Прокуратура

План

Рекомендуемые источники

 

1. Дмитрук, В. Н. Теория государства и права : учеб. пособие / В. Н. Дмитрук — Минск : Амалфея, 1998. — 224 с.

2. Круглов, В. А. Основы права Республики Беларусь : понятия и схемы / В. А. Круглов, Е. В. Шейпак. — Минск : Амалфея, 2003. — 272 с.

3. Основы права : учебник / В. Н. Артемова [и др.] ; под общ. ред. Г. Б. Шишко. — 2-е изд. — Минск : Книжный Дом, 2005. — 416 с.

4. Основы права : учебник / Г. Б. Шишко [и др.] ; под общ. ред. Г. Б. Шишко. — Минск : Амалфея, 1998. — 768 с.

5. Основы права : учебник / Г. А. Василевич [и др.] ; под общ. ред. Г. Б. Шишко. — Минск : Амалфея, 2002. — 848 с.

6. Основы права : учеб. пособие / С. Г. Дробязко [и др.] ; под общ. ред. В. А. Витушко [и др.]. — Минск : БГЭУ, 2002. — 784 с.

7. Степанова, Т. А. Основы права : учеб. пособие / Т. А. Степанова. — М. : Финансы и статистика, 2001. — 253 с.

8. Хлус, А. М. Основы права : тесты с ответами и коммент. / А. М. Хлус. — Минск : ТетраСистемс, 2006. — 256 с.

 

 

Т Е М А 3.ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

1. Прокуратура

2. Комитет государственного контроля

 

 

1 июня 2007 г. вступил в силу новый Закон Республики Беларусь от 08.05.2007 «О прокуратуре Республики Беларусь», который устанавливает организационные и правовые основы деятельности белорусской прокуратуры, регулирует отношения в области осуществления прокурорского надзора и выполнения иных функций, возложенных на этот правоохранительный орган, а также особенности правового положения прокурорских работников.

Прокуратура — это единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами.

Основными задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.

Центральным органом прокуратуры является Генеральная прокуратура Республики Беларусь, которая:

- контролирует работу органов прокуратуры, обеспечивает координацию и согласованность действий органов прокуратуры по основным направлениям их деятельности;

- анализирует практику прокурорского надзора и состояние законности в Республике Беларусь;

- взаимодействует с другими государственными органами в обеспечении законности и правопорядка;

- организует и проводит повышение квалификации прокурорских работников;

- участвует в нормотворческой деятельности;

- представляет органы прокуратуры в международных отношениях;

- выполняет иные функции, предусмотренные действующим законодательством.

Генеральный прокурор Республики Беларусь назначается на должность Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Он же в своей деятельности подотчетен Президенту Республики Беларусь.

Генеральный прокурор Республики Беларусь возглавляет систему органов прокуратуры, организует и направляет работу органов прокуратуры, осуществляет контроль за их деятельностью и несет ответственность за выполнение возложенных на них задач,

Прокуроры областей, города Минска и приравненные к ним прокуроры подчинены и подотчетны Генеральному прокурору.

Среди новых направлений в деятельности прокуратуры, определенных законом, следует отметить координацию правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельности по борьбе с преступностью иных организаций. В ранее действовавшем законе эта норма отсутствовала, хотя данное направление деятельности отчасти для прокуратуры и тогда было характерным.

Особое место в деятельности прокуратуры занимает прокурорский надзор. К видам прокурорского надзора следует отнести:

- надзор за исполнением законодательства;

- надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

- надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;

- надзор за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;

- надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера.

К актам прокурорского надзора, отнесены представление, протест, постановление, предписание, официальное предупреждение.

Представление содержит требование об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих этим нарушениям. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению и не позднее чем в месячный срок со дня его поступления должно быть исполнено.

Протест приносят прокурор или его заместитель на противоречащие законодательству правовые акты и решения (действия) республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, других организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей.

Постановление в зависимости от характера нарушения законодательства содержит мотивированное решение прокурора или его заместителя о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или о привлечении лица к материальной ответственности.

Предписание выносится прокурором или его заместителем в случае нарушения законодательства, которое носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам граждан, в том числе индивидуальным предпринимателям, организациям, общественным и государственным интересам, если оно не будет немедленно устранено.

Официальное предупреждение — акт прокурорского надзора о недопустимости повторного совершения должностным лицом, иным гражданином правонарушений, влекущих за собой ответственность, установленную законодательными актами, в целях предупреждения совершения ими правонарушений.

На должность прокурорского работника может быть назначен гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое (в исключительных случаях — иное высшее) образование и обладающий необходимыми профессиональными и моральными качествами, а также отвечающий иным требованиям, предусмотренным законодательством о государственной службе.

На должность прокурора района, города, военного прокурора назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж службы в качестве прокурорского работника не менее трех лет, а на должность прокурора области, города Минска и приравненных к нему прокуроров — лица, имеющие стаж службы в качестве прокурорского работника не менее пяти лет. С гражданами, поступающими на службу в органы прокуратуры, заключается контракт.

Лица, впервые поступающие на службу в органы прокуратуры в качестве прокурорского работника, проходят на основании срочного трудового договора стажировку в течение шести месяцев. Время стажировки засчитывается в стаж службы в органах прокуратуры. Кроме этого, они при назначении на должность приносят Присягу.

Прокурорский работник имеет право на ношение и хранение выданного ему во временное пользование служебного или боевого оружия, а также на применение и использование их в порядке, установленном законодательством.