МОИСЕЕВ В.В. 3 страница
Родительские собрания по большей части проводят тоже классные руководители. Собрание проводится примерно 1 раз в 2 месяца. Классный руководитель должен знать всех родителей (или лиц, их заменяющих) лично, поговорить с каждым отдель-но, помочь решить проблемы или попытаться найти общее ре-шение вместе с родителями.
В школах, помимо учебы, существует масса организационных вопросов. Например, сбор денег на ремонт школы. В обязанности классного руководителя входит подробное объяснение родите-лям, на что пойдут эти деньги, он должен найти подход не только к ученикам, но и к их родителям, найти со всеми общий язык.
Внеклассные мероприятия, проводимые вне школы, тоже должен организовывать классный руководитель. Например, по-ход детей в цирк или театр. Для детей это будет память и еще воз-можность пообщаться вне школы.
Классный руководитель — это своего рода «опекун» над клас-сом.
Деятельность классного руководителя регламентируется Уставом школы. Классным руководителем назначается один из учителей, на которого возлагается особая ответственность за воспитательную работу в данном классе. Классный руководитель должен относиться со всей ответственностью к своей работе.
6. Модель идеального руководителя
Основное в работе классного руководителя — это воспитание коллектива учащихся. Это важно потому, что, выйдя из школы,
ребенок войдет в различные коллективы. От того, насколько успешно пройдет его адаптация в этих коллективах, зависит и его психологический комфорт, и успешность в любой дея-тельности. В классном коллективе ребенок строит модели и про-веряет взаимоотношения в мире взрослых.
Воспитание коллектива невозможно без формирования ме-жличностных отношений в нем. Система взаимоотношений складывается из деловых и личных отношений, тесно связанных и взаимовлияющих.
Задача «идеального» классного руководителя заключается в том, чтобы суметь организовать работу коллектива (класса) так, что каждый ребенок чувствовал себя в нем уютно. Тогда ребенок начнет тянуться к коллективу. Принимать активное участие в жизнедеятельности коллектива. Роль классного ру-ководителя здесь огромна. Деловые отношения складываются в коллективе автоматически с момента организации класса. Классный руководитель сразу берет управление в свои руки. Сначала он знакомится с классом, знакомит ребят между собой. Руководитель присматривается к каждому ученику, делает опре-деленные выводы для себя.
Идеальных руководителей практически не существует. Так как коллектив большой, у каждого ребенка свое восприя-тие учителя и ситуации. Кому-то даже очень хороший учитель может не нравиться. Но нужно стремиться стать как можно лучше, грамотнее, образованнее. Хороший руководитель — тот, у которого хорошие взаимоотношения с классом. Когда учитель не повторяет просьбу несколько раз, а когда ученики с охотой выполняют все, что попросит учитель. Установить хорошие взаимоотношения с учениками — это не так просто. Здесь нельзя только играть на том, что учитель может занижать оценки (если ребенок что-то не сделал по просьбе учителя), а здесь нужно действовать методом установления хороших вза-имоотношений с детьми.
Личные отношения симпатии, безразличия, неприязни воз-никают между людьми в условиях пространственной и времен-ной близости в результате взаимодействия, имеющего своим содержанием сопереживание, информационный обмен или достижение каких-либо целей в ходе совместных действий. Поло-
жительные межличностные отношения — именно их должен формировать «идеальный» руководитель. Это устойчивые и смы-с-ловые контакты учащихся класса, складывающиеся в ходе совместной деятельности, при которых каждый член данного коллектива имеет как можно больше друзей, а с остальными одноклассниками его связывают отношения взаимной симпатии, доверия, уважения, а также чувство сопереживания. Если эти от-ношения будут установлены, то в этом огромная заслуга «идеаль-ного» руководителя.
Хороший руководитель всегда подходит к любой проблеме об-стоятельно, взвешивает все подробно. «Идеальный» руководи-тель или приближенный к нему учитель всегда готов помочь ученикам, какого бы рода проблемы у них не были. Он откли-кается на все просьбы, сопереживает, сочувствует.
