Исцеление слуги сотника и дочери хананеянки

Исцеление расслабленного в Капернауме

(Мк.2.2-12)

Исцеления бесноватых и другие чудеса, творимые Христом, открывали людям, что Он имеет власть освободить их от власти диавола, дать им и духовное и физическое здоровье. В некоторых случаях, Христос прощал грехи больным, прямо указывая на связь болезни и предшествующей ей жизни по страстям. Так, например, было при исцелении расслабленного в Капернауме.

Однажды в дом, где проповедовал Христос, собралось очень много людей; среди присутствовавших были фарисеи и законоучители, которые пришли из Иерусалима и других мест Палестины, чтобы послушать Иисуса. Между тем к дому принесли на носилках человека, разбитого параличом (расслабленного) для исцеления. Но так пройти к Христу было невозможно из-за множества народа, друзья больного разобрали плоскую крышу дома и спустили носилки к ногам Христа. Спаситель, видя их веру, сказал больному: «Чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк.2.5). Его слова возмутили книжников: «Что Он так богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Мк.2.7). Видя их недовольство, Христос сказал, что Он, Сын Человеческий, может и физическое здоровье дать, и освободить душу от греха. После чего, подтверждая Свои слова, сказал расслабленному: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мк.2.11). Расслабленный встал и, славя Бога, пошел в дом свой исцеленным.

 

Мф. 8.5-10; 15.21-28

Особенное место в евангельских повествованиях о чудесах занимают два эпизода, когда Господь совершил чудо исцеления по просьбе язычников. Господь часто сокрушался жестокосердию и порой неблагодарности иудеев: несмотря на обилие явленных Христом чудес, показывающих Его милость и любовь к людям, а также божественную силу и власть, евреи не хотели ничего в своей жизни изменять – не хотели каяться, не хотели верить и принять учение Иисуса Христа о Царстве Божием. На этом фоне Христа удивила вера в Него, явленная двумя язычниками – хананеянкой, просившей исцелить ее дочь, и сотником, ходатайствовавшем об исцелении своего слуги. После встречи с ними Господь сказал, что такой веры, как у этих двоих, Он не нашел даже в Израиле, у иудеев.

Встреча с сотником произошла в Капернауме. В этом большом торговом городе стоял римский военный гарнизон под начальством сотника. Римский офицер был язычником, но хорошо относился к евреям и даже построил им в городе синагогу. В то время, когда Господь был в городе, у этого сотника тяжело заболел слуга. Услышав о великом Чудотворце, сотник сперва через иудейских старейшин, потом через своих друзей, а затем и сам просил Иисуса исцелить его слугу.

Господь согласился и направился в дом сотника, но сотник остановил его, сказав: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то и делает» (Мф.8.8-9). Смирение этого язычника, глубина его веры и правильность представления о власти Господа были настолько поразительны, что Спаситель, обратившись к народу, воскликнул: «Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры!» (Мф.9.10). Затем Христос сказал сотнику: «Иди, и как ты веровал, да будет тебе» (Мф.9.13). Сотник пошел в дом свой и на пути узнал от друзей, что слуга его здоров.

 

Исцеление дочери хананеянки произошло недалеко от финикийских городов Тир и Сидон. Христос иногда уходил с учениками в местности с языческим населением, куда толпа иудеев за Ним опасалась следовать – там Он мог остаться с апостолами наедине, учить их и готовить к Своей смерти и воскресению.

Однажды, когда Господь и апостолы шли по дороге, они услышали вопли женщины – хананеянки. Женщина слышала от кого-то о Христе и пришла, чтобы попросить об исцелении своей дочери: «Помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется» (Мф.15.22). Христос не обращал внимания на эти мольбы, так что уже ученики начали просить Его помочь женщине, досаждавшей им криками. Господь сказал апостолам: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф.15.24), т.е. только к иудеям. На протяжении всего Своего земного служения Иисус Христос проповедовал только в Иудее в среде богоизбранного народа, который ждал Мессию; языческий же мир был просвещен по Его повелению позже – после Вознесения и Пятидесятницы, трудами Его учеников.

Скорбящая женщина, смиренно перенося пренебрежение, продолжала умолять Спасителя: «Господи! помоги мне». Остановившись наконец, Господь сказал ей: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф.15.26). Хананеянка знала, что евреи язычников за их веру и дела называют псами, но со смирением приняла на свой счет это сравнение, что видно в ее ответе: «Так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф.15.27). В этих словах глубокая уверенность, что у Бога хватит милости для каждого человека. Сам Христос удивился ее вере и воскликнул: «О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему» (Мф.15.28) и тотчас дочь ее получила исцеление.