Руководство по изучению дисциплины

Уважаемые студенты приветствую вас и желаю вам успешного изучения предмета. Курс «Отечественной Истории» является проблемным, аналитическим. В нем определяется место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе, особенности исторического пути России и делается попытка представить российский исторический процесс исходя из междисциплинарного подхода. Наше внимание сфокусировано на междисциплинарных связях с различными дисциплинами и поиск заимствования новых идей в других науках. Методологический инструментарий довольно разнообразен, здесь и глобально-линейная парадигма, цивилизационная теория, миросистемный подход и ряд других. Междисциплинарный подход на наш взгляд позволяет легко перешагивать границы смежных дисциплин и более глубоко и многолико рассмотреть и изучить данный предмет исследования. При подготовке данного учебника использованы были авторские «наработки», обобщения, заключения и выводы, опирающиеся на достижения отечественной историографии последних лет.

Цели дисциплины: состоит в том, чтобы дать объяснение, а не описание российскому историческому процессу. Сформировать фундаментальные теоретические знания об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дней; попытаться раскрыть отечественный исторический процесс как интегрированной части всемирной истории, формирование представлений об основных этапах экономического, социального, политического развитии России, ее культуре, науке и технике, особенностях общественного сознания. Кроме этого задачей автора является донести до студентов концепцию Отечественной истории исходя из ее многовариантности, альтернативности исторического процесса, приоритета в нем человеческого измерения. Для решения поставленной цели в рамках преподавания дисциплины решаются следующие задачи:

· выявляются характерные черты каждого из исторических этапов, изучается взаимовлияние различных общественно-политических и экономических факторов друг на друга, на конкретно-историческую форму общественно-политического строя, а также на степень развития социальных отношений и общественных институтов (философия вопроса);

· дается представление о конкретно-исторической практике социально-культурного, экономического развития, государственного строительства и формирования политического мировоззрения общества, складывании соответствующих структур госаппарата, а также общественных, политических и социальных институтов (история вопроса);

· дается понимание социального значения конкретных событий истории, конкретных процессов, происходящих в стране в контексте опыта мировой истории.

В результате решения поставленных задач у студентов формируются представления об использовании различных исследовательских методов в изучении современных социокультурных, политических и экономических явлений в Отечественной истории. Кроме этого данный курс нацелен на то, чтобы повысить политическую, правовую и гражданскую культуру студентов, помочь молодым специалистам лучше подготовиться к активному участию в экономической, политической и духовной жизни общества.

Ожидаемые результаты, практические умения, приобретаемые студентами при изучении дисциплины:

· фактические сведения, необходимые для понимания истории России и ее отдельных регионов в контексте всемирной истории;

· выработка способности к концептуальному осмыслению прошлого, выявлению ключевых проблем и причинно-следственных связей исторического развития;

· осуществление введения в теорию и практику исторического исследования;

· формирование навыков самостоятельной работы с историческими документами и научными исследованиями

· обладание навыками применения полученных знаний при анализе современной социо-культурной и политической реальности в нашей стране.

· Связь с другими дисциплинами

Отечественная история связана с другими науками. К таким наукам, прежде всего, относятся: культурология, политология, социология, экономика, философия др.