В.А. ГОРБУХОВ 11 страница
6) согласование назначений руководителей образовательных учреждений федерального подчинения;
7) установление порядка создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений;
8) установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;
9) создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений федерального подчинения;
10) организация и координация материально-технического обеспечения федеральных программ развития образования;
11) разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях;
12) установление порядка лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений;
13) установление форм и порядка проведения государственной аттестации обучающихся, порядка проверки экзаменационных работ и системы оценки результатов, а также порядка подачи и рассмотрение апелляций;
14) организация проведения единого государственного экзамена на территории РФ;
15) установление порядка приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения;
16) установление перечня олимпиад школьников и порядка их проведения;
17) установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием;
18) регулирование трудовых отношений, установление норм труда и федеральных нормативов его оплаты в образовательных учреждениях;
19) установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов, определение порядка подтверждения документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, определение и порядка признания и установления в РФ эквивалентности документов иностранных государств об образовании, об ученых степенях и ученых званиях;
20) ежегодное установление доли федерального дохода, направляемой на финансирование образования;
21) установление:
а) налоговых льгот, стимулирующих развитие образования;
б) федеральных нормативов финансирования образования обучающихся, воспитанников;
в) порядка финансирования образовательных учреждений;
г) обязательных на территории РФ минимальных ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательных учреждений;
д) льгот различным категориям обучающихся и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений;
е) порядка предоставления гражданам и погашения ими личного государственного образовательного кредита;
ж) образовательного ценза педагогических работников;
з) федеральных требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;
и) порядка разработки и использования дистанционных образовательных технологий;
22) прямое финансирование образовательных учреждений федерального подчинения;
23) ежегодное утверждение на основе экспертизы федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования;
24) информационное и научно-методическое обеспечение системы образования;
25) организация федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических работников и работников государственных органов управления образованием;
26) контроль исполнения законодательства РФ в области образования;
27) установление и присвоение государственных наград и почетных званий работникам образования;
28) издание нормативных документов в пределах своей компетенции;
29) лицензирование и государственная аккредитация:
а) высших учебных заведений по всем реализуемым ими образовательным программам;
б) научных организаций и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования;
в) образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы;
г) федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования;
д) расположенных за пределами территории РФ российских образовательных учреждений по всем реализуемым ими образовательным программам;
30) организация и осуществление экспертизы содержания и качества подготовки выпускников иностранных образовательных учреждений по заявлениям этих образовательных учреждений за счет средств таких образовательных учреждений.
В ведении субъектов РФ в области образования находятся:
1) определение и осуществление политики в области образования, не противоречащей политике РФ в области образования;
2) законодательство субъектов РФ в области образования;
3) определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений;
4) осуществление федеральной политики в области образования;
5) разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования, в том числе международных, с учетом национально-культурных, региональных социально-экономических, экологических, демографических и других особенностей;
6) обеспечение государственных гарантий прав граждан по получению общедоступного и бесплатного общего образования в общеобразовательных учреждениях, находящихся в ведении государственных органов управления образованием;
7) формирование государственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов;
8) финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетом;
9) создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений соответствующего подчинения, лицензирование образовательных учреждений, за исключением лицензирования на право ведения образовательной деятельностью по программам высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
10) установление региональных компонентов государственных образовательных стандартов;
11) обеспечение и проведение государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы общего образования;
12) формирование бюджетов субъектов РФ в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования;
13) установление местных налогов и сборов на цели образования;
14) установление республиканских, региональных нормативов финансирования образования;
15) организация финансирования местных органов управления образованием и образовательных учреждений;
16) установление дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;
17) установление дополнительных к федеральным льгот обучающимся, воспитанникам и педагогическим работника образовательных учреждений;
18) информационное обеспечение в пределах своей компетенции образовательных учреждений, организация издания учебной литературы, разработка базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин;
19) организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников;
20) обеспечение соблюдения законодательства РФ в области образования и контроль исполнения государственных образовательных стандартов;
21) издание нормативных документов в пределах своей компетенции.
На региональном уровне управления образованием преобладает системный подход к процессу управления. Системный характер управления образованием на региональном уровне означает:
1) нацеленность на преодоление разобщенности между различными образовательными учреждениями дошкольного, школьного, профессионального, дополнительного образования и формирование единого образовательного пространства в субъекте РФ;
2) включение этих учреждений в систему связей с различными структурами производства, культуры, науки, государственными органами и установление между ними социального партнерства;
3) стимулирование инновационной деятельности образовательных учреждений;
4) подготовка управленческих кадров для учреждений образования;
5) контроль за своевременным финансированием и поддержка в финансовом и материально-техническом обеспечении образовательных учреждений.
