Задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа оборотных средств.

ПЛАН

 

1. Местные налоги.

2. Местный бюджет.

3. Бюджетный процесс в муниципальных образованиях.

 

1.Местные налоги.

 

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Экономическая состоятельность всех уровней власти формируется за счет налогов и сборов.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Система налогов и сборов в Российской Федерации представлена тремя условиями: 1) федеральные налоги и сборы; 2) региональные налоги и сборы; 3) местные налоги и сборы.

Казна муниципальных образований пополняется в основном за счет местных налогов, непосредственное движение денежных средств осуществляется через банковскую и казначейскую системы.

Под местными налогами понимаются налоги, установленные Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Несмотря на то что местные налоги и сборы входят в единую систему налогов и сборов в Российской Федерации, они имеют ряд характерных признаков, отличающих их от федеральных и региональных налогов:

1) поступления по ним используются на нужды того муниципального образования, в пределах которого они собраны или поступили от объектов налогообложения, принадлежащих муниципальному образованию;

2) муниципальные налоги полностью и непосредственно зачисляются в местные бюджеты по месту поступления, тогда как федеральные налоги и налоги субъектов РФ распределяются между всеми звеньями бюджетной системы и идут на образование доходов Российской Федерации, субъектов РФ и местных бюджетов.

В соответствии с Налоговым Кодексом земельный налог и налог на имущество физических лиц являются местными налогами, 100% поступлений от которых направляются в местный бюджет. Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Объектами налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

4) земельные участки из состава земель лесного фонда;

5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов налогообложения.

Освобождаются от налогообложения по земельному налогу:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

2) организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

3) религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

4) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

5) организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации из­делий народных художественных промыслов;

6) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

7) организации — резиденты особой экономической зоны — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.

Плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. От уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:

1) Герои Советского Союза и Герои Российской Феде­рации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

2) инвалиды I и II группы, инвалиды с детства;

3) участники Гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;

4) лица вольнонаемного состава, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

5) лица, получающие льготы за участие в ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также лица, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк”;

6) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

7) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

8) члены семей военнослужащих, потерявших кормиль­ца. (вдова, вдовец, мать, отец погибшего воина).

Объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока — не позднее 15 сентября и 15 ноября. Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три предыдущих года. Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более чем за три предыдущих года.

Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается:

1) пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ;

2) гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;

3) родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

4) со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, — на период такого их использования;

 

2.Местный бюджет.

 

Бюджет — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Местный бюджет —это совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления задач и функций местного самоуправления.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консоли­дированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

В местных бюджетах предусматриваются раздельно: доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения; субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ; осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций расходы местных бюджетов.

Доходами бюджета принято считать денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов местного самоуправления.

Основными собственными доходами местных бюджетов являются:

1) средства самообложения граждан. Под ними понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения.

2) доходы от местных налогов и сборов;

3) доходы от региональных налогов и сборов;

4) доходы от федеральных налогов и сборов;

5) безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Выравнивание производится исходя из численности жителей поселений, финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений осуществлять свои полномочия по решению вопросов местного значения;

6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;

8) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;

9) добровольные пожертвования.

Российский опыт показывает, что местные налоги и сборы не покрывают большей части расходов, связанных с реализацией вопросов местного значения, что нарушает конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления.

 

3.Бюджетный процесс в муниципальных образованиях.

 

Бюджетный процесс — это регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных субъектов по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Бюджетный процесс в муниципальных образования регулируются Бюджетным Кодексом, федеральными законами, законами субъектов РФ, в состав которых входят муниципальные образования, уставами муниципальных образований.

В число основных участников бюджетного процесса в муниципальном образовании входят:

- глава муниципального образования;

- представительный орган местного самоуправления;

- исполнительно-распорядительный орган муниципального образования;

- органы муниципального финансового контроля;

- главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

- главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

- главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

-получатели бюджетных средств.

