В.А. ГОРБУХОВ 10 страница

Частные технологии - это такие технологии, которые направлены на постепенное и фрагментарное преобразование общества. Для таких технологий характерен реализм в оценке средств и постановке целей. Холистские технологии носят утопичный характер. Они направлены на скорейшее преобразование общества в целом и поэтому не могут учитывать всех неизбежных последствий такой трансформации.

Современное общество все дальше отходит от холистских утопических преобразовательных проектов и все ближе подходит к частичному реалистическому социальному прогнозированию и проектированию.

Любые социальные преобразования в обществе, которые направлены на повышение качества и уровня жизни людей представляют собой инновационные процессы, которые протекают под воздействием целенаправленных мер по созданию новых общественных структур, институтов, форм социального взаимодействия. Эффективным средством осуществления таких инновационных процессов выступают социальные технологии.

Особенное значение социальные технологии имеют для современной России, которая постепенно осуществляет сложный переход от жестко планируемой организации общественной жизни к обществу, которое основано на политической и экономической свободе, инициативе, самостоятельности и ответственности человека. Поиск новых форм и способов организации общественной жизнедеятельности во всех ее сферах требует выработку и реализацию самых разнообразных социальных технологий, особенно в управленческих процессах, где важнее всего эффективность технологизации.

Основой для развития социальных технологий являются достижения в сферах теории организации, социологии, социальной психологии и социальном управлении. Но до настоящего времени в российской науке практически не существовало источников, которые были бы посвящены разработке, проектированию социальных технологий, их внедрению в практику. Но все-таки уже сейчас ситуация начинает меняться в сторону уделения достаточно большого внимания вопросам социальных технологий.

В наше время в нашей стране многие направления социальных технологий обозначены специалистами в области социального управления лишь на начальном поставочном уровне, многие вопросы носят переменный либо дискуссионный характер.

Если говорить о самом определении социальной технологии, то можно выделить такие определения:

1) социальная технология - это "алгоритм, процедура осуществления действий в различных областях социальной практики: управлении, образовании, исследовательской работе, художественном творчестве. Социальная технология - элемент человеческой культуры, возникает эволюционно либо связан с потребностью быстрого и крупномасштабного "тиражирования" новых видов деятельности. Построение социальной технологии осуществляется за счет разделения деятельности на отдельные операции, процедуры при условии глубокого понимания природы и специфики той области, в которой развертывается практика" <1>;

--------------------------------

<1> Социальное управление: Словарь-справочник / Под ред. В.И. Добренькова, И.М. Слепенкова. М., 1994. С. 150.

 

2) социальная технология - опосредующее звено между социальной теорией и ее практическим применением, это механизм взаимной адаптации друг к другу практики и науки.

Развитие инновационного менеджмента обусловлено ситуациями социального кризиса. Значительные изменения, произошедшие в системе распределения сил мирового и национального производства в последней трети второго тысячелетия, во многом обусловлены ростом антикризисных стратегий социального управления. Это подтверждают примеры послевоенной Германии, Японии, а также современные Южная Корея, Тайвань, Гонконг и Сингапур, последовавшие по пути использования технологических инноваций. Важнейшей необходимой предпосылкой прогрессивных перемен в этих странах является осознание принятия новой правленческой стратегии, ставка на технические и социальные новации. Целеустремленность развития и мотивация производительности в этих столь разных странах достигались проведением в жизнь осознанной организационной антикризисной стратегии управления, предобусловленной военными, демографическими, политическими и иными социальными потрясениями. "Инновационный менеджмент является стабилизатором переломных моментов, гасителем возмущений. Кризис для инновационного менеджмента - предмет изучения, а безопасность жизнедеятельности, в частности, в предкризисных и посткризисных ситуациях - цель деятельности" <1>.

--------------------------------

<1> Вишняков Я., Гебхардт П., Кирсанов К. Инновационный менеджмент // Российский экономический журнал. 1993. N 10. С. 76.

