и групп, и как следствие, к нему исчезает интерес со стороны субъектов социального управления.

Субъектами общественного мнения выступают социальные общности: массовые и групповые, демографические и социально-территориальные, этнические и религиозные, профессиональные и образовательные, формальные и неформальные, официальные и неофициальные.

Объектом общественного мнения может быть все, что доступно субъекту общественного мнения: события, факты, явления. Отличительной чертой таких объектов должно стать то, что они должны иметь различные толкования и оценки. Реальные факты и информация о них превращаются в объект общественного мнения только при условии заинтересованности в этом его субъекта и актуальности самих процессов. Таким образом, субъект и объект общественного мнения неразрывно связаны между собой.

Общественное мнение выполняет ряд функций, свидетельствующих о его близости к социальному управлению. Одной из основных функций общественного мнения является регулятивная функция, которая связана с регулированием общественных отношений и реализацией определенных норм. Еще одна функция общественного мнения - контрольная. Она состоит в осуществлении контроля за деятельностью государственных и муниципальных органов власти и управления по вопросам, затрагивающим интересы субъектов общественного мнения. Общественное мнение выполняет консультативную функцию. Особенность консультативной функции в том, что общественное мнение может давать советы и рекомендации другим социальным институтам, в первую очередь органам социального управления, по выбору способов разрешения тех или иных проблем. Следующая функция общественного мнения - защитная - состоит в обеспечении защиты тех или иных групп людей либо социальных институтов в случае, если они подвергаются критике и нападкам. Пятая функция общественного мнения - директивная. Ее смысл в том, что через референдум или путем прямого давления управленческим структурам предписываются способы проведения политики по интересующим общественное мнение вопросам. Номенклатурная функция общественного мнения означает возможность влиять на формирование политической и управленческой номенклатуры, на кадровую политику в органах власти.

Для субъектов социального управления немаловажное значение имеет значение каналов выражения и распространения общественного мнения. Значимым каналом выражения общественного мнения выступает поведение населения во время выборов на любом уровне. Еще один важный канал трансляции общественного мнения - массовые коммуникации. Существуют такие каналы выражения общественного мнения, как референдумы, собрания, сходы, лоббистские структуры и группы давления.

Рассматривая связь общественного мнения с социальным управлением, нужно говорить о специфике общественного мнения в зависимости от уровней, на которых осуществляется социальное управление. В центре внимания общественного мнения находятся государственные решения, а иногда и просто высказывания руководителей страны по поводу тех или иных направлений социальной политики.

Органы социального управления не могут оставаться безразличными к многочисленным сторонам формирования и функционирования общественного мнения. Сегодня практически на всех уровнях управления обществом - федеральном, региональном, муниципальном - создаются специальные службы по связям с общественностью.

 

6.7. Массовая коммуникация и социальное управление

 

Массовая коммуникация определяется как систематическое распространение сообщений через печать, радио, телевидение, Интернет, кино, звуко- и видеозапись среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью информирования и оказания идеологического, политического, психологического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей. Субъектами информации в этом случае выступают как индивидуальные, так и коллективные субъекты, в том числе субъекты управления. Этим обстоятельством определяется и содержание информации. Способ доставки информации означает выявление канала сообщения. Массовая коммуникация становится одним из наиболее эффективных способов социального контроля над массовым поведением. Особенность массовой коммуникации состоит в том, что связанная с техническими средствами ее осуществления она быстро и регулярно распространяет информацию и практически одновременно потребляет. Массовая коммуникация - один из важнейших в современном обществе социальных институтов, оказывающих глубокое воздействие на всю его жизнь. Средства массовой информации часто называют четвертой властью.

Массовая коммуникация выполняет три основные функции:

1) информационная - осуществление обозрения окружающего мира;

2) культурно-познавательная связана с передачей культурного наследия;

3) воздействующая - оказывает воздействие на общество и его познание через обратную связь.

Кроме трех основных функций массовой коммуникации можно выделить также развлекательную и мобилизирующую функции. Мобилизирующая функции вскоре стала рассматриваться учеными как управляющая, что связано с пониманием особой роли массовой коммуникации во время различных, чаще всего политических, кампаний.

Информационная функция массовой коммуникации означает представление массовой аудитории информации о различных сферах деятельности, о политических, экономических, социокультурных процессах и событиях жизни общества.

Функция социального контроля массовой коммуникации реализуется в политической и духовной формах. Политический контроль массовой коммуникации связан с выражением концентрированных идей политической власти. Духовный контроль имеет преимущественно культурологический характер.

