Вопрос о подати кесарю

Притча о злых виноградарях

Последнее посещение храма

Великий Вторник

Первосвященники и старейшины, опасаясь схватить Христа при народе, избрали другую тактику: они решили скомпрометировать Иисуса как Мессию в глазах тех, кто поверил в Него.

Когда Господь во вторник пришел в храм из Вифании, Его обступили книжники и фарисеи, требуя ответа за очищение храма: «Какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?» (Мф.21.23). На этот вопрос Христос ответил вопросом: «Спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков?» (Мф.21.24-25).

Члены Синедриона, боясь гнева народа, признававшего Иоанна Крестителя за пророка, слукавили, сказав: «Мы не знаем». Услышав этот уклончивый ответ, Господь сказал лицемерам: «И Я вам не скажу, какою властью это делаю» (Мф.21.27).

 

(Мф.21.33-43)

В Великий Вторник Господь произнес три притчи, обличающие духовных вождей Израиля. Одна из них – притча о злых виноградарях: «Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?» (Мф.21.33-40).

Старейшины иудейские поняли, что эта притча о них – обязанных заботиться о духовном благополучии Израиля, как виноградника Божия, но решивших присвоить его себе и ради этой борьбы за власть над народом Божиим готовых даже на убийство и слуг Божиих – пророков и Единородного Сына Божия Иисуса Христа.

Суд над этими злыми виноградарями был произнесен самим народом, ответившим на вопрос Христа об участи виноградарей: «Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои» (Мф.21.41).

 

(Мф.22.15-22)

Раздраженные обличением Христа, первосвященники стали совещаться, как заставить замолчать Назарянина. Они понимали, что Иисуса нельзя взять и предать смерти без помощи римской власти, поэтому первосвященники решили обвинить Его в политической неблагонадежности. С этой целью они послали ко Христу фарисеев с иродианами. Между фарисеями и иродианами существовали враждебные отношения, но в данном случае они пошли на соглашение, чтобы вместе погубить Христа.

Подойдя к Иисусу и притворившись Его учениками, они спросили: «Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?» (Мф.22.16-17).

Если бы Христос ответил на этот вопрос положительно, Он вызвал бы против Себя негодование в народе, так как евреи признавали своим Царем только Бога и платили дань римскому кесарю по принуждению. В случае если бы Господь сказал, что платить подать языческому кесарю не следует, иродиане сразу же доложили бы римскому правителю, что Христос возмущает народ против римской власти и является противником кесаря.

Христос, видя их лукавство, сказал: «Что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать» (Мф.22.19). Они принесли Ему динарий. Иисус говорит им: «Чье это изображение и надпись?», они отвечают: «Кесаревы». «Итак, - сказал им Господь, - отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф.22.20-21).

Ответ Христа означает, что необходимо повиноваться государственной власти и подчиняться всем ее требованиям, если это не противоречит исполнению заповедей Божиих (и до тех пор, пока не противоречит). Иродиане и фарисеи, не предполагавшие такого ответа, со стыдом удалились.