МОИСЕЕВ В.В. 1 страница

ПО

Культура речи

Людмила Алексеевна Введенская

Ответственный

редактор: Баранчикова Е.

Редактор: КукотаА.

Корректор: Атланова Н.

Художник: Вартанов А.

Компьютерный

дизайн: Орленка А.

 

 


7. В процессе воспитания необходимо открывать перед уча-
щимися перспективы их роста, помогать им добиваться радости
успехов.

8. В процессе воспитания необходимо выявлять положи-
тельные качества учащихся и опираться на них.

9. В воспитании необходимо учитывать возрастные и инди-
видуальные особенности учащихся.

10. В процессе воспитания необходимо добиваться единства
и согласованности педагогических усилий учителей, семьи, об-
щественных организаций.

11.


ЛЕКЦИЯ№ 13. Особенности семейного воспитания

1. Семейное воспитание

Семья— главный аспект в жизни человека. Особое значение имеет семья в жизни ребенка, в его становлении и поведении. Се-мья объединяет детей, родителей, родственников кровными уза-ми. Семья «охватывает» человека полностью. Помогает ему справиться с трудностями, в конце концов, защищает его.

Семейное воспитание— это система воспитания и образова-ния, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами ро-дителей и родственников.

Семейное воспитание — это сложная система. На него влия-ют наследственность и биологическое (природное) здоровье де-тей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место дома), отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному. Задачи семьи и семейного воспитания:

1)создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

2) обеспечить социально-экономическую и психологиче-
скую защиту ребенка;

3) передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания
в ней детей и отношения к старшим;

4) научить детей полезным прикладным навыкам и умениям,
направленным на самообслуживание и помощь близким;

5) воспитать чувство собственного достоинства, ценности
собственного «Я».

Семейное воспитание также имеет свои принципы. Наибо-лее общие из них:

1) гуманность и милосердие к растущему человеку;

2) вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее рав-
ноправных членов;

 


3) открытость и доверительность отношений с детьми;

4) оптимистичность взаимоотношений в семье;

5) последовательность в своих требованиях (не требовать
невозможного);

6) оказание посильной помощи своему ребенку, готовность
отвечать на вопросы.

Кроме этих принципов, есть ряд частных, но не менее значи-мых для семейного воспитания правил: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники, не мо-рализировать, не говорить слишком много, не требовать немедлен-ного повиновения, не потакать и другие. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: дети — это радость в каждой семье, сча-стье, детям рады в семье не потому, что они хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

Семейное воспитание начинается, прежде всего, с любви к ребенку. Любовь родителей к своему ребенку — это любовь во имя будущего ребенка. У семейного воспитания есть и свои методы. В разных семьях они используются по-своему. Это, например, личный пример, обсуждение, доверие, показ, сопере-живание, похвала, проявление любви, возвышение личности, юмор, контроль, поручение, традиции и т. д.

Семейное воспитание очень важно. Особенно в первые годы жизни ребенка. До тех пор, пока ребенок не пошел в школу. Чем больше родители уделяют внимания своему ребенку (не слишком балуя его), тем большая польза будет для ребенка. Ро-дители должны не только хорошо воспитывать ребенка, но и по-давать личный пример. Это очень важно для ребенка, потому что он постоянно ориентируется на родителей (близких людей).

Семейное воспитание — очень важный шаг в развитии станов-ления личности ребенка.

2. Методы педагогического и психологического воздействия на личность

Методы воздействия на личность в педагогически-воспита-тельных целях разнообразны. Для должного функционирова-ния педагогического процесса нужно как минимум 6 групп ме-тодов воздействия на личность:

1) убеждение;

 


2) внушение, заражение «личным примером» и подражание;

3) упражнения и приучение;

4) обучение;

5) стимулирование (методы поощрения и наказания, сорев-
нование);

6) контроль и оценка.

Прием воздействия — совокупность средств и алгоритм их ис-пользования. Методы воздействия — совокупность приемов, реализующих воздействие:

1) на потребности, интересы, склонности, т. е. источники
мотивации активности, поведения человека;

2) на установки, групповые нормы, самооценки людей, т. е.
на факторы, которые регулируют активность;

3) на состояния, в которых человек находится (тревога, воз-
бужденность или депрессивность и т. д.) и которые меняют его
поведение.

