Хром-тест 4 6 страница

[dclxvii] Как во многих мифологических и религиозных учениях здесь зримо воплощен художественный образ передачи невербализуемой информации, и в частности, информации о высшей истине христианского универсума. Так как эта информация излучается трансцендентным божеством в виде нетварной световой энергии, то, вероятно, можно предположить ее семантическое сохранение в некой иерархически построенной системе ценностей, предполагающей контекстно-зависимый характер ее переработки, хранения и поиска. См. Бычков В. В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы. М.: Искусство, 1977. С. 106.

[dclxviii] Купер Дж. Энциклопедия символов. Книга IV. М.: Золотой Век, 1995. С. 357; Цултэм Н. Монгольская национальная живопись «Монгол Зурат». Улан-Батор: Госиздательство, 1986. С. 12.

[dclxix] Ващенко А. В. Ахсоннутли // Мифы народов мира. М., СЭ, т.I, 1980. С. 141.

[dclxx] Каптен Ю. Л. Основы медитации. СПб., 1991. Гл. 3; Кейс Э. Ауры / Пер. с англ. Вирджиния: АНИиП, 1976; Вайс Ж.-М., Шавелли М. Лечение цветом. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. Гл. 3.

[dclxxi] Рамачарака И. Основы миросозерцания индийских иогов / Пер. с англ. СПб., 1913. С. 46–52. То есть получается голубая кайма вокруг золотого нимба. Если цвета ауры подчиняются закону аддитивного смешения цветов, то итоговым цветом будет ярко-зеленый цвет «мужского» самосознания у женщины-творца (см. выше). Если же не подчиняются, то, возможно, образуется чисто религиозно-женское отношение к миру, хроматический анализ которого без привлечения дополнительных данных не представляется возможным.

[dclxxii] Белый А. Смволизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.

[dclxxiii] Аверинцев С. С. Троица // Мифы народов мира. М., СЭ, 1982, т.2. С. 527–528.

[dclxxiv] Каждан А. П. Цвет в художественной системе Никиты Хониата // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. М.: Наука, 1973; Бычков В. В. Византийская эстетика. М.: Искусство, 1977. С. 102–107.

[dclxxv] Горшкова В. Светоносная палитра // Родина. 1994. № 2. С. 97.

[dclxxvi] Миронова Л. Н. Цветоведение. Минск: ВШ, 1984. С. 82.

[dclxxvii] Brémond É. L’intelligence de la couleur. Paris: Albin Michel, 2002. P. 119.

[dclxxviii] Синий (blau — и синий, и голубой) цвет, как простое, к пассивной тьме склоняющееся единство светлого и темного, есть символ кротости, женственности, любви и верности; почему художники почти всегда и изображали Царицу небесную в голубом одеянии (Гегель. Соч. Т. III. Энциклопедия философских нак. Ч. III. Философия духа. М.: АН СССР, 1956. С. 117).

[dclxxix] Ферсман А. Е. Очерки по истории камня. Т. I. М., 1954. С. 284.

[dclxxx] Forman Y. (Red) La couleur. Nature, histoire et décoration. Paris: Le Temps Apprivoisй, 1993. P. 185.

[dclxxxi] Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, АСТ, 1997. С. 354. Иначе говоря, самый нематериальный цвет на Западе является на Востоке материальным. Если это действительно имеет место, то исламские женщины призваны материализовывать нематериальное в голубом, что и отмечается в их одежде. В хроматизме это свойство интерпретируется как внешнее опредмечивание внутреннего цвета, то есть эллиминация потребностей подсознания.

[dclxxxii] Heller E. Wie Farben wirken. S. 26.

[dclxxxiii] Cit.: La couleur / Red. Forman Y. P. 217.

[dclxxxiv] Brémond É. L’intelligence de la couleur. Paris: Albin Michel, 2002. P. 116–118.

[dclxxxv] Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. М.: Международные отношения, 1995. С. 120.

[dclxxxvi] Бахилина Н. Б. История цветообозначений в русском языке. М.: Наука, 1975. С. 202.

[dclxxxvii] Махлина С. Т. Семиотика культуры и искусства. СПб.: Композитор, 2003. Кн. 2. С. 133.