С помощью социокультурной функции массовой коммуникации аудитория знакомится с достижениями литературы, искусства, культуры.

Функция социализации означает освоение широкой аудиторией норм и ценностей той или иной культуры.

Эмоционально-психологическая функция массовой коммуникации способствует эмоциональной и психологической разрядке, что оказывается очень важным в наше время, которое отличается множеством катастроф, серьезностью рисков, угрозами терроризма.

Выделяя интегративную функцию массовой коммуникации можно сказать, что она направлена на социальное обеспечение членов общества, всей аудитории, включенной в массовую коммуникацию.

Управленческая функция предполагает оказание воздействия на общественное сознание различных социальных групп и слоев. Благодаря реализации этой функции массовая коммуникация формирует общественное мнение, создает социальные стереотипы и получает возможность управлять и манипулировать общественным сознанием.

Успешно используя массовую коммуникацию, различные структуры социального управления получают мощнейшее средство взаимодействия с управляемыми субъектами для эффективного решения тех или иных проблем. Не умея задействовать в своих механизмах массовую коммуникацию, органы социального управления лишаются такой возможности.

 

6.8. Региональные аспекты социального управления

 

Процессом формирования демократического общества социальное планирование региона подчинено общим принципам управления. В соответствии с современной методологией программирования регионов в целевых программах в обязательном порядке ставятся конечные цели трех основных типов.

Цели первого типа направлены на рациональное размещение производства. Они включают вовлечение в хозяйственный оборот новых видов ресурсов и их эффективное использование, достижение региональной специализации региональных хозяйств, формирование комплексов, наиболее полно использующих местные возможности и ресурсы; рациональное и сбалансированное развитие городских и сельских мест расселения.

Цели второго типа ориентированы на обеспечение одинаковых социально-экономических условий проживания, уровня жизни в различных регионах. Это выражается в воздействии на уровень доходов населения разных регионов уровня занятости и в уменьшении негативных последствий безработицы, стимулировании миграции трудовых ресурсов в нужном направлении, предотвращении деградации слаборазвитых и депрессивных регионов.

Третий тип целей относится к ресурсно-экономическим. Они направлены на установление рациональных масштабов производственного потребления природных ресурсов, на предотвращение или ограничение негативных воздействий человека на природу, наносящих ущерб жизнедеятельности населения и развитию хозяйства, на создание условий для туризма и отдыха населения.

В федеративных государствах вопросы местного значения решаются на трех уровнях: на уровне Федерации, на уровне региона (субъекта Федерации) и муниципальном уровне.

Под социальной технологией регионального управления следует понимать комплекс методов и процедур, направленных на реализацию целевых федеральной, региональной, муниципальной программ с учетом интересов всех участвующих субъектов.

Проблема "региональных различий системы административного управления не может не отражать децентрализации бюджетной системы, в результате которой значительная часть субсидий и дотаций различным отраслям экономики оказалась сосредоточена на уровне региональных бюджетов - это возмещение разницы в ценах, субсидии и дотации на жилищно-коммунальное хозяйство, сельское хозяйство и т.д." <1>.

--------------------------------

<1> Волков Ю.Г. Социология: Элементарный курс: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2001. С. 203.

 

6.9. Региональное управление в южном регионе России

 

На современном этапе российское общество переживает переходный момент. Одним из следствий трудностей этого периода и перекосов в социальной и национальной политике стало ослабление российской государственности, которое привело к возникновению и нарастанию конфликта между центром и национальными республиками.

В настоящее время такой конфликт возник на Северном Кавказе. В основе происходящих в настоящее время на Северном Кавказе процессов лежат глубокое разрушение исторически сложившегося в этом регионе баланса культур и последовавший за ним распад культурно-цивилизационного пространства.

На Северном Кавказе возрастают тенденции к созданию этнонациональных государств и отделению от Российской Федерации. Большое влияние на жизнь региона оказывает исламская религия, причем необходимо отметить нарастающую в последнее время политизацию ислама, сопряженную с ростом опасности религиозного экстремизма и терроризма на этой почве.

Поэтому неотложными задачами по управлению южными регионами становится повышение эффективности власти, рост ответственности всех субъектов управления, укрепления взаимосвязи элементов системы "субъект - федеральный округ - федеральный центр". Решение этих задач будет способствовать выполнению главной стратегической цели развития региона - значительному повышению уровня жизни людей, изменению к лучшему их социального самочувствия.