 

6.2. Антикризисные стратегии управления

 

Антикризисный характер инновационного управления имеет глубинную социальную подоплеку, а реализация такого управления способствует выживанию общественной системы - идет ли речь о нации или о корпорации. Поражение в мировой конкурентной борьбе способно изменить культурные стандарты, изменить общие ценности, то есть потери темпов производства, экономического роста может привести не просто к кризису производства, а к глубокому социальному кризису, как это произошло в России.

Социологи выяснили вопрос о том, зависит ли от уровня развития экономики политический режим общества. Специалисты оценивали уровень благосостояния общества, его индустриализации, урбанизации и образования. Полученные специалистами-социологами результаты показали, что экономически развитые общества имеют стабильную демократию, а общества со слаборазвитой экономикой склонны к нестабильным демократиям или диктатурам. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что антикризисное управление неотделимо от решения задачи политической устойчивости общественной системы.

Стабильные социальные системы с успешно развивающейся экономикой индустриального типа закостеневают в своем духовном развитии, вырабатывая стереотипы должного, стандартных управленческих решений, обычно эффективных приемов организации совместной деятельности.

Антикризисное управление на корпоративном уровне вводится при банкротстве организации. Банкротством является неспособность должника в полной мере удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанности об уплате обязательных платежей, признанная арбитражным судом. Несостоятельным может объявляться лицо, которое является коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации. Объявление предприятия банкротом - это институт, который завершает существование юридических лиц, ведущих хозяйственную деятельность на свой риск и под свою ответственность.

К признакам банкротства предприятия относится приостановление должником текущих платежей: наличие денежного (долгового) характера обязательства должника, неспособность гражданина или юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Должник допускает уменьшение величины собственных средств по итогам отчетного месяца ниже размера уставного капитала, определенного учредительными документами кредитной организации, зарегистрированными в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами банка России. Неспособность юридического лица уплатить свои долги, включая налоговые и иные платежи государству и местным органам, вследствие превышения обязательств должника над его активом или неудовлетворительной структурой его баланса является для кредиторов основанием для обращения в арбитражный суд.

Рассмотрение дел о банкротстве должника включает следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

По результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя вводится наблюдение с даты принятия арбитражным судом заявления должника. Наблюдение применяется к должнику для проведения анализа финансового состояния должника, составление реестра требований кредиторов, обеспечение сохранности имущества должника и проведение первого собрания кредиторов.

Финансовое оздоровление является процедурой, которая применяется к должнику для погашения задолженности и восстановления платежеспособности в соответствии с графиком погашения. Лица, принявшие решение об обращении к собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления, обязаны представить документы и указанное ходатайство временному управляющему и в арбитражный суд не позднее чем за 15 дней до даты проведения собрания кредиторов.

Внешнее управление применяется к должнику для восстановления его платежеспособности. Арбитражный суд на основании решения собрания кредиторов вводит внешнее управление на срок не более чем восемнадцать месяцев. Срок может быть продлен не более чем на шесть месяцев.

Конкурсное производство является процедурой, которая применяется к должнику, признанному банкротом. Конкурсное производство вводится сроком на год для соразмерного удовлетворения требований кредиторов. По ходатайству лиц, участвующих в деле, срок конкурсного производства может продлеваться, но не более чем на шесть месяцев. С момента открытия конкурсного производства и принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом прекращается начисление неустоек, процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника. Путем проведения торгов в форме конкурса производится продажа имущества должника. Имущество выставляется на торги единым лотом.

На любой стадии рассмотрение дела о банкротстве для прекращения производства по делу может быть произведена процедура мирового соглашения. Должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве. Собрание кредиторов принимает решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. Со стороны должника решение о заключении мирового соглашения принимается руководителем должника, внешним управляющим или конкурсным управляющим.

 

6.3. Управление социальной защитой

 

Социальная защита населения - один из наиболее развивающихся в России социальных институтов. Социальная защита предполагает создание условий для нормальной жизнедеятельности населения, включающих прежде всего благоприятную окружающую среду, охрану материнства и детства, оказание помощи семье, охрану здоровья, содействие занятости, регулирование заработной платы и доходов, обеспечение жильем, регулирование права собственности, материальное обеспечение и обслуживание нетрудоспособных и других нуждающихся в социальной поддержке граждан. В этом смысле социальная защита совпадает с социальной политикой. Существует и такое понимание социальной защиты, как помощь наиболее нуждающимся общностям и группам населения. Это толкование социальной защиты в узком смысле слова. Если социальную защиту толковать в широком смысле, то социальное обеспечение и социальная помощь рассматриваются как блоки социальной защиты.