[dclxxxviii] Так, после детального анализа Ева Геллер констатирует: «голубой — женский принцип, также как красный — мужской» (Heller E. Wie Farben wirken. S. 39). В самом деле ниже мы убедимся, что эти два цвета, эти два принципа естественным путем притягиваются друг к другу как дополнительные цвета, образуя истинно негэнтропийное возрождение душ и тел.

[dclxxxix] Klar G. (u. а.). Lüscher-Test. С. 9–10. При этом собственно голубой цвет наделяется такой психологической характеристикой как «беззаботное веселье».

[dcxc] Не могу не отметить, что эта черта характера обусловлена как природой женственности (эстрогены), так и нравами обществом (религия и мораль). И сегодняшнее положение дел свидетельствует скорее об эктремальных, чем о нормальных условиях развития культуры: не столько в моду, сколько в душу женщины вошло полнейшее единообразие и в одежде (unisex color masculin, jeans, et c.), и в поведении (для завсегдатаев дискотек “белый танец” — нонсенс, то есть не имеет значения, кто кого приглашает), и в нравах (курящие и пьющие школьницы, матерящиеся студентки Университета и т. д. и т. п.)… И общество даже не задумывается о том, что не столько природа женщины определяет нравы, сколько нравы — природу женщины. (Это следует из хроматической модели женского интеллекта, выявившей определенные доминанты для каждого из состояний.)

[dcxci] Здесь необходимо отметить, что социум ввел — в качестве исключения — так называемые «белый танец» и «белый вальс», смысл которых в польской языковой культуре передается и фразеологизмом «голубой вальс», где также дамы приглашают кавалеров (Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. М.: МГУ, 2001. С. 159).

[dcxcii] Rousseau R.-L. Le langage des couleurs. St Jean de Braye, Dangles, 1980. P. 43–47.

[dcxciii] В самом деле, все холодные цвета соотносятся с функциями подсознания, которое и отвечает за результаты сублимации как итогового кодирования метамерных инстинктов бессознания. См. Серов Н. В. Светоцветовая терапия § 1.5. Если верна гипотеза о тождественности состояний влюбленности и творчества, то для создания гомеостаза красное бессознание творца влечет к голубому подсознанию женщины. При отсутствии последнего и происходит процесс сублимации, ибо для адекватной устойчивости интеллекта (для приобретения серого цвета) субъективно возникает голубой цвет, реализующийся в творчестве.

[dcxciv] Из-за нескоррегированности хроматической аберрации глаза фокус световых лучей голубого цвета располагается перед сетчаткой и поэтому субъективно кажется отдаляющимся от наблюдателя.

[dcxcv] Это явление получило название «эффект Пуркинье»: при дневном освещении на цвет реагируют преимущественно колбочки, воспринимающие теплые тона спектра, а при вечернем (сумеречном) освещении — палочки, отвечающие преимущественно за восприятие холодных цветов, и в частности, голубого. См.: Кравков С. В. Глаз и его работа. Психофизиология зрения, гигиена освещения. М.; Л.: АН СССР, 1950. С. 124–130.

[dcxcvi] Вайс Ж.-М., Шавелли М. Лечение цветом. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. С. 111.

[dcxcvii] Так, в больницах повсеместно предпочитают принимать на работу не медбратьев, а медсестер.

[dcxcviii] Brémond É. L’intelligence de la couleur. Paris: Albin Michel, 2002. P. 117.

[dcxcix] Pastoureau M. Dictionnaire des couleurs de notre temps. Symbolique et société. P., Bonneton, 1999. Р. 15–16.

[dcc] Тем не менее в идиоматической культуре современной Польши существует такой символ мечтаний как «голубой миндаль» (Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. М.: МГУ, 2001. С. 162).

[dcci] Klar G. (u. а.). Lüscher-Test. С. 18.

[dccii] Гете. Хроматика. §§ 881–883.

[dcciii] Маркосян А. А. Вопросы возрастной физиологии. М.: Просвещение, 1974. С. 147.

[dcciv] Christian G. О., Feldmann J. J. Atomic absorption spectroscopy. Application in... biology and medicine. N. Y., Wiley, 1970. Показательно, что именно у женщин чаще наблюдается и голубые невусы (родимые пятна голубого цвета) (Краткая медицинская энциклопедия / Гл. ред. В. И. Покровский. М.: МЭ, Крон-пресс, 1994. Т. II. С. 43.

[dccv] И это наблюдается не только в русской культуре. Как отмечает В. А. Москович со ссылкой на Свэна, переносные значения blue в английском языке (и его соответствий в других европейских языках) обычно пейоративны (то есть уничижительны, неодобрительны) (Москович В. А. Статистика и семантика. М.: Наука, 1969. С. 48).

[dccvi] Rousseau R.-L. Le langage des couleurs. St Jean de Braye, Dangles, 1980, P. 124, 189–191.

[dccvii] Об этом говорит и французская идиома “peur bleue” (голубой страх) означающая сильнейшее выражение страха, которое, по-видимому, связано именно с голубым цветом женского подсознания. И в этом (сексологическом), и в хроматическом (интердисциплинарном) смысле голубой, как и белый цвет стоят в оппозиции к красному и черному.

[dccviii] Вудсон У., Коновер Д. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов. М.: Мир, 1968. С. 468.

[dccix] Нравы, обычаи и памятники всех народов земного шара. М.: изд. А. Семен и А. Стойкович, 1846. С. 38

[dccx] Так как этот «голубой усыпитель» в 60-е годы прошлого века завоевал золотую медаль на выставке изобретений в Брюсселе, то кратко рассмотрим возможный механизм его действия. По-видимому, внешний голубой свет оказывает снотворное воздействие на интеллект как бы опредмечиванием идеального цвета подсознания. Наиболее вероятный путь для этого лежит в «нейтрализации» красного цвета бессознания, при которой образуется серый метамерный цвет подсознания. Последнее же, возможно, и является итоговым опредмечивающим фактором из-за семантической близости голубого и серого цветов (Так, В. И. Даль отмечает: что синий и голубой в народе употребляют вместо серопепельный). На уровне физиологии это объясняется активацией парасимпатического отдела ВНС, то есть приведением организма в сновидно-гомеостатическое состояние за счет уменьшения кровяного давления, урежения пульса и дыхания.

[dccxi] Романовска Анна. Цвет и настроение // Служба быта. 1966. № 11. С. 35.

[dccxii] Luscher M. Psychology der Farben. Basel, 1985; Татиевский А. Цвет и характер. М.: Моимпекс, 1995. С.

[dccxiii] Нравы, обычаи и памятники всех народов земного шара. М.: А. Семен и А. Стойкович, 1846. С. 42.

[dccxiv] Каптен Ю. Л. Основы медитации. СПб., 1991. Гл. 3; Кейс Э. Ауры / Пер. с англ. Вирджиния: АНИиП, 1976; Рамачарака. Основы миросозерцания индийских иогов / Пер. с англ. СПб., 1913. С. 46.

[dccxv] Бычков В. В. Византийская эстетика. М.: Искусство, 1977. С. 102–107; Каждан А. П. Цвет в художественной системе Никиты Хониата // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. М.: Наука, 1973; Горшкова В. Светоносная палитра // Родина. 1994. ¹ 2. С. 96–98.

[dccxvi] Brémond É. L’intelligence de la couleur. Paris: Albin Michel, 2002. P. 119; Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, 1997. С. 354. При подобных разночтениях фактов данные в хроматизме не анализируются и публикуются для появления достоверной информации.

[dccxvii] Forman Y. (Red) La couleur. Nature, histoire et décoration. P., Le Temps Apprivoisй, 1993. P. 212.

[dccxviii] «Позор тому, кто об этом плохо подумает».

[dccxix] «Конкиста», то есть завоевание с его «проклятой жаждой золота» из Америки продолжалось с конца XV по XVI век.

[dccxx] Pastoureau M. Dictionnaire des couleurs de notre temps. Symbolique et société. P., BONNETON, 1999. Р. 184–187.

[dccxxi] Brémond É. L’intelligence de la couleur. Paris: Albin Michel, 2002. P. 115. Фулканелли отмечает, что французский национальный флаг был создан масоном Луи Давидом и символизировал соответственно синий — буржуазию, белый — народ, простаков, а красный — судебную власть или монархию (Фулканелли. Тайны готических соборов. М.: REFL-book, К., Ваклер, 1996. С. 84).

[dccxxii] Голубой + синий + фиолетовый = синий.

[dccxxiii] Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. М.: Международные отношения, 1995. С. 418.

[dccxxiv] Похлебкин В. В. Словарь… С. 419.

[dccxxv] Так, Франция стала выпускать «желтые книги», Германия — «белые книги», Португалия — «серые книги», Австрия и Испания — «красные книги», Нидерланды и ЮАР — «оранжевые книги», Италия — «зеленые книги» и т. д. Даже СССР издал в 1925 году серию мирных договоров (в переводе с французского) в ярких желтых обложках как документы «французские» (Похлебкин В. В. Словарь… С. 419).

Для сравнения обратим внимание на переплеты книг, которые обозначались «национальным цветом» в библиотеке Зимнего дворца: русские — коричневые, французские — синие, английские — красные, немецкие — зеленые (Щеглов Е. В. Собственные Его Императорского Величества библиотеки и арсеналы. Краткий исторический очерк. 1715–1915. Петроград, 1917. С. 99). Сравнение показывает, полное отсутствие какого-либо соостветствия.

[dccxxvi] Формально «синее» движение создано на Учредительном съезде в Москве 31 марта 1990 г., но так и осталось узкой группировкой, не получившей дальнейшего развития.

[dccxxvii] Практически все данные по цветообозначениям международных организаций приведены по книге В. В. Похлебкина.

[dccxxviii] «Плавающим» в геральдике и эмблематике, согласно данным В. В. Похлебкина, принято называть любое геральдическое изображение, края (концы) которого не касаются (не доходят) границ поля щита, на котором это изображение (фигура, символ) нанесено.

[dccxxix] См. семантику голубого цвета, где уже говорилось о разночтениях в русскоязычном представлении западного цветообозначения “синий+голубой”.

[dccxxx] Де Боно Э. Шесть шляп мышления. СПб.: Питер, 1997. С. 209–230.

[dccxxxi] «Стоило некоторым из наших барышень остричь себе волосы, надеть синие очки и наименоваться нигилистками, чтобы тотчас же убедиться, что, надев очки, они немедленно стали иметь свои собственные убеждения» (Ф. М. Достоевский. Л.: ЛИ, 1962. С. 504).

[dccxxxii] Серов Н. В. Античный хроматизм. СПб., 1995. С. 31–35. Хейзинга Й. Осень Средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. М.: Наука, 1988. С. 304.

[dccxxxiii] Как мне кажется, здесь мы встречаемся с представлением о неизменности цветовой семантики во всех случаях жизни. Если синий, к примеру, являлся цветом дамы, то возлюбленный, как правило, носил цвета своей дамы, о чем упоминает и Хейзинга (С. 7). В то же время, эпоха Возрождения характеризовапась, если можно так сказать, сексуальной революцией. Неверными делали друг друга обе стороны и, судя по литературе того времени, для обеих сторон измена являлась своеобразным праздником освобождения от социальных условностей и т. п. Так, после удовлетворяющих связей «на стороне» бессознание не могло доминировать в силу собственного успокоения. Вместе с тем в неверности осуществлялась измена сознанию (заповедям, обету, социуму) и, оно не могло более доминировать, что и приводило к доминанте подсознания с его торжествующе-синим цветом в данной ситуации. Это, кстати, еще раз доказывает справедливость моей интерпретации рогоносных серовато-желтых тонов, которые появляются как дополнительные к синим тонам их жен для сохранения системы. Еще раз напомню, что речь в хроматизме идет о гендере и его неосознаваемых чувствах, моделируемых цветом. То есть всегда возможно появление 15 % исключений

[dccxxxiv] При этом торжество это прямо церковью не отрицалось и связывалось именно с церковными праздниками, происходило или в соборе, или на площади перед ним и устраивалось обычно молодыми клириками. Запрещен Тридентским собором, но кое-где сохранялся вплоть до ХVIII века (Хейзинга Й. Осень Средневековья. С. 306, 398).

[dccxxxv] Из-за нескоррегированности хроматической аберрации глаза фокус синих лучей располагается на значительном расстоянии от сетчатки, то есть перед сетчаткой и поэтому субъективно кажется более отдаленным, как бы отдаляющимся от наблюдателя. Вместе с тем, объективно отдаленные предметы кажутся синеватыми из-за релеевского рассеяния света в атмосфере (Пэдхем Ч., Сандерс Дж. Восприятие света и цвета. М.: Мир, 1978. С. 45, 184).