Например, беседа по душам, диспут, разъяснение, лекция — это примеры приемов убеждения.

Одобрение, похвала, благодарность — приемы поощрения.

Убеждение — это воздействие на разум, логику человека. Оно предполагает систему доказательств на основе жизненных приемов, логических выводов и обобщений. Но чаще всего пе-дагог обращается одновременно к разуму и чувствам воспитан-ника, сочетая убеждение и внушение, заражая воспитанника своей убежденностью и верою в успех.

Наиболее весомо можно убедить, когда воздействуют слово, чувство, дело и личный пример педагога. Эффективность мето-дов убеждения зависит от соблюдения следующих педагогических требований:

1) высокий авторитет педагога у воспитанников. Логически
грамотные убеждающие речи неуважаемого человека вызы-
вают лишь раздражение слушателей и желание поступить
наоборот, но, с другой стороны, и авторитет не поможет, ес-
ли в речи наблюдаются логические неточности, противоре-
чия в рассуждениях, подтасованные примеры;

2) опора на жизненный опыт воспитанников;

3) искренность, логическая четкость, конкретность и до-
ступность убеждения;

4) сочетание убеждения и практического приучения;

 


5) учет возрастных и индивидуальных особенностей воспи-танников.

Упражнение— это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности. Приручение— это орга-низация планомерного и регулярного выполнения воспитан-никами определенных действий в целях формирования хороших привычек.

Привычки, как отмечал К. Д. Ушинский, укореняются путем повторения какого-либо действия до тех пор, пока «не устано-вится наклонность к этому действию». Нельзя воспитать муже-ственного человека, если не поставить его в такие условия, ког-да бы он мог проявить мужество — все равно в чем, — в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лише-нии, в терпеливости, в смелости». (А. С. Макаренко). В практи-ке воспитательной работы применяются в основном 3 типа упражнений:

1) упражнения в полезной деятельности;

2) режимные упражнения;

3) специальные упражнения.

3. Воспитание по Сухомлинскому

Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) является крупнейшим педагогом нашего столетия, его педагогические труды переведены на 40 языков, он рассматривал практически все аспекты теории и практики воспитания, дидактики и школове-дения.

Талантливый практик и теоретик, он всю жизнь проработал в сельской школе. Важное место в его деятельности занимает проб-лема творческого отношения педагога к своей профессиональ-ной деятельности, имеющей огромное социальное значение. В книге «Разговор с молодым директором школы»

Сухомлинский писал: «Если вы хотите, чтобы педагогиче-ский труд давал учителю радость, а не превращался в скучную однообразную повседневность, ведите каждого учителя на тропку исследователя». Успех работы воспитателя возможен только при организации сочетания мастерства и творчества, при глубоком знании духовной жизни детей, особенностей каждого ребенка.

 


Основное внимание Сухомлинский уделял воспитанию у подрастающего поколения гражданственности. Он продолжил развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, раз-работал методику работы с отдельным учеником в коллективе. Детский коллектив — сообщество детей, в котором есть идей-ная, интеллектуальная, эмоциональная и организаторская общ-ность.

Путь к богатству духовной жизни коллектива сложен: от ин-дивидуального вклада каждого воспитанника — к общему «бо-гатству» коллектива, а от него — к влиянию на индивида и вновь к увеличению частного «вклада» в общий фонд, и так до беско-нечности, т. е. устанавливаются двусторонние глубокие связи. Су-хомлинский вводит новые понятия — «коллективная духовная жизнь», «интеллектуальный фон класса».

Взаимодействие разнообразных интересов и увлечений, об-мен духовными приобретениями, знаниями повышает «интел-лектуальный фон», общий уровень развития детей, вызывает стремление больше узнать и тем самым помогает в главном — в учении. А ведь учение — главный совместный труд в школьном коллективе. Глубоко и оригинально разработаны Сухомлин-ским вопросы воспитательного воздействия традиций, фоль-клора, природы.

В книге «Сердце отдаю детям» Сухомлинский ярко показал, что успех работы воспитателя, направленной на гармоничное ра-з-витие детей, возможен только при глубоком знании духовной жизни и особенностей развития каждого ребенка.