ЛЕКЦИЯ№ 16. Диагностика воспитания
1. Советы родителям
Родители — самые важные люди в жизни ребенка, особенно в первые годы жизни. Родители могут как помогать своему ребен-ку встать на правильный путь, так и не обращать внимания на вос-питание ребенка, что приведет к плохим последствиям. Родите-ли часто воспитывают своих детей так, как воспитывали их самих. Родители должны понимать, что ребенок — это человек, хотя еще и маленький, у которого есть свои чувства и переживания.
Большинство детей очень талантливы. Родителям следует обращать на своих детей внимание, отдавать их в нужные круж-ки и секции, чтобы развивать их талант.
Дети очень остро чувствуют отношение родителей к ним. Нужно относиться бережно и нежно к своему ребенку, прежде всего, любить его.
Конечно, родители должны подавать личный пример своим детям. Когда ребенок видит, что его мама или папа что-то дела-ет и это получается очень хорошо, он сам начинает втягиваться в процесс.
Родители должны объяснить своему ребенку, что физиче-ское воспитание очень важно. Тогда и ребенок будет здоров (ес-ли начнет заниматься физкультурой), и родители будут доволь-ны. Известно, что от физического состояния человека зависит успешность учебной, профессиональной деятельности, счастье всей жизни человека. Совершенствование организма предпола-гает развитие двигательно-мышечной и нервной системы, муску-латуры для сохранения и укрепления здоровья. Это очень важ-но объяснить ребенку, а еще лучше подать личный пример и заниматься вместе с ребенком.
Родители должны приучать ребенка к гигиене. Каждое утро нужно приучить его после умывания чистить зубы, а также делать
это на ночь. Гигиена очень важна в жизни всех людей, особен-но детей. Многие дети не ходят в детский сад, а сразу идут в шко-лу. Родители должны отправить своего ребенка в школу подго-товленным, научить его читать и писать. Родители должны советовать читать книжки (по возрасту), просить ребенка пере-сказать — таким образом, будет развиваться память.
Каждый родитель должен быть, прежде всего, другом своему ребенку, готовым всегда прийти на помощь и дать нужный со-вет. Ребенок хочет быть защищенным, родители должны пока-зывать ребенку, что они сделают все от них требующееся, чтобы встать на защиту малыша. Каждый из родителей по много раз в день говорит ребенку, что ему надо делать. Следует тщательно продумывать свои советы, так как ребенок понимает все бу-квально, и можно ему навредить.
Родители должны читать книжки по воспитанию ребенка и делать из этого выводы. Каждая мама (и папа) хочет видеть своего ребенка в числе лучших, но иногда из-за неправильных со-ветов или жестких требований это достается слишком дорогой ценой или не достается вообще.
Когда ребенок выполняет какое-то поручение, его нужно похвалить, подбодрить, что он все делает правильно. Тогда у ре-бенка появится дальнейшая мотивация что-либо делать.
Родители должны многое советовать своему ребенку. Но ког-да он подрастет, окончательный выбор лучше предоставить ему самому.
2. Педагогическая диагностика семьи
Внеклассная воспитательная работа — это организация педа-гогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.
Внеклассная воспитательная работа представляет собой со-вокупность различных видов деятельности и обладает широки-ми возможностями воспитательного воздействия на ребенка.
Во-первых, разнообразная внеучебная деятельность способ-ствует более разностороннему раскрытию индивидуальных спо-собностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уро-ке. Разнообразные виды деятельности помогают самореализации
ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе, т. е. положительному восприятию самого себя.
Во-вторых. Включение в различные виды внеклассной рабо-ты обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.
В-третьих, разнообразная внеклассная воспитательная рабо-та способствует развитию у детей интереса к различным видам дея-тельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобря-емой обществом деятельности. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно органи-зовать свою собственную деятельность. Это особенно актуально сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободное время. В ре-зультате чего растут детская преступность, проституция, наркома-ния, алкоголизм.
В школах, где хорошо организована внеклассная воспита-тельная работа, «трудных» детей меньше и уровень приспособле-ния, «врастания» в общество выше.
