Личность и подвиг Пресвятой Богородицы. Событие Благовещения

Родители Пресвятой Богородицы. Рождество Матери Божией и ее воспитание в Иерусалимском храме. Обручение Девы Марии праведному Иосифу. Благовещение пресвятой Богородице.

Понятие Приснодевства.

 

Вся история богоизбранного народа, особым образом воспитываемого и руководимого Богом, вела к появлению в его среде Пречистой Девы Марии, послужившей Боговоплощению. О рождении Пресвятой Девы говорили ветхозаветные пророчества и ветхозаветные прообразы.

Евангелие ничего не рассказывает о детстве и ранней юности Марии – Матери Божией, мы узнаем о них только из церковного предания. По отцу Иоакиму Дева Мария происходила из царского рода Давидова, по матери Анне – из священнического рода Ааронова. По свидетельству древнего предания, родители Богородицы были людьми праведными и благочестивыми и безропотно несшими испытание бесплодия: в течение пятидесятилетней супружеской жизни они не имели детей. Для любой еврейской семьи отсутствие детей воспринималось как самая большая скорбь, так как каждый еврей, особенно принадлежавший к роду царя Давида, надеялся на то, что в его потомстве родится Мессия (Христос) или что его дети доживут до прихода и наступления славного царства Мессии. Бесчадие лишало этой надежды и покрывало позором такую семью в глазах соплеменников, поскольку в отсутствии детей евреи видели Божие наказание за грехи.

Только в глубокой старости «поношение бесчадства» было снято, и праведным Иоакиму и Анне Бог дал дочь. Согласно данному до рождения обету они посвятили свое дитя Богу. В день, когда трехлетнюю Марию родители отдали в Иерусалимский храм для воспитания, произошло необычное событие: первосвященник, будучи руководим Духом Святым, ввел девочку в Святое святых. Святое Святых это часть храма, куда женщинам было воспрещено заходить, а сам первосвященник мог туда входить только один раз в год, в день Очищения. Это событие имело духовный смысл, указывая на чистоту и святость Девы, всецело посвятившей Себя Богу и впоследствии ставшей одушевленным святилищем Божиим.

Мария жила при храме до 14 лет – возраст, когда еврейские девушки обыкновенно выходили замуж. Священники, объявившие Марии о необходимости замужества, были удивлены известием о Ее обете Богу (клятве): сохранить девство. Такого обета никто в Израиле никогда до Нее не давал, так как каждый иудей хотел иметь потомство. Священники не могли оставить Марию при храме, но не могли и нарушить данный Ею обет, поэтому обручили Ее близкому родственнику 80-летнему старцу Иосифу, чтобы он был хранителем Ее девства.

Мария и праведный Иосиф поселились в городе Назарете, расположенном в Галилее – северной области Иудеи. Именно там произошло событие Благовещения, названное в богослужении «главизной (т.е. началом) нашего спасения». «Послан был ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова, имя же Деве – Мария. Ангел, вошед к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1.26-28). Она смутилась, но не от появления ангела, а от его приветствия, выделявшего Ее из многих женщин Израиля. В смущении Мария размышляла, «что бы это было за приветствие» (Лк. 1.29). Объясняя свои слова, ангел возвестил Марии, что именно от Нее, чистой Девы, обретшей благодать у Бога, родится веками ожидаемый в Израиле Мессия, Христос[14]. Поскольку Мария дала обет девства, Она удивляется, как возможно рождение Ею ребенка: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел в ответ говорит о тайне безмужнего зачатия: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1.34-35). В кротких словах: «Се, раба Господня, да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1.38) Мария выразила добровольное согласие и подчинение воле Божией.

В день Благовещения совершилась тайна Боговоплощения: Второе Лицо Святой Троицы, Сын Божий стал Сыном Девы, Сыном Человеческим, восприняв плоть от Пречистой Матери. Святая Церковь называет Пресвятую Богородицу Приснодевой[15], поскольку Она была девой до Рождества Христова, действием Божиим осталась девой во время Его рождения, и после Рождества также продолжала хранить Свое девство.

Обручник Иосиф, как сообщает Евангелие, увидев, что порученная ему Дева ожидает ребенка, решил, что Она нарушила Своей обет и совершила грех прелюбодеяния. Будучи праведен и добр, он не захотел передать Марию суду, после которого Ее ожидала бы, по Закону Моисееву, смерть через побиение камнями, но имел намерение тайно отпустить жену, дав Ей разводное письмо и предав Ее жизнь воле Бога. От исполнения этого решения Иосифа остановил ангел, открывший праведнику тайну бессеменного зачатия и исполнение надежд Израиля на приход Мессии: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф.1.20-21).