Социальное обеспечение означает защиту граждан от тех жизненных обстоятельств, которые влекут за собой потерю или снижение дохода либо повышение расходов, малообеспеченность или бедность.

Социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. При этом социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ. Под субсидией понимается имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг - перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан.

Государственная социальная помощь оказывается в целях:

1) поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума;

2) адресного использования бюджетных средств;

3) усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;

4) создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;

5) снижения условия социального неравенства;

6) повышения доходов населения.

К ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относятся:

1) принятие федеральных законов и иных нормативно правовых актов РФ по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи;

2) разработка и реализация федеральных программ оказания гражданам на территории РФ государственной социальной помощи путем предоставления субсидий на оплату оказываемых гражданам социальных услуг;

3) установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ принимают законы и иные нормативно правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в соответствии с целями, установленным законами, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта РФ, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

Контроль за деятельностью по оказанию гражданам государственной помощи в виде предоставления социальных услуг производится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим надзор в сфере здравоохранения и социального развития.

Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ. В случае если в субъекте РФ не установлены величины прожиточных минимумов, используются величины прожиточных минимумов, установленных Правительством РФ.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых услуг, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Социальное обслуживание основывается на принципах:

1) адресности;

2) доступности;

3) добровольности;

4) гуманности;

5) приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

6) конфиденциальности;

7) профилактической направленности.

К полномочиям федеральных органов государственной власти относятся:

1) установление основ федеральной политики в области социального обслуживания;

2) принятие федеральных законов в области социального обслуживания и контроль за их исполнением;

3) установление методического обеспечения социальных служб;

4) установление единой федеральной системы статистического учета и отчетности в области социального обслуживания;

5) организация и координация научных исследований в области социального обслуживания;

6) развитие международного сотрудничества в области социального обслуживания.

К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся:

1) разработка, реализация и финансирование региональных программ социального обслуживания;

2) определение структуры органов управления государственной системой социального обслуживания и организация их деятельности;

3) установление порядка координации деятельности социальных служб;

4) создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания;

5) иные полномочия.

Социальная защита предусматривает юридические, практические и политические меры по защите социальных прав как неотъемлемой части прав человека. Это является важной задачей для любого уровня власти, но особенно для муниципальных органов, так как их прямая обязанность - помощь местному населению в решении проблем. На территории муниципальных образований создаются специальные учреждения для непосредственной реализации функций социальной защиты, к ним относят:

1) центры социального обслуживания;

2) муниципальные учреждения социальной защиты;

3) отделы социального обеспечения;

4) управление труда и занятости населения

5) и др.

Муниципалитеты определяют критерии участия населения в городских социальных программах, разрабатывают принципы адресной социальной помощи. Подобные решения могут приниматься только на уровне муниципальных образований.

Эффективность социальной защиты населения зависит от того, насколько успешно осуществляется деятельность институтов управления социальной защитой.

 

6.4. Понятие и уровни управления образованием

 

Социальное управление в обществе в большей степени направлено на регулирование процессов, протекающих в социальной сфере. Предметами социальной политики и социального управления являются образование, здравоохранение, социальная защита населения, культура, искусство, спорт, туризм и другие.

Образование является одной из наиболее массовых сфер деятельности, так как прямо или косвенно с ней соприкасаются практически 70% жителей страны повседневно. На сегодня признано, что инвестиции в образование и науку являются наиболее эффективными с точки зрения как общества, так и отдельных индивидов.

Образование является одним из важнейших компонентов социальной сферы. Образование рассматривается и как вид деятельности людей, и как процесс взаимодействия различных социальных общностей, вовлеченных в обучение и воспитание, и как социальная система, и как социальный институт.

