Завоевание земли обетованной
Сорокалетнее странствование по пустыне
Пустыня стала школой нравственного воспитания для народа. Евреи должны были приучиться к точному исполнению закона, данного на Синае, поэтому все нарушители его карались беспощадно. Тем более строго наказывались те, кто сознательно возмущал народ против постановлений закона. Так это было, когда три иудея – Корей, Дафан и Авирон произвели открытое возмущение против Моисея и, особенно против закрепления власти священства за потомками Аарона и коленом Левиным (Числ., гл. 16). Они требовали признания всеобщего священства и отказывались признавать власть Моисея. Возмущение приняло огромные размеры и не утихало, несмотря на увещания Моисея. Тогда народ постиг страшный суд Божий: под восставшими разверзлась земля и поглотила людей Кореевых и все дома их; затем вышел огонь и уничтожил двести пятьдесят мужей, самовольно притязавших на священство. Когда и после этого волнение не утихало, началась в народе болезнь, от которой умерло еще 14 700 человек. И, наконец, было дано особое знамение, подтверждающее первосвященство Аарона: двенадцать жезлов представителей всех колен были положены в скинии, но расцвел только жезл Аарона (Числ., гл. 17). По повелению Божию, чудесно процветший жезл Ааронов был положен в ковчег Завета – в память будущим родам. Это жезл стал прообразом бессеменного зачатия и рождения Пречистой Девой Марией Иисуса Христа.
Прошли десятки лет странствия, но все трудности жизни в пустыне еврейский народ по-прежнему переносил с ропотом и недовольством, что привлекало на них все новые наказания Божии. Так, однажды, малодушный народ были наказан нападением ядовитых змей. От укусов погибло множество людей. Единственным спасением от этого бедствия был сооруженный по Божию указанию медный змей: кто смотрел на него с верою в помощь Божию, тот оставался жив (Числ., гл. 21). Медный змей является еще одним прообразом Христа, о чем Он Сам сказал: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3.14, 15).
Переход через реку Иордан. Падение Иерихона. Битва у Гаваона.
Разделение земли обетованной.
Через сорок лет странствий по пустыне израильтяне подошли к границе Земли обетованной. Из всех, кто 40 лет назад вышел из пустыни, только двое дожили до этого момента и вошли в Землю обетованную – Иисус Навин и Халев. Моисею же Господь сказал: «Вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: семени твоему дам ее. Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь». Перед кончиной Моисей поднялся на гору Нево и с нее увидел землю, к которой так долго вел свой народ. По указанию Божию Моисей назначил себе преемника – Иисуса Навина.