Сухомлинский призывал изучать внутренний мир ребенка, узнавать что он (ребенок) хочет, о чем думает, чем живет. Чем глубже будут познания, тем легче будет найти контакт между ребенком и учителем. Ребенок — это человек (хоть и малень-кий) со своими интересами, переживаниями, эмоциями. Де-ти все разные, у каждого свой характер. Необходимо быть для каждого ребенка не только наставником, но еще и другом, тогда ребенок будет верить вам, будет заинтересован в вашей помощи.

Духовная жизнь очень важна в жизни каждого ребенка и кол-лектива, она объединяет, сплачивает. Если класс объединяет не одно дело, а несколько, — от этого будет только польза.

 


4. Причины неудовлетворительного воспитания в семье

Любовь к ребенку во имя ребенка — вот что должно присут-ствовать в семье. В отличие от любви во имя удовлетворения соб-ственных сиюминутных родительских чувств, желания родите-лей «купить» детскую любовь «сюсюканием», задариванием дорогими подарками.

Слепая, неразумная родительская любовь порождает у де-тей потребительство, пренебрежение к труду, притупляет чувство благодарности и любви к родителям, делает ребенка наглым. Часто такие дети становятся просто хамами.

Безнадзорность.Бесконтрольность встречается, когда роди-тели излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге дети предоставлены сами себе и прово-дят время в поиске увлечений, попадают под влияние «улич-ных» компаний.

Гиперопека.Жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время строгие прика-зания, многочисленные запреты. В результате становится не-решительным, у него не проявляется инициатива, он бояз-лив, не уверен в своих силах, он не может постоять за себя. У такого ребенка постепенно нарастает обида, что другим де-тям многое (все) можно. У подростков все это может вылить-ся в бунт против родительского притеснения: они принципи-ально начинают не слушаться родителей, убегают из дома, поступают по-своему.

Другая разновидность гиперопеки — воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок находится постоянно в центре вни-мания, привыкает к этому. Все его желания и просьбы выпол-няются, им восхищаются, а когда такой ребенок вырастает, он не в состоянии правильно оценить ситуацию, свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе таких людей не по-нимают и не принимают их.

Воспитание по типу «Золушки»,т. е. в обстановке эмоцио-нальной отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чув-ствует, что родители (или один из них) его не любят. Со сторо-ны может показаться, что родители достаточно хорошо относятся к нему.

 


«Жестокое воспитание»— за малейшую провинность ребен-ка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе.

Воспитание в условиях повышенной моральной ответственно9 сти:с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные надежды родителей. Часто в таких семьях на ребенка возлагаются недетские непосильные заботы. Как итог — навязчивые страхи, тревога.

Одним из самых недопустимых методов воспитания, исполь-зуемых в семье, является метод физического наказания,когда на детей действуют с помощью страха. Физическое наказание вы-зывает физические, психические, нравственные травмы, кото-рые в конечном итоге ведут к изменению поведения ребят. Так, у каждого второго наказываемого подростка возникают сложности в адаптации, приспособлении его к коллективу, почти у всех этих детей пропадает интерес к учебе.

Чаще физическому воспитанию подвергаются мальчики. Впоследствии они сами нередко становятся жестокими. Им на-чинает нравиться унижать других, бить, издеваться.

Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родите-лей с детьми — когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении.

5. Причины конфликтов в семье

Причин для конфликтов в семье может быть множество. Это и поведение ребенка, и ссоры родителей между собой, пробле-мы на работе, приносимые в дом.

Многие дети, вступая в подростковый возраст, очень сильно меняются. Из спокойных, послушных детей вдруг превра-щаются в упрямых и грубых.

Пожалуй, именно грубость сильнее всего обижает родителей. Но прежде чем бороться с этим злом, надо разобраться в причи-нах его возникновения.

К15 годам у ребенка появляется немало проблем переходно-го возраста. Постепенно нарастает неуверенность в себе. По-являются тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей. Подростки готовы «застревать» в положе-нии «обиженного», «непонятого», искать выход из трудных си-

 


туаций путями, нередко чрезвычайно опасными для здоровья, стремятся освободиться от зависимости взрослых. Это приводит к конфликтам в семьях.