 

Глава 7. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

 

7.1. Особенности социального управления в здравоохранении

 

С начала XXI в. в России происходят значительные перемены в сфере здравоохранения. Конституция РФ гарантирует гражданам РФ право на охрану здоровья. Наверное, реформирование системы здравоохранения наряду с реформированием образования является одним из самых сложных и направлений социальной политики государства.

На сегодняшний день государственным органом управления сферой здравоохранения является на федеральном уровне Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития РФ). Минздравсоцразвития является основным федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и управление в области труда, занятости и социальной защиты населения. Министерство здравоохранения и социального развития РФ возглавляет Министр, который назначается и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. В различных регионах, субъектах РФ создаются органы здравоохранения и социальной поддержки населения области, края, республики, городов и т.д. Эти органы могут называться по-разному: министерства, департаменты, управления, отделы, комитеты, но основные задачи и функции таких органов одинаковые. Органы здравоохранения и социальной поддержки населения области, края находятся в двойном подчинении: они подчиняются администрации области, края, а также Министерству здравоохранения и социального развития РФ. Районные (городские) органы здравоохранения являются муниципальными органами управления в структуре администрации города, района и подчиняются как администрации района (города), так и органам здравоохранения и социальной поддержки населения области, края. Особое место в системе органов управления здравоохранением занимают медицинские учреждения, то есть организации, созданные собственником для осуществления управленческих и иных функций некоммерческого характера и финансируемые им полностью или частично.

22 июля 1993 г. были приняты Основы законодательства об охране здоровья граждан. Текст преамбулы говорит о назначении данного законодательного акта: "В соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, признавая основополагающую роль охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества и подтверждая ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, стремясь к совершенствованию правового регулирования и закрепляя приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья, настоящие Основы устанавливают правовые, организационные и экономические принципы в области охраны здоровья граждан". Статья 1 Основ дает определение охраны здоровья граждан: "Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья". Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

Основными принципами охраны здоровья граждан являются:

1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

3) доступность медико-социальной помощи;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Показатели, характеризующие уровень здоровья населения в России, ниже, чем в развитых странах. Увеличивается заболеваемость, связанная с временной утратой трудоспособности, значительно вырос первичный выход на инвалидность.

По показателю расходов на здравоохранение Россия занимает 75-е место в мире, отставая от Турции, Мексики и Польши. Поправить дело можно, притянув в здравоохранение частный капитал. Соотношение государственной и частной систем по медицинским услугам в России составляет более чем 200 к 1, тогда как в США - 1 к 9. На конец 2007 г. объем медицинских услуг в коммерческом секторе составил более 8 миллиардов долларов, в госсекторе - 39 миллиардов.

В первом полугодии 2008 г. в России повышается рождаемость, улучшается материально-техническая база, неплохо выполняется программа родовых сертификатов. Но до сих пор во многих регионах (например, Калужская область, Кабардино-Балкария, Чукотка) не приступили к диспансеризации населения.

В 2007 г. смертность от онкозаболеваний составила 202,3 на 100 тыс. человек, растет процент курящего населения страны, причем все чаще табак становится пристрастием молодежи и женщин, наконец, потребление алкоголя на душу населения также недопустимо высоко (18 литров в год). Но главным демографическим бичом России являются сердечно-сосудистые заболевания.

Сегодня Россия производит 400 млрд. штук сигарет в год. У нас за последние годы 400 тыс. человек начали курить. В одном Нью-Йорке за это же время 300 тыс. человек отказались от курения.

В России до сих пор нет корпоративного управления медицинской деятельностью, что резко отличает нас от других развитых стран. Сейчас идет реформирование здравоохранения. Надо законодательно российскому медицинскому сообществу закрепить право иметь в своей структуре врачебные организации по медицинским специальностям в форме юридических лиц, тем более, что орган государственного лицензирования и надзора в России есть - Росздравнадзор.

Большое количество граждан РФ (44,8%) негативно относятся к работе отечественной медицины, и лишь 5,6% имеют в ее адрес лестные отзывы.

Все сказанное является следствием крайне напряженной экологической, санитарно-гигиенической и социально-экономической обстановки в России, а также серьезных проблем в здравоохранении. Для улучшения здоровья нации необходимо совершенствовать и активно развивать социальную профилактику болезней путем оздоровления окружающей среды, улучшения условий труда и жизни людей, формирования здорового образа жизни.