Управление образованием рассматривается как целенаправленная деятельность всех субъектов по обеспечению становления, оптимального функционирования и обязательного развития каждого образовательного учреждения всех звеньев и системы образования в целом. В этом определении неясен вопрос о том, что такое целенаправленная деятельность и о "каких субъектах идет речь, - об участниках образовательного процесса или тех, кто непосредственно занимается выработкой, принятием и реализацией управленческих решений, направленных на развитие образования" <1>. Авторы Г.Е. Зборовский и Н.Б. Костина предлагают следующее определение управления образованием: "это социальное взаимодействие управляющих и управляемых субъектов в сфере обучения, воспитания, социализации, профессиональной подготовки специалистов на федеральном, региональном, муниципальном уровнях в связи с разработкой, принятием и реализацией решений, направленных на эффективное функционирование социальных общностей в сфере образования" <2>.

--------------------------------

<1> Зборовский Г.Е., Костина Н.Б. Социология управления: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2007. С. 176.

<2> Там же.

 

В Законе Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-1 под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под системой образования в Российской Федерации этот же Закон понимает совокупность взаимодействующих:

1) преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

2) сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

3) органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;

4) объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

Управление образованием включает в себя различные аспекты. Это управление процессами развития системы образованием в целом, ее различными подсистемами, структурами и уровнями в особенности. Здесь речь идет о количественных параметрах, численности образовательных учреждений и обучающихся в них людей. В настоящее время система образования отстает от требований рынка труда и, ориентируясь на существующую "конъюнктуру профессий и специальностей, создает избыток выпускников по некоторым из них, что не всегда сопровождается здоровой конкуренцией, более того, может способствовать росту социальной напряженности" <1>.

--------------------------------

<1> Зборовский Г.Е., Костина Н.Б. Социология управления: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2007. С. 177.

 

Еще один аспект управления образованием касается качества образования. Сегодня российское общество все больше нуждается не столько в дипломированных специалистах, сколько в знающих и умеющих специалистах. Качество образования включает в себя три основные характеристики:

1) качество содержания образования;

2) качество процесса образования;

3) качество результата образования.

Исходя из вышесказанного, в этом аспекте управления образованием требуется разработать методику оценки качества образования.

Злободневной темой управления образованием является обеспечение общедоступного, гарантированного, бесплатного образования в соответствии с принятыми государственными образовательными стандартами на всех ступенях существующей системы образования. К данной проблеме тесно примыкает и вопрос развития сети образовательных учреждений различных организационно-правовых форм и типов, которые обеспечивали бы гражданам свободный выбор вида образования, формы его получения и соответствующего учебного заведения.

Сегодня в России остро стоит вопрос о соотношении государственного и муниципального образования с негосударственным. Здесь необходимо преодолеть дискриминационный подход по отношению к негосударственному образованию с одновременным сохранением над ним государственного контроля.

Помимо вышеперечисленных сложных моментов в управлении образованием каждая подсистема образования (дошкольное, школьное, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское профессиональное, дополнительное профессиональное образование) имеет свои, присущие данной подсистеме, трудности.

К анализу управления образованием применяется несколько подходов:

1) психолого-педагогический;

2) экономический;

3) социологический.

Психолого-педагогический подход к управлению образованием акцентирует внимание на психологии управления процессами в педагогических коллективах образовательных учреждений.

Экономический подход к управлению образованием опирается на экономику образования. В рамках экономического подхода определяются финансовые ресурсы на всех уровнях управления образованием, формы и системы оплаты труда педагогических работников образовательных учреждений, экономическое содержание и эффективность управленческих решений в области образования, управление рисками, функционирование системы образования в условиях перехода страны к рынку и развития рыночных отношений. Смысл экономического подхода к управлению образованием заключается в том, чтобы показать, как наиболее целесообразно и эффективно использовать возможности "в сочетании свободного рынка образовательных услуг с механизмами государственного регулирования сферы образования в интересах потребителей этих услуг" <1>.

--------------------------------

<1> Зборовский Г.Е., Костина Н.Б. Социология управления: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2007. С. 180.