Подросток начинает грубить, хамить родителям. Если роди-тели начинают вступать открыто в конфликт, то это приводит к полному непониманию и нарастанию взаимных претензий. Что же нужно делать взрослым, чтобы избежать конфликтов в общении с подростком? Терпеть хамство собственного ребен-ка очень трудно. Ему хочется дать достойный отпор. Но будет ли от этого толк? Взрослые прекрасно знают: всякое обострение от-ношений подливает масла в огонь. Можно посоветовать сле-дующее:

1) дайте подростку свободу. Свыкнитесь с мыслью, что он уже
вырос, а непослушание — это только стремление выйти из-
под вашей опеки;

2) не читайте нотаций. Больше всего ребенка раздражают
нравоучения. Родителям необходимо изменить стиль обще-
ния, перейти на спокойный, вежливый тон, и нужно отка-
заться от категорических оценок и суждений. Ребенок имеет
право на собственный взгляд;

3) родителям нужно идти на компромисс. Когда и родители,
и подростки охвачены бурными негативными эмоциями,
способность понимать друг друга исчезает;

4) уступает тот, кто умнее. Лавры победителя в отношениях
с собственным ребенком не украшают;

5) не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сде-
лать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или
хлопанья. Умению достойно выходить из ситуаций ребенок
учится у взрослых;

6) родителям нужно быть твердыми и последовательными.
Дети — тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют сла-
бость старших.

Поэтому, несмотря на готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что авторитет родителей незыблем.

Человеку нужно, чтобы его любили, понимали, признава-ли, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок. Когда у человека нет этой опоры, то в семьях часто начинаются кон-фликты.

 


Иногда причиной конфликтов являются и сами родители. Это могут быть и мать, и отец одновременно.

Родители устают, у них свои проблемы на работе, и чтобы рас-слабиться, они выплескивают все на ребенка. Конечно, этого быть не должно.

Ребенок просто может «уйти в себя», перестать уважать роди-телей. И начать плохо вести себя. Иногда даже дети уходят из до-ма, не желая слушать скандалы.

 


ЛЕКЦИЯ№ 14. Правила семейного воспитания

1. Типы семей

Одной из ключевых проблем в решении многих задач яв-ляется проблема семьи. Ф. Энгельс писал, что «современное об-щество — это масса, состоящая сплошь из индивидуальных семей. Как бы его молекул». В семье, как в миниатюре, отражается картина тех «...противоположностей и противоречий, в кото-рых движется общество...» Воспитание детей в семье выдвигает в проблеме семьи несколько аспектов: укрепление и сохранение семьи (сокращение разводов, воспитание детей в неполной семье), забота детей о родителях (воспитание у школьников пра-вильного, сердечного и гуманного отношения к родителям, род-ным и близким).

У каждой семьи свои правила. Каждая отдельно взятая се-мья — это ячейка общества, и она живет по своим устоявшим-ся правилам. В большинстве случаев роль главы семьи выполня-ет отец. Он разрешает (или нет) ребенку пойти куда-то или нет, делать что-то или не делать. Это бывает в полноценных семьях. Но, к большому сожалению, существуют еще и такие типы семей, в которых есть только мама (иногда только папа) и ребенок. Ча-ще всего это происходит из-за разводов родителей. Конечно, ребенку трудно жить в такой семье. Он не чувствует себя полно-стью защищенным, ему завидно, если у его друзей есть и мама, и папа. А у него только кто-то один из родителей. Он чаще пла-чет, болеет, обижается. Иногда детей воспитывают только бабуш-ка и дедушка. Хотя родители у такого ребенка есть, воспита-нием занимаются только бабушка и дедушка. Родители либо часто разъезжают по работе, либо просто очень заняты, и у них нет времени заниматься свои собственным ребенком.

Семья, рассматриваемая в качестве первичной ячейки об-щества, очень разнообразна. Школе нужно учитывать особенно-

 


сти структуры семьи для организации совместной с ней дея-тельности по воспитанию детей. Обычно самостоятельно живу-щая семья состоит из 2 поколений — родителей и детей. Не-редко вместе с этой семьей живут и бабушка с дедушкой. Неполные семьи имеют ряд вариантов своей структуры — мать, бабушка, дедушка; только одна мать и ребенок (дети); только отец, дети и бабушка и т. д.

Семьи могут быть полными, но с неродной для ребенка ма-терью или отчимом, с новыми детьми. Могут быть полные семьи основной структуры, но в семье может быть неблагополучно. Все это создает особую атмосферу, в которой находится ученик шко-лы, которая определяет силу и направленность воспитательно-го воздействия семьи на школьника.