Региональный уровень управления образованием включая в себя деятельность управленческих структур субъекта Федерации, подчиненных ему органов управления образованием в городах, районах, муниципальных структурах.
Органы местного самоуправления ответственны за реализацию права граждан на получение общего образования; ежегодную публикацию среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях.
К исключительной компетенции в области образования органов местного самоуправления относятся:
1) планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования;
2) формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования;
3) обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения;
4) регулирование в пределах своей компетенции отношений собственности в системе образования;
5) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;
6) создание и ликвидация местных (муниципальных) органов управления образованием и (или) самоуправляемых школьных органов, определение их структуры и полномочий, назначение и увольнение по согласованию с государственными органами управления образованием руководителей местных органов управления образованием;
7) назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений;
8) строительство зданий и сооружений, обустройство прилегающих к ним территорий;
9) контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями;
10) использование государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования;
11) установление дополнительных налоговых льгот, стимулирующих развитие образования;
12) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.
В процессе управления образовательными учреждениями управленческие структуры разрабатывают концепции развития, в которых фиксируются стратегические цели и тактические средства для достижения поставленных целей. Основная управленческая деятельность в образовательных учреждениях направлена на реализацию интересов повседневного оперативного руководства учебно-воспитательными, научно-методическими и организационными процессами, что требует их постоянного анализа, отслеживания и принятия соответствующих решений.
К компетенции образовательного учреждения относится:
1) материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса;
2) привлечение для осуществления деятельности дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование банковского кредита;
3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;
4) подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;
5) использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных учреждений;
6) разработка и утверждение компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования, образовательных программ и учебных планов;
7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин;
8) разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных учебных графиков;
9) установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределения должностных обязанностей;
10) установление ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательного учреждения в пределах собственных финансовых средств;
11) установление надбавок и доплат к должностным окладам работников образовательного учреждения, порядка и размеров их премирования;
12) разработка и принятие устава образовательного учреждения;
13) разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов;
14) самостоятельное формирование контингента обучающихся в пределах оговоренной лицензией квоты;
15) самостоятельное осуществление образовательного процесса;
16) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения;
17) контроль за своевременным предоставлением отдельным категориям обучающихся, воспитанников дополнительных льгот и видов материального обеспечения;
18) обеспечение в образовательном учреждении интернатного типа условий содержания не ниже нормативного;
19) создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы;
20) содействие деятельности учительских (педагогических) организаций и методических объединений;
21) координация в образовательном учреждении деятельности общественных объединений и организаций;
22) выбор учебников из утвержденных федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.
В Российской Федерации создаются и действуют государственные органы управления образованием:
1) федеральные (центральные) органы управления образованием;
2) федеральные ведомственные органы управления образованием;
3) государственные органы управления образованием субъектов РФ.
Государственные органы управления образованием создаются решением соответствующего органа исполнительной власти по согласованию с соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти. Местные (муниципальные) органы управления образованием могут создаваться по решению соответствующих органов местного самоуправления.
К компетенции государственных органов управления образованием в обязательном порядке относятся:
1) разработка и реализация целевых федеральных и международных программ в области образования;
2) разработка государственных образовательных стандартов и установление эквивалентности документов об образовании;
3) государственная аккредитация образовательных учреждений, содействие их общественной аккредитации;
4) установление порядка аттестации педагогических работников образовательных учреждений различных типов и видов и требований к образовательным цензам данных педагогических работников;
5) формирование структуры системы образования;
6) разработка перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;
7) прямое финансирование деятельности учрежденных ими образовательных учреждений;
8) создание государственных фондов стабилизации и развития системы образования;
9) разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений, а также материально-технической обеспеченности и оснащенности образовательного процесса;
10) прогнозирование развития сети образовательных учреждений;
11) контроль исполнения законодательства РФ в области образования государственных образовательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования.
Непосредственное управление государственным муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель (администратор) соответствующего образовательного учреждения. Руководитель образовательного и муниципального учреждения в соответствии с уставом соответствующего образовательного учреждения может быть:
1) избран коллективом образовательного учреждения;
2) избран коллективом образовательного учреждения при предварительном согласовании кандидатуры с учредителем;
3) избран коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем;
4) назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права вето;
5) назначен учредителем. В гражданских образовательных учреждениях высшего профессионального образования назначение ректоров не допускается;
6) нанят учредителем.
Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый учредителем. Правомочия попечительского совета и схема внутреннего управления негосударственным образовательным учреждением, а также процедура назначения и выборов руководителя указанного образовательного учреждения и правомочия данного руководителя определяются учредителем этого образовательного учреждения по согласованию с педагогическим коллективом и фиксируются в уставе негосударственного образовательного учреждения.
В настоящее время идет процесс реформирования образования в России, сопряженный с объективными и субъективными трудностями. Наверное, можно сказать, что все отечественное образование, включая и управление образованием, переживает глубокий и затяжной кризис. О кризисе современного российского образования говорят те факты, что уже "разрушен институт бесплатного единого обязательного среднего образования" <1>; в результате чего многие дети и подростки оказались "на улице", вне стен образовательных учреждений, чем в значительной степени привлекают к себе внимание криминальных структур. В наше время значительно выросло число беспризорных и безнадзорных детей, и существует тенденция к тому, что их число в дальнейшем будет увеличиваться. Среди молодых людей и подростков резко возросло число наркоманов, больных и зараженных СПИДом, венерическими болезнями. Заработная плата педагогов не соответствует даже минимальным потребностям работающего человека; в учебных заведениях, и особенно школах, катастрофически не хватает учителей высшей категории, да и вообще учителей. Приходится констатировать и тот факт, что качество знаний ухудшилось, чему виной является наличие многочисленных учебных программ и нетиповых учебных заведений, как-то гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением отдельных предметов и т.п.
--------------------------------
<1> Зборовский Г.Е., Костина Н.Б. Социология управления: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2007. С. 193.
Вместе с тем, с другой стороны, в среде российской молодежи, да и всего населения страны, растет стремление к получению образования, особенно высшего профессионального, в высшие и средние профессиональные учебные заведения значительно вырос конкурс среди абитуриентов. Сегодня в России развивается сеть инновационных учебных заведений всех форм собственности.
Существующий кризис образования все же можно преодолеть. Любой социальный институт, и институт образования в том числе, вынужден приспосабливаться к реальным условиям, что является необходимой предпосылкой его существования. Изменения показателей функционирования института могут происходить как "снизу" так и "сверху". Основная, характерная черта реформ социального института образования состоит в том, что они осуществляются по инициативе "сверху" <1>. В 1990-х годах на высшем федеральном уровне управления была разделена единая система образования, среднего профессионального и общего образования. Эти же годы в России характеризовались частой сменой руководителей образования. Произошло разделение управления образованием на два министерства.
--------------------------------
<1> Зборовский Г.Е., Костина Н.Б. Социология управления: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2007. С. 195.
Образование относят к социальной сфере как систему и социальный институт. А в рамках подхода к образованию как к социальному институту основные направления в отношении образования сводились к организационной, материально-технической и финансовой деятельности. Сегодня все чаще образование рассматривается как элемент духовно-идеологической сферы жизни в обществе. Органы государственной власти стремятся ввести в структуру государственного управления в качестве образовательного предмета основы православия, что нарушает принцип отделения церкви от государства, который является конституционным принципом нашего государства.
В последнее время широким размахом развернулась стандартизация управления образованием - создание государственных образовательных стандартов на федеральном, региональном и муниципальном уровне.
6.5. Социальное управление и права человека
Под правами человека понимается совокупность политико-правовых и нравственно-духовных условий нормальной жизнедеятельности человека, его сохранения и развития в гармонии с обществом и природой, а также наличие у него возможностей этими правами воспользоваться. В основе прав человека находятся: гуманизм, достоинство, справедливость, свобода, равноправие, солидарность.
К правам человека относят те, на которые могут претендовать все члены человеческого общества:
- право на жизнь;
- право не подвергаться пыткам и жестокому, унижающему достоинство человека, наказанию;
- право не быть подверженным произвольному аресту или задержанию;
- право на справедливое судебное разбирательство;
- право на свободу от дискриминации;
- право на равную защиту со стороны закона;
- право не подвергаться произвольному вмешательству в личную и семейную жизнь, произвольным вмешательствам на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции;
- свобода собраний, выражения своих мнений;
- право на гражданство;
- свобода мысли, слова, вероисповедания;
- право на участие в управлении своей страной;
- право на благоприятные условия труда;
- право на социальное обеспечение;
- право на охрану здоровья;
- право на образование;
- право частной собственности;
- право на участие в культурной жизни.
Все вышеперечисленные права носят общий характер. Эти права обязывают структуры управления принимать соответствующие законы, разрабатывать программы. Общие права преимущественно относятся к социальным правам и представляют собой возможности для осуществления защиты отдельного человека и групп людей от действий, которые ущемляют достоинство человеческой личности.
К характеристикам прав человека относят и то, что они провозглашаются международным сообществом, фиксируются в международных документах, защищаются законодательством, являются равными и универсальными, обязательными для соблюдения государствами и государственными органами.