В-четвертых, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учат-ся жить в коллективе, т. е. сотрудничать друг с другом, заботят-ся о своих товарищах, учатся ставить себя на место другого чело-века и т. д. Причем каждый вид внеучебной деятельности — творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой — обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в совокупности дает большой вос-питательный эффект.
Внеклассная работа является самостоятельной сферой воспи-тательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке.
Воспитательная работа направлена на достижение общей цели воспитания — усвоения ребенком необходимого для жиз-ни в обществе социального опыта и формирования принимае-мой обществом системы ценностей. Специфика внеклассной работы проявляется на уровне таких задач:
1) формирование у ребенка положительной «я-концепции»;
2) формирование у детей навыков сотрудничества, коллектив-
ного взаимодействия;
3) формирование потребностей в продуктивной, социаль-
но-одобряемой деятельности через непосредственное зна-
комство с различными видами деятельности;
4) развитие познавательного интереса.
3. Диагностика воспитания
Личностный (индивидуальный подход) в воспитании— после-довательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как ответственному субъекту собственного развития. Он предста-вляет собой базовую ценностную ориентацию педагогов на лич-ность, ее индивидуальность, творческий потенциал ребенка, которая и определяет стратегию взаимодействия. В основе лич-ностного подхода лежит глубокое знание ребенка, его врожден-ных свойств и возможностей, способности к саморазвитию. В воспитательный процесс включаются специально рассчитан-ные на личность ребенка ситуации, помогающие ему реализовать себя в рамках школы.
Деятельностный подходв воспитании отводит первостепенную роль тем видам деятельности, которые способствуют развитию личности. Он привел к разработке новой системы воспитания, основанной на идее сознания и деятельности.
Личностно9деятельностный подходк воспитанию означает, что школа должна обеспечивать деятельность человека, станов-ление личности.
Творческий подход.Главное здесь — творчество педагога и ре-бенка в процессе воспитания.
Отношенческий подходрассматривается как в рамках дея-тельностного подхода, так и как отдельная категория. Он связан с идеями корректировки, с возникающими в совместной деятель-ности и общении детей отношениями, их гуманизации с по-мощью специально создаваемых ситуаций.
Событийный подходтоже следует рассматривать как один из аспектов деятельностного подхода. Смысл его в том, чтобы пре-вратить то или иное планируемое мероприятие в увлекательное для всего коллектива дело, оставить яркий след в памяти его участников.
Дифференцированный подходв сфере воспитания — это учет индивидуальных интересов ребят, их «лидерских» возможно-
стей, способностей к реализации организаторских функций в коллективе.
Ценностный (аксеологический)подход ставит главной задачей воспитания освоение ценностей общечеловеческой культуры — духовной и материальной.
Классовый подход,характерный для социалистического об-щества, ставит цели и принципы воспитания в зависимости от со-циальных классов — имущих или неимущих (отсюда и термино-логия «буржуазное воспитание», «светское воспитание»).
Средовый подходпроник в педагогику в последние годы. Его смысл — включение школы в среду с педагогически целесооб-разной позиции и включения среды в школу, освоение ее свя-зи с реализацией поставленных целей. Хотя сама идея средо-вого подхода не нова. Еще К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов считали необходимым учитывать и по мере возможности ис-пользовать среду в педагогическом процессе. Средовый под-ход в воспитании — это интеграция влияний всех воспита-тельных инструментов общества в рамках окружающей среды. В результате его может появиться региональная воспитатель-ная система.
Дихотомический подходимеет свои корни в греческом слове «дихотомия», что означает последовательное деление целого на части. Мысль о необходимости его использования в управлении воспитательным процессом начала осознаваться педагогами только в последнее время, хотя отдельные идеи дихотомии встре-чались в педагогике давно: событийность и повседневность, эмоциональность и рассудочность, поощрение и наказание и др.
4. Функции, содержание, формы внеклассной воспитательной работы
Цели и задачи внеклассной воспитательной работы придают специфический характер функциям целостного педагогическо-го процесса — обучающей, воспитывающей и развивающей.
