Православное учение о Святой Троице

Двенадцатый член Символа веры

…и жизни будущего века. Аминь.

 

Последний член Символа веры говорит о будущей вечной жизни, которая настанет после всеобщего воскресения мертвых, обновления мира и Всеобщего Суда Христова.

Для праведных людей вечная жизнь будет настолько радостна и блаженна, что в настоящем состоянии мы не можем ее даже представить или изобразить. Апостол Павел говорит: «Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор.2.9). В блаженстве души праведника будет участвовать и тело, которое будет прославлено светом Божиим подобно телу Господа Иисуса Христа во время Преображения Его на горе Фаворе. «Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их», – сказал Спаситель (Мф.13.43).

Теперь «сеется (тело) в уничижении, восстает в славе, сеется в немощи, восстает в силе» - объясняет апостол Павел (1 Кор.15.43). Праведники получат разные степени блаженства, соответственно нравственному достоинству каждого: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых» (1 Кор.15.41-42).

Для неверующих и для нераскаянных грешников будущее будет вечным мучением. Господь скажет им: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его. И пойдут они в муку вечную» (Мф. 25.41-46). Грешники будут вдали от Бога и от райской жизни. Они будут страдать от укоров своей совести и от стыда за свои преступления. Они будут мучиться от близости злых духов и подобных им грешников, от вечного огня и мрака.

Так наказаны будут грешники не потому, что Бог хотел их погибели, но потому, что они сами не поверили слову Христову и не покаялись.

Символ веры оканчивается словом «Аминь», что значит: «истинно» или «да будет так». Произнося эти слова, мы этим свидетельствуем, что верим в истинность всего того, что сказано в Символе веры.

 

Исключительной особенностью христианства является не только вера в Единого Бога (так веруют также мусульмане и иудеи), но вера в Бога-Троицу. Догмат о Пресвятой Троице выражает Богооткровенную истину о том, что «Бог есть един по существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная».

Более пространно эта истина выражается в том, что в Боге – Три Лица (Ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух. Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а единое Божественное Существо.

Как уже говорилось, Три Божественных Лица отличаются личными (ипостасными) свойствами, которые выражаются следующими терминами: у Отца — нерожденность, у Сына — рождение от Отца, у Святого Духа — исхождение от Отца. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем Их как особые Ипостаси. Рождение Сына и исхождение Духа не являются ни однократным актом, ни протяженным во времени процессом, поскольку Божество существует вне времени.

 

Учение о Троице в Ветхом Завете было лишь обозначено, но не выражено во всей полноте, поскольку откровение о Троице связано с учением о Христе. До Боговоплощения истина о Боге-Троице не была в полной мере явлена человечеству.

Новый Заветубедительно свидетельствует о троичности (множественности) Лиц Святой Троицы.В качестве примеров можно указать:

· на заповедь о крещении, которую дает Господь Своим ученикам по Воскресении: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28.19)

· на описание Крещения Господня на Иордане, когда Отец и Дух свидетельствовали о Сыне (Мф.3.16-17);

· на неоднократные свидетельства в апостольских Посланиях: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами» (2 Кор. 13.13); «Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» (1 Ин. 5.7).