К полномочиям представительного органа в области бюджетного процесса относятся следующие полномочия:

1) установление порядка составления и рассмотрения проекта бюджета муниципального образования, порядка утверждения и исполнения бюджета муниципального образования;

2) утверждение бюджета муниципального образования, внесение в него изменений;

3) установление порядка утверждения и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального образования;

4) определение порядка осуществления контроля за исполнением бюджета города и осуществление финансового контроля;

5) создание контрольного органа муниципального образования, определение ее правового статуса и порядка формирования и другие полномочия, предусмотренные действующим законодательством.

К полномочиям главы муниципального образования в области бюджетного процесса относятся:

1) организация работы по составлению проекта бюджета муниципального образования;

2) внесение на утверждение представительным органом муниципального образования проекта бюджета муниципального образования, отчета об исполнении бюджета муниципального образования, нормативных правовых актов по финансовым, налоговым и бюджетным вопросам;

3) управление счетами бюджета муниципального образования и бюджетными средствами;

4) распоряжение средствами, предусмотренными в бюджете муниципального образования по смете расходов на содержание исполнительно-распорядительного органа муниципального образования;

5) организация контроля за целевым использованием бюджетных средств;

6) поручение исполнения бюджета муниципального образования и передача иных бюджетных полномочий на основании договора (соглашения) финансовому органу, исполняющему бюджет муниципального образования;

7) иные полномочия, предусмотренные законодательством, уставом муниципального образования.

На местную администрацию в бюджетном процессе могут быть возложены следующие полномочия:

1) подготовка документов, необходимых для составления проекта бюджета муниципального образования, отчета об исполнении бюджета муниципального образования;

2) разработка проекта бюджета муниципального образования, исполнение бюджета муниципального образования, составление проектов решений о внесении изменений в бюджет муниципального образования, составление информации об исполнении бюджета муниципального образования за квартал, полугодие, девять месяцев текущего года, составление отчета об исполнении бюджета муниципального образования за год совместно с финансовым органом, исполняющим местный бюджет;

3) осуществление ведомственного контроля за использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами;

4) иные полномочия, предусмотренные законодательством, уставом муниципального образования.

Финансовый орган, исполняющий местный бюджет может быть наделен следующими полномочиями:

1) непосредственное составление проекта бюджета муниципального образования города;

2) осуществление методического руководства по составлению и исполнению местного бюджета;

3) составление сводной бюджетной росписи местного бюджета, представление ее в исполнительно-распорядительный орган муниципального образования;

4) утверждение лимитов бюджетных обязательств и доведение их до распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств;

5) ведение учета всех операций по доходам и расходам местного бюджета, а также по привлечению источников погашения дефицита бюджета и иных операций со средствами местного бюджета в соответствии с законодательством;

6) осуществление финансового контроля за операциями с бюджетными средствами распорядителей и получателей средств местного бюджета, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций, муниципальных гаран­тий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств;

7) непосредственное составление отчета об исполнении бюджета муниципального образования за прошедший финансовый год, информации об исполнении бюджета за квартал, полугодие, девять месяцев текущего года, получение от распорядителей средств бюджета необходимых для этого материалов;

8) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.

Составление проектов местных бюджетов — исключительная прерогатива местных администраций муниципальных образований. Непосредственное составление проектов бюджетов муниципальных образований осуществляют фи­нансовые органы муниципальных образований.

После принятия представительным органом муниципального образования местного бюджета начинается следующая стадия бюджетного процесса — исполнение бюджета муниципального образования.

Исполнение муниципального бюджета по доходам предусматривает: 1) перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета; 2) возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов; 3) учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

По истечении финансового года отчет об исполнении бюджета готовит финансовый орган, исполняющий бюджет на основании отчетов главных распорядителей бюджетных средств.

До начала рассмотрения отчетов об исполнении бюджета проводится внешняя проверка отчетов, которая осуществляется соответствующими контрольными органами представительных органов.

Представительный орган принимает решение по отчету об исполнении бюджета после получения результатов проверки указанного отчета, проведенной соответствующими контрольными органами.

Представительный орган имеет право обратиться в органы прокуратуры для проверки обстоятельств несоответствия исполнения бюджета принятому решению о бюджете, в случае превышения прав, предоставленных органу, исполняющему бюджет, бюджетным законодательством и решением о местном бюджете, по сокращению расходов, перемещению ассигнований и блокировке расходов и привлечения к ответственности виновных должностных лиц.