Многое в решении воспитательных задач зависит от того, кто в семье преимущественно занимается воспитанием детей, кто их главный воспитатель. Чаще всего в этой роли выступает мать, нередко живущая в семье бабушка. Многое зависит от то-го, работает мать или нет, какова ее загруженность на работе, сколько времени она может уделять своему ребенку, а глав-ное — хочет ли она заниматься его воспитанием, интересуется ли жизнью ребенка по-настоящему. Велика роль и отца, хотя нередко отцы самоустраняются от воспитания детей, передове-ряя его матери.

Семья— это первоисточник всего, что вкладывается в воспи-тание и формирование личности ребенка дома, это микросреда, объединяющая свое воздействие на ребенка с воздействием со стороны школы.

2. Модели семейного воспитания

Воспитание в семье может быть самым разным — от абсолют-ного тотального контроля до невнимания к своему ребенку вообще. Лучше всего, когда родители присматривают (ненавяз-чиво) за своим ребенком, постоянно ему советуют как поступить (опять же ненавязчиво, а играючи), когда ребенок и родители вместе выполняют какую-либо, например, домашнюю работу, что-то делают сообща. Это приносит свои плоды. У таких детей очень развито взаимопонимание с родителями. Они их слу-шаются. И, прислушиваясь к их мнению, дети готовы постоянно по-

 


могать таким родителям, и, как правило, успеваемость у таких де-тей на должном уровне. Существует несколько моделей семей-ного воспитания.

1. Ситуации авансирования доверием (А. С. Макаренко),
когда доверие дается авансом еще не окрепшей личности, но уже
готовой оправдать его. Создаются в семье условия для выраже-
ния доверия со стороны родителей.

2. Ситуация непринужденной принудительности (Т. Е. Кон-
никова) — это механизм влияния конкретной ситуации не в ви-
де бескомпромиссного требования родителей, а в виде актуали-
зации уже имеющихся мотивов поведения в новых условиях,
обеспечивающих активное участие в жизни семьи, благодаря
чему складывается позиция субъекта, творческого соучастника.

3. Модель семейного воспитания (О. С. Богданова, В. А. Кра-
ковский), когда ребенок ставится перед необходимостью и по-
лучает возможность сделать самостоятельный выбор поступка
(конечно, под контролем взрослых). Иногда ситуация выбора
приобретает характер конфликтной ситуации, в которой проис-
ходит столкновение несовместимых интересов и установок
(М. М. Ященко, В. М. Басова).

4. Модель семейного воспитания, где присутствует ситуа-
ция творчества (В. А. Краковский). Суть ее заключается в созда-
нии таких условий, в которых актуализируются выдумка, вооб-
ражение, фантазия ребенка, его способность к импровизации,
умение выйти из нестандартной ситуации. Каждый ребенок та-
лантлив, нужно только развивать в нем эти таланты, делать для
ребенка условия, которые будут для него наиболее приемлемы.

Выбор модели семейного воспитания зависит, прежде всего, от родителей. Нужно учитывать возраст ребенка, его психологи-ческие особенности, уровень развития и воспитанности. Л. Н. Толстой подчеркивал, что воспитание детей есть только са-мосовершенствование, которому никто не помогает настолько, как дети. Самовоспитание — это не что-то вспомогательное в воспитании, а его фундамент. «Никто не может воспитать че-ловека, если он сам себя не воспитывает», — писал В. А. Су-хомлинский.

Формы воспитания— это способы организации воспитатель-ного процесса, способы целесообразной организации коллектив-

 


ной и индивидуальной деятельности детей. Когда в семье созда-ется обстановка творчества, то дети начинают «раскрываться», выплескивать в этом творчестве все свои эмоции и переживания. От родителей зависит, какую модель воспитания выбрать. Главное, чтобы она больше, чем другие модели подходила к вос-питываемому ребенку.

3. Содержание воспитания в семье

Семья имеет огромное значение для человека и для ребенка в частности. Это социально-педагогическая группа людей, пред-назначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении и самоутверждении каждого ее члена.

Семейное воспитание— это система воспитания и образова-ния, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами ро-дителей и родственников.

Семейное воспитание должно запрещать телесные наказания, чтение чужих документов. Не следует морализовать, много гово-рить, требовать сиюминутного повиновения, не нужно пота-кать и др. Все принципы говорят об одном: детям рады не пото-му, что они делают домашнее задание, помогают по дому или хорошо себя ведут. Им рады оттого, что они есть.

