Явление апостолам на Тивериадском озере

Явление одиннадцати апостолам в Сионской горнице

Явление десяти апостолам в день Воскресения

(Лк. 24.36-49; Ин.20.19-23)

Когда апостолы были собраны вместе, они увидели посреди горницы неожиданно появившегося воскресшего Господа, сказавшего им: «Мир вам». Ученики смутились и испугались, думая, что им явился дух, т.к. двери в горницу были закрыты.

Видя их недоумение и страх, Христос сказал им: «Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк.24.38-39). Господь разрешил ученикам подойти к Нему и осязать Его Тело, но чтобы окончательно убедить, что Он не дух, Христос попросил у них какой-нибудь пищи. Ему подали кусок печеной рыбы и сотового меда, и Он взял пищу и ел ее перед учениками.

Евангельские описания явлений Воскресшего Христа показывают, что ученики сомневались и боялись ошибиться, безоговорочно доверившись эмоциям и желанию видеть Христа живым. Осторожность, проявленная апостолами, свидетельствует об истинности Воскресения Христова.

Узнав о чуде Воскресения, апостолы должны были нести свет Христова Воскресения всем народам: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин.20.21). Посылая учеников на проповедь, воскресший Господь дает им силу Духа Святого и власть совершать таинство покаяния: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20.22-23).

Во время явления Воскресшего Христа в Сионской горнице среди апостолов не было Фомы. Когда же он пришел к ним, апостолы рассказали о случившемся, но Фома им не поверил, сказав: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин.20.25). Уверение Фомы произошло через восемь дней после Воскресения Спасителя.

(Ин.20.24-29)

Когда все апостолы собрались в Сионскую горницу на молитву, воскресший Спаситель опять внезапно явился среди них со словами: «Мир вам» (Ин.20.26). Затем, обратившись к Фоме, Господь сказал: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин.20.27). Внезапное явление Христа и напоминание о неверии Фомы так потрясли этого апостола, что он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин.20.28).

Тогда Христос, показывая нам, что вера состоит в том, чтобы принимать невидимое, сказал Фоме: «Ты поверил, потому что увидел Меня, блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин.20.29). Эти слова Христовы являются утешением для всех, кто не видел Его живым, но уверовал по слову апостолов.

(Ин.21.1-25)

Исполняя повеление Учителя, апостолы после праздника Пасхи возвратились в Галилею, где вновь занялись ловлей рыбы. Однажды Петр пригласил на ночную рыбную ловлю Иоанна, Иакова, Фому и Нафанаила, но труд учеников был напрасен – они ничего не могли поймать.

Неожиданно они услышали голос Человека, стоящего на берегу озера; это был Христос, но ученики Его не узнали. Незнакомец спросил их: «Дети, есть ли у вас какая пища?» (Ин.21.5) Они ответили, что у них ничего нет. Тогда Незнакомец посоветовал им закинуть сети по правую сторону лодки. Ученики это сделали и, к их изумлению, сети наполнились крупной рыбой.

Это чудо напомнило самому чуткому из апостолов, Иоанну Богослову о первом чудесном улове рыбы при призвании их к апостольскому служению, поэтому он немедленно сказал Петру: «Это Господь» (Ин.21.7). Услышав это, Петр тут же прыгнул в воду и поплыл к берегу. За ним последовали в лодке и другие ученики. Когда ученики вышли на берег, они увидели разложенный костер и на нем лежащую рыбу и хлеб.

«Принесите рыбы, которую вы теперь поймали», – сказал Господь ученикам (Ин.21.10). Когда сети были вытащены, Христос предложил апостолам пообедать. Апостолы увидели Христа в преображенном виде и им хотелось спросить подтверждения, Он ли это. Но никто не задал Ему вопроса; апостолы уже не имели прежней смелости, но только в молчании и со страхом удивлялись Ему; знали, что это Господь, потому и не спрашивали.

Сам Христос нарушил молчание и, обращаясь к Петру, спросил его: «Симон Ионин, любишь ли ты Меня больше, нежели они?» «Так, Господи, – отвечал Петр. – Ты знаешь, что я люблю Тебя». «Паси агнцев Моих», - сказал Христос. Затем во второй и третий раз спросил Господь Петра: «Любишь ли Меня?» Господь спрашивает его трижды, врачуя троекратное отречение Петра, мучившее его совесть. И трижды призывая Петра исповедать Свою любовь Господь просит явить свою любовь к Христу заботой о верующих. Услышав в третий раз от Петра: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя», Господь предсказывает Петру его дальнейший, жизненный путь и мученическую кончину: «Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься... другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь» (Ин.21.15-18). Из предания известно, что апостол Петр впоследствии много пострадал за Христа и в Риме был распят на кресте (по его собственному желанию – вниз головой, так как считал недостойным умереть той же смертью, что и Господь Иисус Христос).