Обучающая функция не имеет, например, такого приорите-та в учебной деятельности. Во внеклассной работе она играет роль вспомогательной для более эффективной реализации воспиты-вающей и развивающей функций. Обучающая функция заклю-чается не в формировании системы научных знаний, учебных
умений и навыков, а в обучении детей определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения.
Огромное значение во внеклассной работе имеет развиваю-щая функция. Она заключается в развитии психических процес-сов школьника.
Развивающая функция воспитательной работы заключает-ся в развитии индивидуальных способностей школьников че-рез включение в соответствующую деятельность. Например, ребенка с артистическими способностями можно привлечь к участию в спектакле, празднике, КВН, ребенка с математи-ческими способностями — к участию в математической Олим-пиаде и т. д.
Содержание внеклассной работы представляет собой адапти-рованный социальный опыт, эмоционально пережитые и реали-зованные в личном опыте ребенка разнообразные аспекты чело-веческой жизни: наука, литература, техника.
Специфика содержания внеклассной работы реализуется:
1) преобладанием эмоционального аспекта над информа-
тивным;
2) определяющим значением, имеющим практическую сто-
рону знаний, т. е. содержание направлено на совершенство-
вание разнообразных умений и навыков.
Познавательная деятельность детей во внеклассной работе
предназначена для формирования у них познавательного ин-тереса, положительной мотивации в обучении.
Досуговая деятельность необходима для организации полно-ценного отдыха детей, создания положительных эмоций, теп-лой, дружеской атмосферы в коллективе.
Оздоровительно-спортивная деятельность необходима для полноценного развития, так как в младшем школьном возрасте, с одной стороны, наблюдается высокая потребность в движении, а с другой стороны, от состояния здоровья младшего школьни-ка зависит характер изменений в работе организма в подростко-вом возрасте.
Трудовая деятельность отражает различие видов труда: быто-вого, ручного, общественно полезного.
Творческая деятельность предполагает развитие склонно-стей, интересов детей, раскрытие их творческого потенциала. Она отражается в концертах, театральных постановках и т. д.
Формы внеклассной работы — это те условия, в которых ре-ализуется ее содержание. Форм внеклассной работы огромное ко-личество. Единой классификации здесь нет.
Предложены классификации по объекту воздействия (ин-дивидуальные, групповые, массовые) и по направлениям, за-дачам воспитания (эстетическое, физическое, нравственное, умственное, трудовое, экологическое).
Непродуманный перенос телевизионных игр и конкурсов в формы внеклассной работы может снижать качество воспита-тельной работы.
5. Теория и методика воспитания в зарубежных странах
В Европе, Америке, Японии имеется значительное разнооб-разие теорий и подходов к воспитанию. Первую группу состав-ляют концепции, в которых воспитание рассматривается как более или менее жесткое руководство учащимися, формирова-ние заданных обществом свойств личности. Это можно назвать авторитарной, технократической педагогикой.
Воспитательным концепциям второй группы можно дать обобщенное название — гуманистическая школа. В общем, вос-питательные системы Запада базируют свои теории на филосо-фии прагматизма, позитивизма, экзистенциализма. Психоана-лиз и бихевиоризм являются психологической основой большинства воспитательных концепций Запада.
Разработчики технократической авторитарной педагогики исходят из того, что задачей воспитательной системы школы и общества является формирование «функционального» челове-ка — исполнителя, адаптированного к жизни в данной об-щественной системе, подготовленного к выполнению соответ-ствующих ролей.
Так, в США эти роли были: гражданин, работник, семья-нин, потребитель. Воспитание следует строить на рациональной научной основе, программируя поведение людей и управляя его формированием. Представители технократического подхода на Западе стоят на позиции, что процесс формирования и воспита-ния личности должен быть направленным и приводить к проек-тируемым результатам. Однако в этом подходе таится угроза
манипулирования личностью, опасность получить в итоге чело-века-функционера, бездумного исполнителя. Воспитание по-ни-мается как модификация поведения, как выработка «правильных» поведенческих навыков. В основе технократической педагоги-ки лежит принцип модификации поведения учащихся в нужном направлении.