 

Социологический подход к управлению уделяет основное внимание управлению социальными процессами в сфере образования на трех его уровнях - федеральном, региональном и муниципальном. Этот подход заключается в определении роли и места управления образованием в обществе. Управление образованием как социальное явление, социальная система, социальный институт, элемент управления обществом испытывает на себе влияние практически всех изменений, происходящих в социальном организме.

Социальное управление образованием является социальным институтом. В социальном управлении образованием реализуются социальные функции и роли, управление и общественный контроль, в процессе которых осуществляется обучение, воспитание, развитие и социализация личности с последующим овладением личностью профессией, специальностью, квалификацией.

Социальные функции института образования многообразны:

1) воспроизводство и изменение социальной структуры общества в целом и ее конкретных элементов в особенности;

2) социальные перемещения, переходы людей из одних групп и слоев в другие - социальная мобильность;

3) активный процесс социализации личности;

4) упорядочение и сведение деятельности социальных общностей, участвующих в образовательном процессе;

5) способствование соблюдению социального порядка и поддержанию благоприятного морального климата в обществе;

6) формирование социально-профессиональной системы общества и работников;

7) использование личностью, социальными общностями достижений социального института образования для формирования и развития творческой деятельности, совершенствование культуры;

8) воспроизводство и развитие материальной и нематериальной культуры различных социальных общностей.

В основе нормального функционирования образования как социального института лежит удовлетворение потребностей в обучении, воспитании, социализации, профессиональной подготовке. Эти потребности имеют индивидуально-личностный и общественный характер и реализуются в практической образовательной деятельности. Поэтому одна из основных задач управления образованием заключается в изучении и знании потребностей в образовании различных социальных субъектов. До конца XX в. в России государство и руководство страны и партии считало, что они сами лучше знают, какие виды образования и где следует развивать. Строительство новых и расширение уже действующих учебных заведений ставилось в это время в прямую зависимость от развития материального производства. Профессиональное образование развивалось в сторону преобладания технических учебных заведений. Строительство крупного производственного предприятия приводило к открытию, как правило в этом же регионе, соответствующего учебного заведения начального профессионального технического образования для подготовки рабочих кадров и техникума или высшего учебного заведения - для подготовки специалистов инженерно-технического направления. Учебные заведения гуманитарного профиля имелись лишь в крупных республиканских и областных центрах, что не удовлетворяло потребностям в получении гуманитарных специальностей.

В 1990-х гг. специальности и профессии технического профиля оказывались, наоборот, невостребованными, а вот спрос на гуманитарные специальности учебных заведений резко возрос. "Возникновение нескольких сотен негосударственных учебных заведений высшего и среднего профессионального образования преимущественно гуманитарного профиля было реакцией общества на реальные потребности молодежи, причем реакцией довольно стихийной и поначалу малоуправляемой" <1>. Совсем недавно органы управления образованием ограничивают лицензирование, аттестацию и аккредитацию новых учебных заведений, не отвечающим соответствующим требованиям.

--------------------------------

<1> Зборовский Г.Е., Костина Н.Б. Социология управления: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2007. С. 190.

 

Управление образованием в обществе осуществляется на трех основных уровнях:

1) общефедеральном;

2) региональном;

3) муниципальном.

Кроме этих трех уровней управления образованием в рамках отдельных образовательных учреждений имеет место менеджмент.

На общероссийском уровне образования управление имеет своей целью формирование и развитие единого образовательного пространства субъектов Федерации, городов и муниципальных структур, конкретных учебных заведений. Управление образованием в федеральном масштабе предполагает создание типовых положений об образовательных учреждениях, а также определение порядка их создания, реорганизации и ликвидации.

В области образования ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием подлежат:

1) формирование и осуществление федеральной политики в области образования;

2) правовое регулирование отношений в области образования в пределах своей компетенции;

3) обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования;

4) разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования с учетом социально-экономических, демографических и других условий и особенностей, в том числе вопросы содействия организации образования на языках народов РФ в иных государствах;

5) формирование федеральных государственных органов управления образованием, а также ведомственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов;