Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека

Биологические ритмы — это периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процес­сов и явлений в организме человека. Биологические ритмы можно наблюдать на всех уровнях организации живой материи:

от внутриклеточного до популяционного. Они развиваются в тесном взаимодействии с окружающей средой и являются ре­зультатом приспособления к тем факторам окружающей среды, которые изменяются с четкой периодичностью (вращение Зем­ли вокруг Солнца и своей оси, колебания освещенности, тем­пературы, влажности, напряженности электромагнитного поля Земли и т. д.).

В зависимости от частоты биологические ритмы объединяют в несколько групп: так называемые высокочастотные биологичес­кие ритмы, колебания средней частоты и биологические ритмы низкой частоты.

Биоритмы являются основой рациональной регламентации всего жизненного распорядка человека, так как высокая работоспособ­ность и хорошее самочувствие могут быть достигнуты только в том случае, если соблюдается более или менее постоянный рас­порядок дня.

Работоспособность человека в течение суток меняется в соот­ветствии с суточными биологическими ритмами и имеет два подъема: с 10 до 12ч и с 16 до 18ч. Ночью работоспособность понижается, особенно с 1 до 5 ч ночи.

Значит, самое удобное время для приготовления домашних заданий — с 16 до 18 ч для тех, кто учится в первую смену, и с 10 до 12 ч — во вторую. Это же время наиболее эффективно для тренировок при занятиях спортом.

Индивидуальный ритм работоспособности полезно знать каж­дому человеку. Эти знания помогут при выполнении наиболее сложных заданий.

Не всем людям свойственны однотипные колебания работоспо­собности. Одни («жаворонки») энергично работают в первой поло­вине дня, другие («совы») — вечером. Люди, относящиеся к «жаво­ронкам», вечером испытывают сонливость, рано ложатся спать, но рано просыпаются, чувствуют себя бодрыми и работоспособными. «Совы» же, напротив, засыпают поздно, утром просыпаются с трудом. Им свойственна наибольшая работоспособность во второй половине дня, а некоторым—поздним вечером или даже ночью.

Важно усвоить, что правильный режим учебы и отдыха обес­печивает высокую работоспособность и бодрое состояние в тече­ние длительного времени. Этот режим должен учитывать индиви­дуальные особенности человека, причем при осуществлении им как основной деятельности, так и внеурочной (приготовление домашних заданий, активный отдых).

Необходимо также учитывать возможные последствия для здо­ровья и самочувствия нарушений координации биологических ритмов, в том числе связанных с переменой климатогеографических условий (быстрое попадание в район с другим часовым поясом — перелет на самолете в места отдыха, в другое место жительства). Для более безболезненного приспособления к но­вым условиям можно рекомендовать обучаемым знать несколько правил, соблюдение которых облегчит адаптацию к изменению часового пояса:

1. Если изменение места пребывания, связанное с переездом в другой часовой пояс, будет не длительным, то целесообразно на новом месте сохранить режим, близкий к постоянному.

2. Если на новом месте предполагается длительное пребыва­ние и предстоит работа, требующая максимального напряжения сил, то целесообразно заранее (за 5—10 дней) постепенно ме­нять режим труда и отдыха на месте постоянного проживания, приспосабливая его к новому часовому поясу.