Формирование навыков необходимо, но нельзя пренебре-гать собственной волей личности, ее сознанием, свободой выбо-ра, целями и ценностями, что и детерминирует собственно че-ловеческое поведение.
Бихевиоризм — психолого-педагогическая концепция техно-кратического воспитания, под которым понимается воспита-ние, базирующееся на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его инте-ресов, потребностей, способностей, факторов, детерминирую-щих поведение. Классический бихевиоризм, у истоков которо-го стоял видный американский философ и психолог Дж. Уотсон, обогатил науку положением о зависимости поведения (реак-ции) от раздражителя (стимула), представив эту связь в виде формулы «С—Р» (стимул — реакция). Необихевиористы (Б. Ф. Скиннер, К. Халл, Э. Толмен, С. Пресси) дополнили ее по-ложением о подкреплении, вследствие чего цепочка формиро-вания заданного поведения приобрела вид «С — Р — П» (сти-мул — реакция — подкрепление).
Таким образом, главная идея необихевиоризма примени-тельно к воспитанию заключается в том, что человеческое пове-дение — управляемый процесс. Оно обусловлено применяемы-ми стимулами и требует положительного подкрепления. Для того чтобы вызвать определенное поведение, т. е. достичь заданного эффекта воспитания, нужно подобрать действенные стимулы и правильно их применить.
6. Создание развивающей среды в дошкольных учреждениях
Среда развития ребенка— это комплекс материально-техни-ческих, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-пе-
дагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении.
Названные условия призваны удовлетворять жизненно важ-ные — витальные потребности человека, обеспечивать его безо-пасность, охрану жизни и здоровья. Кроме этого они должны отвечать его духовным и социальным потребностям — позна-вательным, эстетическим, общекультурным, потребности в обще-нии с другими детьми.
Соответствие этих условий необходимым требованиям ус-танавливается в процессе лицензирования образовательного уч-реждения.
В образовательном учреждении должны соблюдать меры противопожарной безопасности, в том числе должно быть про-тивопожарное оборудование.
Важнейшее значение для здоровья детей имеет также санитар-ное состояние помещений, отсутствие пыли, чистота воды и воз-духа и т. д.
Эргономические, эстетические и, главным образом, психоло-го-педагогические условия составляют основу организации соб-ственно образовательного процесса. Соответствие этих условий определенным требования устанавливается в процессе аттестации дошкольного образовательного учреждения. Эти требования яв-ляются составной частью государственного образовательного стандарта дошкольного учреждения.
Почему же требования к развивающей среде являются ком-понентом государственного образовательного стандарта? Ответ на этот вопрос связан, прежде всего, со спецификой дошкольно-го возраста, с теми особенностями, которыми дошкольник отли-чается от более старших субъектов образования. Ребенок дош-кольного возраста, как правило, еще не умеет читать. Даже те элементарные навыки чтения, которые складываются к концу дошкольного возраста у отдельных детей, не позволяют им само-стоятельно использовать книгу. Социальный опыт и новые сведе-ния об окружающем маленький ребенок получает от других людей, в первую очередь от взрослых (педагогов и родителей) в непо-средственном общении с ними. Другим источником знаний, со-циального опыта и развития ребенка является среда пребывание ре-бенка. Поэтому очень важно, чтобы среда была развивающей.
Развивающая среда создает благоприятные условия для обуче-ния ребенка в процессе его самостоятельной деятельности: ре-бенок осваивает свойства и признаки предметов (цвет, форма, фактура), овладевает пространственными отношениями; по-стигает социальные отношения между людьми, узнает о челове-ке, животном и растительном мире, временах года и т. д.; овла-девает миром звуков, приобщается к музыкальной литературе; развивается физически, познает особенности устройства соб-ственного организма; экспериментирует с цветом, формой, соз-дает продукты собственного творчества, приобретает полезные социальные навыки.
Иными словами, среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности, становится основой для самостоя-тельной деятельности, условием для своеобразной формы само-образования маленького ребенка.