Содержание семейного воспитания охватывает все напра-вления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, и оно видоизменяется от возраста к возрасту. Постепенно родители, бабушка и дедушка, родственники дают детям знания об ок-ружающем мире, природе, обществе, производстве, профес-сиях, технике, формируют опыт творческой деятельности, вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки, нако-нец, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни в целом.

Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание, в первую очередь воспитание таких качеств, как: доб-рожелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие. Иногда сюда от-носят послушание, но не все считают его добродетелью.

В ближайшие годы во многие семьи придет религиозное вос-питание с его культом человеческой жизни и смерти, с почте-

 


нием к общечеловеческим ценностям, со множеством таинств и традиционных обрядов.

Целью семейного воспитания является формирование та-ких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Раз-витие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое воспитание, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье и благополучие — все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родите-ли — первые воспитатели — оказывают самое большое влияние на ребенка в первые годы его жизни. Семейному воспитанию присущи свои методы, а точнее приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, по-каз, проявление любви и т. д.

Часто родители воспитывают своих детей так, как воспиты-вали их. Необходимо понимать, что ребенок — это тоже лич-ность, хоть и маленькая. К нему нужен свой подход. Необходи-мо присматриваться к своему ребенку, изучать его привычки, анализировать его действия, делать соответствующие выводы и, исходя из этого, вырабатывать свою методику воспитания и обучения.

4. Основные проблемы семейного воспитания

Проблемы семейного воспитания складываются в основном из-за непонимания между детьми и родителями. Дети (подро-стки) начинают хотеть большего, родители не разрешают, дети начинают злиться, происходят конфликты. Семейное воспита-ние начинается с любви к ребенку. Если этот факт не сильно вы-ражен или не выражен вообще, то в семье начинаются пробле-мы — рано или поздно.

Часто в семьях встречается безнадзорность, бесконтроль-ность. Это бывает тогда, когда родители излишне заняты свои-ми делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге де-ти слоняются по улице, предоставлены сами себе, начинают искать и попадают в плохие компании.

Бывает и наоборот, когда ребенка чересчур опекают. Это ги-перопека. Жизнь такого ребенка все время контролируется, он

 


не может делать то, что ему захочется, он все время ждет и при этом боится приказания. В результате он становится нервным, неуверенным в себе. Это, в конечном итоге, приводит к психи-ческим расстройствам. В ребенке накапливается обида и злость за такое отношение, в конце концов, ребенок может просто уй-ти из дома. Такие дети начинают принципиально нарушать за-преты.

Бывает так, что ребенка воспитывают по типу вседозволен-ности. Таким детям все позволено, ими восхищаются, ребенок привыкает быть в центре внимания, все его желания выполн-яются. Когда такие дети вырастают, они не в состоянии правиль-но оценить свои возможности. Таких людей, как правило, не лю-бят, стараются не общаться с ними и не понимают.

Некоторые родители воспитывают детей в обстановке эмо-циональной отверженности, холодности. Ребенок чувствует, что родители (или один из них) его не любят. Такое состояние его очень тяготит. А когда кого-то из других членов семьи любят больше (ребенок это чувствует), ребенок реагирует значительно болезненнее. В таких семьях дети могут вырасти с неврозами или озлобленными.

Жесткое воспитание бывает в семьях, когда за малейшую провинность ребенка наказывают. Такие дети растут в постоян-ном страхе.

Бывают такие семьи, где ребенка воспитывают в условиях по-вышенной моральной ответственности. Родители внушают ре-бенку, что он просто обязан оправдать многочисленные надеж-ды родителей, и на него также возлагают непосильные детские заботы. У таких детей могут появиться страхи, постоянное бес-покойство за свое здоровье и здоровье близких. Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невроти-ческие срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими.

Часто причиной проблемного семейного воспитания стано-вятся сами родители. Например, личностные проблемы родите-лей, решаемые за счет подростка. В этом случае в основе нару-шений воспитания лежит какая-то, чаще всего неосознаваемая, потребность. Ее-то родитель и пытается удовлетворить за счет воспитания подростка. В этом случае объяснение родителю не-правильности его поведения и уговоры изменить стиль воспита-