Первый член Символа веры

Символ веры

Символ веры − это краткое изложение важнейших истин христианства. Церковь в лице православных христиан исповедует свою веру, произнося Символ веры на Божественной Литургии и при совершении Таинства Крещения.

Исторически потребность в Символе веры существовала с первого века христианства. Уверовавший исповедовал свою веру, читая перед Крещением Символ веры, который в связи с этим получил название «крещального» Символа веры. В разных христианских общинах сложились свои «крещальные» Символы веры. Они несколько отличались по формулировке, но по существу все одинаково выражали истины христианской веры.

С появлением ересей и лжеучений возникла потребность в едином и общепринятом тексте Символа веры. Употребляемый в настоящее время всеми Православными Церквями Символ веры имеет название Никео-Цареградского. Так он называется по месту, где проходили Первый[40] и Второй[41] Вселенские Соборы, на которых был принят этот Символ. На Третьем Вселенском соборе было принято постановление, запрещающее в дальнейшем вносить в текст Символа веры какие-либо изменения.

Символ веры состоит из 12-ти членов (частей). 1-й член говорит о Боге Отце, с 2-го по 7-й члены говорят о Боге Сыне, 8-й – о Боге Духе Святом, 9-й – о Церкви, 10-й – о крещении, 11-й и 12-й – о воскресении мертвых и о вечной жизни.

Символ веры звучит так:

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена.

5. И воскресшаго в третий день по Писанием.

6. И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца.

8. И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и славима, глаголавшаго пророки.

9. Во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь.

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11. Чаю воскресения мертвых.

12. И жизни будущаго века. Аминь.

 

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

 

Веровать в Бога – значит быть твердо уверенным, что Бог существует и что Он заботится о человеке, всем сердцем принимать то, что Он говорил людям через Своего Сына, Господа Иисуса Христа, через пророков и апостолов.

Но вера не ограничивается только признанием, что Бог существует. Вера предполагает образ жизни, соответствующий этому знанию – верующий человек должен жить так, как хочет Бог. Истинный христианин − тот, кто верит правильно и живет по Заповедям Божиим. Примерами твердой веры являются святые мученики: ради веры в Бога и исполнения Его заповедей они отказывались от всех благ земной жизни, подвергались гонениям, страшным мучениям и даже смерти.

Слова Символа веры «во единого Бога» означают, что основой хрис­ти­ан­с­кой Цер­к­ви яв­ля­ет­ся ве­ра в Еди­но­го (т.е., Единственного) Ис­тин­но­го и Жи­во­го Бо­га.

Бог есть высшее Существо, поэтому вполне познать Бога, проникнуть в тайну Божественной жизни невозможно ни людям, ни даже ангелам. Однако люди могут и должны стремиться к познанию Бога через наблюдение за устройством и красотой премудро созданного Богом мира.

Знание о Боге дает человеку и чтение Священного Писания, в котором Бог Сам открыл Себя людям через Своих пророков и апостолов. Так, из Священного Писания известно, что Бог есть Дух, Он Вечный, Неизменяемый, Вездесущий, Всемогущий, Премудый, Вседовольный, Святой, Всеблагой, Всеведущий, Всеправедный, Всеблаженный.

Рассмотрим подробнее некоторые из указанных свойств Божиих:

Бог есть Дух, то есть, Он не материален.

Бог Вечный: Он всегда существовал и всегда будет существовать.

Бог Неизменяемый, Он всегда тот же.

Бог Вездесущий: Он всюду находится и все проникает Собой, хотя ни с чем не смешивается.

Бог Всемогущий: Он может привести в исполнение всё, что Ему угодно, и нет силы, способной Его удержать или Ему помешать. Так, всемогущество Божие проявилось в творении мира из ничего. Все, что существует: видимое и невидимое, вся необъятная вселенная и невидимый, ангельский мир созданы Богом. Бога называют Вседержителем, потому что Он весь мир держит в Своей власти, без Его воли ничего не может произойти.

Бог Премудрый: о величии Премудрости Божией свидетельствует устройство видимого мира; Бог с бесконечной мудростью управляет жизнью всего мира и каждого человека.

Бог Вседовольный: Он ни в чем нуждается, но Сам является Источником и Подателем Жизни. Все живое: растения, животные, люди, ангелы и другие существа – всё получило и получает свою жизнь от Бога.

Бог Святой – непричастный никакому злу или греху, Он является источником святости для ангелов и людей.

Бог Всеблагой: Он заботится о твари как Отец. Бог являет Себя миру как Любовь. Глубина Его любви явлена людям в искупительной Крестной Жертве Сына Божия.

Бог Всеведущий: Он все знает – все, что было, что есть и что будет, Ему известны мысли и желания всех существ, от Него ничего нельзя скрыть.

Бог Всеправедный: Он в высшей степени справедлив. Каждый человек раньше или позже получит то, что он заслужил.

Бог Всеблаженный, Он пребывает в вечном блаженстве и дает радость и блаженство любящим Его.

В первом члене Символа веры Бог назван Вседержителем, потому что Он все существующее содержит в Своей силе и Своей воле.

Слова «Творца небу и земли, видимым и невидимым» говорят о том, что все сотворено Богом, видимый мир и невидимый (или духовный, к которому принадлежат бесплотные духи- ангелы).

Бог един по Своему существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святой – Троица единосущная и нераздельная. Это единство Трех, бесконечно любящих Друг Друга Лиц. Взаимное отношение между Лицами Пресвятой Троицы состоит в том, что Бог-Отец не рождается, не происходит от другого лица; Сын Божий рождается от Бога Отца; Дух Святой исходит от Бога-Отца. Все Три Лица Пресвятой Троицы, по существу и свойствам, совершенно равны между Собой: Бог-Отец есть истинный Бог, и Бог-Сын есть истинный Бог, так и Бог Дух Святой есть истинный Бог, но все три Лица это не три Бога, но единое Божество, единый Бог.

Единство Святой Троицы − это тайна, непостижимая для человеческого ума. Мы веруем в нее, потому что так научил нас верить Господь Иисус Христос, Сын Божий. Посылая апостолов на проповедь, Он сказал: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28.19).