СОДЕРЖАНИЕ
ЛЕКЦИЯ№ 1.Сущность воспитания
и его место в целостной структуре
образовательного процесса............................................ 3
1. Базовые теории воспитания ................................. 3
2. История возникновения воспитания ................... 4
3. Сущность воспитания в структуре
образовательного процесса ..................................... 6
4. Движущие силы и логика
воспитательного процесса ........................................ 7
5. Национальное своеобразие воспитания .............. 9
6. Закономерности и принципы воспитания .......... 10
7. Педагогическое взаимодействие
в воспитании ............................................................ 12
ЛЕКЦИЯ№ 2.Закономерности
и принципы воспитания................................................. 14
1. Личность воспитателя ........................................ 14
2. Принципы воспитателя.......................................... 15
3. Личностный подход
как принцип воспитания ......................................... 17
4. Сочетание личностного и общественного
направлений воспитания .......................................... 18
5. Опора на положительное воспитание ................ 20
6. Единство воспитательных воздействий ............... 21
ЛЕКЦИЯ№ 3.Понятие
о воспитательных системах.......................................... 24
1. Система методов воспитания ............................. 24
2. Методы формирования личности ...................... 25
3. Методы стимулирования....................................... 27
4. Методы формирования поведения .................... 28
5. Понятие о воспитательных системах ................. 30
6. Социально ориентированное воспитание............. 31
7. Этика воспитательного процесса ........................ 33
ЛЕКЦИЯ№ 4.Система форм и методов воспитания. 36
1. Нравственное воспитание..................................... 36
2. Эстетическое воспитание ................................... 37
3. Физическое воспитание ...................................... 39
4. Экологические программы
в системе воспитания ............................................... 41
5. Трудовое воспитание ............................................ 42
ЛЕКЦИЯ№ 5.Педагогическое
взаимодействие в воспитании .................................... 45
1. Понимание ребенка и его сущности .................. 45
2. Почему ребенок должен быть
самим собой? ........................................................... 46
3. Принятие ребенка ............................................... 48
4. Основные правила для педагога-гуманиста ...... 49
5. Идея школьного воспитания .............................. 51
ЛЕКЦИЯ№ 6.Коллектив как объект
и субъект воспитания.................................................... 53
1. Коллектив как объект и субъект воспитания ..... 53
2. Учение А. С. Макаренко о коллективе ............... 55
3. Личность в коллективе ........................................ 56
4. Коллектив и неформальные группы ................... 58
5. Роль воспитателя в коллективе .......................... 59
6. Стиль педагогического руководства ................. 61
7. Внешкольные формы воспитания ...................... 62
ЛЕКЦИЯ№ 7.Организация работы
в малокомплектной школе ........................................... 65
1. Малокомплектная школа,
ее характерные черты ............................................. 65
2. Условия, определяющие эффективность
работы в малокомплектной школе ........................ 66
3. Параметры формирования классов ................... 68
4. Урок в малокомплектной школе ....................... 69
ЛЕКЦИЯ№ 8.Роль учителя
в малокомплектной школе ........................................... 72
1. Структура урока в малокомплектной школе....... 72
2. Роль учителя на всех этапах урока .................... 73
3. Требования к методам обучения
в малокомплектной школе........................................ 75
4. Организация самостоятельной работы
школьника ................................................................ 77
5. Эффективность самостоятельной работы .......... 78
ЛЕКЦИЯ№ 9. Подготовка учителя к уроку................. 81
1. Наглядность на уроках самостоятельных
работ в малокомплектной школе ........................... 81
2. Качества, вырабатывающиеся
в процессе самостоятельной работы детей.
Их значение................................................................ 82
3. Подготовка учителя к уроку .............................. 84
4. Приблизительный план уроков .......................... 85
ЛЕКЦИЯ№ 10. Организация
личностноориентированного воспитания.................... 88
1. Воспитательный процесс
в малокомплектной школе........................................ 88
2. Три потока воспитательного процесса
в малокомплектной школе........................................ 89
3. Организация личностноориентированного
воспитания .............................................................. 91
4. Как планируется воспитательная работа............. 92
ЛЕКЦИЯ№ 11. Основные требования