Явление двум ученикам на пути в Эммаус

Явление воскресшего Господа Марии Магдалине и другим мироносицам

(Мк.16.9-11; Лк.24.12; Ин.20.1-18)

С того момента, как Христа арестовали в Гефсиманском саду, Его ученики разбежались в разные стороны и скрывались в Иерусалиме, опасаясь гонений. Мария Магдалина, зная, где скрываются апостолы, с плачем сообщила им, что «унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его» (Ин.20.2). Петр и Иоанн тотчас побежали к гробу, чтобы посмотреть, что произошло с Телом их Учителя; за ними следовала и Мария Магдалина. Иоанн бежал быстрее Петра и первым оказался у гробницы, но не вошел в нее, подождав Петра. Войдя в пещеру, апостолы нашли только плащаницу Христову и отдельно лежащий плат. Иоанн, увидев погребальные пелены Христа[37], поверил в Воскресение Учителя, но ничего не сказал. Выйдя из пещеры, апостолы направились обратно в город.

У гроба осталась одна плачущая Мария. Внезапно она увидела Спасителя, но не узнала Его; Мария подумала, что это садовник, и спросила: «Господин, если ты вынес тело моего Учителя, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его» (Ин.20.15). «Мария!» - позвал ее Господь, и только услышав знакомый голос, она узнала Христа. Воскликнув: «Раввуни![38]» Мария хотела от полноты чувств обнять ноги Спасителя. Но Христос остановил ее, сказав: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему... и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин.20.17). Господь учит Марию относиться к Нему не только как к любимому Учителю, но и как к Богу, и одновременно показывает, что тайна спасения людей еще не совершилась вполне.

Христос стал невидим, а Мария, исполненная радости о Его Воскресении, побежала в Иерусалим, чтобы рассказать все апостолам. Но апостолы, подавленные горем, недоверчиво отнеслись к ее благовестию. Когда пришли остальные женщины и рассказали апостолам, что им тоже явился воскресший Господь, апостолы и это свидетельство восприняли с недоумением.

(Лк.24.13-35)

Заканчивался первый воскресный день. Два ученика Христовых Клеопа и Лука спешили из Иерусалима в селение Эммаус. Дорогой они беседовали о Христе и скорбных событиях последних дней. В этот момент к ним подошел какой-то путник и стал идти вместе с ними. Это был Сам Христос, но ученики не узнали Его. Господь спросил: «О чем это вы, идя, рассуждаете между собою и отчего вы печальны?» (Лк.24.17). Ученики удивились такому вопросу, поскольку всему Иерусалиму было известно о крестной казни галилейского Пророка. Тогда они рассказали, что произошло в эти дни в Иерусалиме с Иисусом Назарянином, Которого весь народ признавал за великого Пророка, и об уничтоженной надежде учеников на то, что Он настоящий Мессия. Рассказали они и о пропавшем из гроба Теле Учителя и не подтвердившихся пока слухах о Воскресении.

Услышав это, Спаситель укорил их: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» (Лк.24.25-26).Затем Он начал объяснять ученикам ветхозаветные пророчества о Мессии. Так беседуя, они приблизились к Эммаусу. Лука и Клеопа упрашивали Христа переночевать в их доме: «Останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру» (Лк.24.29). Христос согласился. Когда же они возлегли за стол, чтобы подкрепиться пищей, Христос взял хлеб, благословил его, преломил и подал ученикам, как это Он делал всегда перед трапезой. Как пелена спала с глаз апостолов, и они узнали, что это Сам Господь Иисус Христос. И в этот момент Господь стал невидим.

Пораженные явлением, апостолы сказали друг другу: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание» (Лк.24.32). Ликующие, они поспешили обратно в Иерусалим и сообщили апостолам, как они узнали воскресшего Господа в преломлении хлеба. В свою очередь апостолы рассказали эммаусским путникам не менее радостную весть о том, что воскресший Христос явился Петру.