Понятие, предмет, источники международного права

План

Бюджетное право и бюджетный процесс

Бюджетное право — это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу бюджетного устройства, определения бюджетной системы, состав и порядок распределения доходов и расходов между звеньями бюджетной системы, определения полномочий субъектов бюджетных отношений, а также бюджетного процесса.

Бюджет — роспись денежных доходов и расходов государства на определенный период времени.

Бюджетный процесс — регламентированная нормативными правовыми актами деятельность органов государства по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.

Бюджетное устройство— организация бюджетной системы и принципы ее построения. Бюджетный процесс базируется на принципах бюджетного устройства.

Принципы бюджетного устройства отражены на рисунке 5 (см. приложение А10).

Бюджетная система Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета и местных бюджетов.

 

 

ТЕМА 11. ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Цель: приобретение знаний о принципах международного права, особенностях субъектов и ответственности в международном праве.

Задачи: 1) знать принципы международного права;

2) уметь характеризовать субъекты международного права;

3) уметь анализировать ответственность в международном праве.

Понятие, сущность и функции международного права. Источники и принципы международного права. Субъекты международного права. Государство — основной субъект международного права. Реализация норм международного права. Ответственность в международном праве.

 

 

 

1. Понятие, предмет, источники международного права.

2. Система и принципы международного права.

3. Ответственность в международном праве.

Международное право — отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих взаимоотношения между государствами и иными субъектами международного права в политических, экономических, социальных и культурных сферах сотрудничества.

Предмет международного права — это совокупность общественных отношений, регулируемых нормами международного права.

Международное право является общим правом, оно не имеет национальной окраски, не входит в правовую систему какого-либо государства, его нормы обязательны для любого государства.

Функции международного права показаны на рисунке 1 (см. приложение А11).

Обеспечительная функция предполагает поддержание и обеспечение международного мира и безопасности.

Координирующая функция означает сотрудничество государств в политических, экономических и социальных областях, что обеспечивается заключением двусторонних и многосторонних договоров между ними.

Охранительнаяфункция проявляется в сложившемся механизме международной правовой защиты прав и законных интересов субъектов международного права.

Источники международного права представлены на рисунке 2 (см. приложение А11).

В международном праве нет в отличие от национального права специального органа, который бы разрабатывал и принимал международно-правовые нормы. Субъекты международного права как равные партнеры создают нормы международного права.

Международный договор — соглашение, заключенное между государствами либо между государствами и международными организациями, преимущественно в письменной форме, где закрепляются права и обязанности сторон.

Международный обычай — это практика государств, признанная ими в качестве юридически обязательной для себя.

Практика государств — это поведение государств в конкретной ситуации, выражающееся в определенных действиях или
бездействии аналогичного и повторяющегося характера. Чтобы практика государств стала обычной нормой, она должна быть признанной ими в качестве юридически обязательной. Такое признание может закрепляться в законодательстве государств, решениях национальных судов, дипломатической переписке.

Субъекты международного права показаны на рисунке 3
(см. приложение А11).

Государстваявляются основными субъектами международного права. Государства являются суверенными независимыми образованиями, имеют свой аппарат власти и управления, обладают территорией и населением.

Нации и народы, борющиеся за независимость, находятся под защитой международного права; они объективно могут применять меры принуждения в отношении тех сил, которые препятствуют обретению нацией полной международной правосубъектности, оформлению в государство. Эти нации должны иметь до-государственную форму организации: народный фронт, зачатки органов власти и управления, население на контролируемой территории и т. д. Право народов на самоопределение фиксировалось в целях борьбы с колониализмом, и как такая норма международного права она свою задачу выполнила.

В современный период речь идет уже о развитии нации, определившей свой политический статус, о невмешательстве во внутренние дела государств, уважении их государственного суверенитета.

Государства могут создавать новые субъекты международного права — международные организации.

Международные организации — это международные объединения межправительственного (например, ООН) и неправительственного характера (Всемирная федерация профсоюзов), созданные на основе международного соглашения.

Государствоподобные образования — это политико-территориальные образования, пользующиеся международно-правовым статусом.

Ватикан —государство-город, расположенный в пределах Рима — столицы Италии.

В нем находится резиденция главы католической церкви — Папы Римского. Правовое положение Ватикана определено Лютеранскими соглашениями, подписанными между итальянским государством и Святым престолом 11 февраля 1929 года, которые в основном и действуют в настоящее время. Ватикан пользуется определенными суверенными правами, имеет свою территорию, законодательство, гражданство и т. д. Он активно участвует в международных отношениях, учреждает в других государствах свои постоянные представительства, возглавляемые папскими нунциями (послами), участвует в международных организациях, в конференциях, подписывает международные договоры и т. д.

Мальтийский орден представляет собой религиозное формирование с административным центром в Риме. Он участвует в международных отношениях, заключает договоры, обменивается представительствами с государствами, имеет миссии наблюдателей в ООН, ЮНЕСКО и других международных организациях.

В числе таких государствоподобных образований были так называемые «вольные города» (г. Краков (1815—1846), г. Данциг (1920—1939), Западный Берлин, (1971—1990). В соответствии с четырехсторонним соглашением 1971 года западные секторы Берлина были объединены в особое политическое образование со своими органами власти (Сенатом, прокуратурой, судом и т. д.), которым была передана часть полномочий — издание нормативных актов. Ряд полномочий осуществляли державы-победительницы. Интересы же населения Западного Берлина в международных отношениях представлялись и защищались консульскими должностными лицами ФРГ.

Физические лица— это лица, на которых распространяется действие международно-правовых норм, которых эти нормы наделяют субъективными правами и обязанностями.