Понятие, виды и формы финансового контроля
Понятие и сущность финансовых правоотношений
Понятие, предмет, источники финансового права
План
1. Понятие, предмет, источники финансового права.
2. Понятие и сущность финансовых правоотношений.
3. Понятие, виды и формы финансового контроля.
4. Бюджетное право и бюджетный процесс.
Финансовое право—это самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства.
Предмет финансового права — совокупность общественных отношений, регулируемых нормами финансового права и возникающих в процессе финансовой деятельности государства.
Источниками финансового права признаются нормативные акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие процесс финансовой деятельности государства.
Финансовые правоотношения— общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и урегулированные нормами финансового права.
Особенности финансовых правоотношений:
- финансовые правоотношения возникают в процессе финансовой деятельности государства;
- финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных правоотношений, так как возникают по поводу финансовых ресурсов государства;
- одной из сторон финансовых правоотношений всегда выступает государство или уполномоченный им орган;
- права и обязанности участников финансовых правоотношений устанавливаются государством и выражаются в нормативных правовых актах, они не могут определяться соглашением сторон.
Указанные особенности характерны для всех финансовых правоотношений: бюджетных, налоговых, кредитных и т. д.
Для финансовых правоотношений необходимо наличие всех указанных черт одновременно.
Финансовый контроль— это контроль компетентных государственных органов за законностью, правильностью и экономической целесообразностью деятельности участников финансовых отношений по планомерному образованию, распределению и использованию государственных денежных средств.
Виды финансового контроля по органам его осуществляющим представлены на рисунке 1 (см. приложение А10).
Государственный контрольза исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, осуществляет Комитет государственного контроля, а также финансовые и налоговые органы, Национальный банк.
Ведомственный финансовый контрольосуществляют министерства, государственные комитеты ведомства, другие органы управления по отношению к подведомственным им организациям. В этих целях в их составе создаются контрольно-ревизионные управления (отделы, группы и т. д.).
Внутрихозяйственный контрольпредставляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятия в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемой бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами самого хозяйствующего субъекта.
Основным звеном в системе внутрихозяйственного контроля является главный бухгалтер.
Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторы при наличии лицензии. Аудиторские организации оказывают помощь в организации бухгалтерского учета, исчислении налогов, проверке финансовых операций до проверок, проводимых государственными финансовыми органами. Этот контроль платный. Между аудитором и клиентом заключается соответствующий договор.
Общественный финансовый контроль осуществляют профсоюзные органы, ревизионные комиссии, создаваемые в организациях на общественных началах. К данному виду контроля относятся обращения граждан в правоохранительные, контрольные органы, средства массовой информации, которым сообщают о фактах злоупотреблений в финансовой сфере.
Под формой финансового контроля понимают отдельные стороны проявления содержания и организации контрольных действий.
Формы финансового контроля в зависимости от срока его осуществления показаны на рисунке 2 (см. приложение А10).
Предварительный контроль проводится до совершения финансовых операций.
Текущий контроль проводится в ходе того или иного мероприятия.
Последующий контроль проводится после совершения финансовых операций.
Формы финансового контроля в зависимости от источника проверяемых данных показаны на рисунке 3 (см. приложение А10).
Документальный финансовый контроль предусматривает проверки по данным первичного учета и отчетности.
Фактический финансовый контроль ведется в целях установления достоверности расходования и оприходования материальных ценностей и денежных средств. Основным методом финансового контроля является ревизия, в ходе которой проверяется правильность расходования и наличие денежных средств и материальных ценностей в кассе. Ревизия — основной метод последующего
финансового контроля.
Виды ревизий в зависимости от полноты охвата деятельности ревизуемого объекта представлены на рисунке 4 (см. приложение А10).
Полная документальная ревизия — такая ревизия, при которой проверяется вся финансово-хозяйственная деятельность организации.
Частичная документальная ревизия — такая ревизия, при которой проверяются отдельные стороны или участки финансово-хозяйственной деятельности.
Тематическая документальная ревизия — такая ревизия, при которой проверяются отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности по однотипным организациям, участкам.
Комплексная документальная ревизия — такая ревизия, при которой проверяются все участки деятельности по различным вопросам. Эти ревизии проводятся, как правило, группой ревизоров
с привлечением широкого круга специалистов по различным направлениям деятельности. В ходе такой ревизии обязательно проводится инвентаризация материальных ценностей.