Все права человека сформулированы и содержатся в официальных источниках - международных и государственных документах, которые можно классифицировать по видам:
1. Международные универсальные документы:
а) Всеобщая декларация прав человека;
б) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
в) Международный пакт о гражданских и политических правах;
г) Международная конвенция о ликвидации всех форм дискриминации;
д) Конвенция против пыток;
е) Конвенция о статусе беженцев;
ж) Конвенция о правах ребенка.
2. Международные региональные документы:
а) Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод;
б) Хартия европейского союза об основных правах;
в) Американская конвенция о правах человека;
г) Африканская хартия прав человека и народов.
3. Государственные документы. Признание государственных прав человека выражается в присоединении к международным декларациям, пактам, договорам, создании и разработке на их основе деклараций подобного рода, а также в провозглашении этих прав в конституциях государств. Законодательные нормы, которые обеспечивают реализацию прав человека, запрещают нарушать эти права и предусматривают санкции за соответствующие нарушения, содержатся в принятых государством правовых нормах: Гражданском кодексе РФ, Уголовном кодексе РФ, Семейном кодексе РФ, Федеральных законах: "О гражданстве Российской Федерации", "О защите прав потребителей", "О свободе совести и о религиозных объединениях" и др.
Все права человека можно классифицировать по различным основаниям: происхождению, статусу, сферам деятельности, времени формирования, субъекту-обладателю.
По происхождению все права человека делятся на естественные и позитивные. Естественные права - это права, которые позволяют человеку свободно поступать, искать, творить, пользоваться и т.д. К позитивным правам причисляются нормы, в которых выражена воля государства, то есть юридические нормы.
По статусу выделяются права человека и права гражданина. Под правами человека следует понимать его права представителя человечества. Права человека универсальны, не носят национального или территориального характера. Эти права являются правами человека как личности. К правам человека можно отнести право на жизнь, образование, свободу от дискриминации, право на неприкосновенность частной жизни. Под правами гражданина понимаются права личности, которая находится во взаимосвязанных отношениях с конкретным государством, властью. В силу этой взаимосвязи государство гарантирует гражданину такие права, которые это государство не предоставляет и не гарантирует иностранным гражданам и лицам без гражданства: право избирать и быть избранным, право на свободу передвижения и др. Права человека и гражданина означают, что государство должно создавать возможности и условия для его самоопределения, ограждать от любого незаконного вмешательства, содействовать в реализации права. Таким образом, право человека можно подразделить на права человека как личности и права человека как гражданина, личные и гражданские права.
В России в Конституции зафиксированы следующие права человека:
1) каждый имеет право на жизнь;
2) достоинство личности охраняется государством;
3) каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность;
4) каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни;
5) каждому гарантируется свобода мысли и слова;
6) каждому гарантируется свобода совести и вероисповедания
7) и др.
В Конституции России сформулированы и права, принадлежащие только гражданам РФ:
1) право собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования;
2) право участвовать в управлении делами государства;
3) право избирать и быть избранным;
4) право равного доступа к государственной службе;
5) право на обращение;
6) право на участие в отправлении правосудия
7) и др.
По сферам деятельности права человека подразделяют на гражданские, политические, экономические, социальные, культурные. Гражданские права принадлежат человеку как биосоциальному существу. Политические права предусматривают возможности участия личности в политической жизни общества, формировании и осуществлении государственной власти и местного самоуправления. Экономические права человека дают ему возможность свободного распоряжения имуществом, ведения хозяйственной деятельности. Социальные права имеют притязания на достойный уровень жизни и благосостояния. Культурные права обеспечивают культурное развитие и самореализацию личности.
По времени осознания и формирования можно выделить три поколения прав человека. К первому поколению относятся ценности, сформулированные в период буржуазных революций и носящие либеральный характер. Затем эти положения были закреплены в законодательствах демократических стран. К таким правам можно отнести как личные, так и гражданские права: на жизнь; свободу и безопасность личности; равенство пред законом; свободу мысли, слова, вероисповедания.
Второе поколение прав человека рождалось в процессе борьбы народов за экономические интересы, повышение уровня жизни. К ним относят право на труд, на образование, на отдых, на социальную помощь и др.
Особенностью третьего поколения прав человека является то, что они являются коллективными правами, то есть представляют собой права определенных социальных общностей - народов, наций, национальных меньшинств, коренных народностей, ассоциаций и т.д. К таким правам причисляют право на мир, разоружение, благоприятную окружающую среду.
Личные, экономические, социальные, культурные, коллективные права становятся объектами социального управления, поскольку их часть реализуется в социальной сфере. Задачей передовых государств на современном этапе является не просто признание, а защита прав человека и создание соответствующих условий для их реального обеспечения.