[dccxxxvi] Гете И.-В. К учению о цвете (Хроматика) § 781 // Гете И.-В. Избр. соч. по естествознанию. М.: Наука, 1957. С. 316.

[dccxxxvii] Так считают авторы коллективной монографии о семантике цвета: La couleur. Nature, histoire et decoration / Red. Y. Forman. P., Le Temps Apprivoisй, 1993. P. 212. Однако в русском переводе Библии, на которую опираются авторы (Исх 28: 31–37; Числа 15: 38–39) речь идет не о синих, а о голубых кистях. Как уже говорилось, в большинстве языков западной культуры синий и голубой цвета имеют общее цветообозначение (blue, bleu, blau et c.). И это разночтение с цветообозначениями восточной, и в частности, русской культуры нередко приводит русскоязычных переводчиков к смысловым неточностям текстов.

[dccxxxviii] Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М.: Мысль, 1993. С. 420–421.

[dccxxxix] Интернациональность оборотов «синеть от холода» или «синие круги под глазами» свидетельствует о том, что бессознание восринимает цвет независимо от влияний культуры. Строго говоря, эти обороты (как и, к примеру, «синие вены») основаны на семантическом (но никак не лингвистическом) парадоксе цвета. Так, мы субъективно сравниваем цвет кожи в экстремуме — при усталости, на холоде и / или цвет венозной и артериальной крови — по контрасту с цветом кожного покрова в норме. Именно эффект одновременного и / или последовательного контраста и приводит к восприятию и вербализации темного как синего. В действительности же (при объективной колориметрии) круги под глазами и / или венозная кровь (за счет восстановленного гемоглобина) имеют темный оттенок, но не чисто-синий. Аналогичный эффект возникает и при охлаждении, где на эффекты гипотермии накладываются эмоциональный стресс и спазм кровеносных сосудов (Краткая медицинская энциклопедия / Гл. ред. В. И. Покровский. В 2-х т. М.: МЭ, Крон-пресс, 1994).

[dccxl] Очерки общей этнографии. Зарубежная Азия. М.: АН СССР, 1959. С. 78; Heller E. Wie Farben wirken. S. 36–38.

[dccxli] Цветной рис. Из США Есть.

[dccxlii] По данным авторов La couleur (Р. 212) метафора “синий чулок” обозначает ученых женщин, педанток и восходит к началу XV века, когда венецианское общество различало своих членов по цвету чулок. Так, в Венеции собиралось общество мужчин и женщин, занимавшихся изучением наук, синие чулки были их отличительным атрибутом одежды. Как уточняет Дж. Фоли, в конце XVI века парижские интеллектуалы позаимствовали этот обычай. Впоследствии этот оборот возник в Англии конца XVIII века, когда некоторые ученые стали одевать синие чулки вместо модных тогда черных (Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече; АСТ, 1997. С. 353).

[dccxliii] Rousseau R.-L. Le langage des couleurs. St Jean de Braye. Dangles. 1980. P. 45.

[dccxliv] Как описывает исполнение «Прометея» Леонид Сабанеев в книге «Скрябин» (М.; П-д, 1923. С. 179), «при появлении темы разума — зала погружается в лучи яркого синего света».

[dccxlv] Василий Кандинский. О духовном в искусстве (живопись). Л.: Фонд «Ленинградская галерея», 1990. С. 43–44.

[dccxlvi] Люшер М. Цвет вашего характера. М.: Вече, 1997. Драгунский В. В. Цветовой личностный тест. М.: АСТ, 2000; Собчик Л. Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. СПб.: Речь, 2001.

[dccxlvii] Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. С. 232.

[dccxlviii] Бажин Е. Ф., Эткинд А. М. Цветовой тест отношений. Л., 1985; Серов Н. В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. СПб., 1997. Luscher M. Psychology der Farben. Basel, 1985. The Luscher Color Test. N.Y., 1971.

[dccxlix] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. СПб.: Речь, 2001. С. 136.

[dccl] Сексопатология: Справочник / Под ред. Г. С. Васильченко. М.: Медицина, 1990. С. 131.

[dccli] Gericke L., Schцne К. Das Phдnomen Farbe. Zur Geschichte und Theorie ihrer Anwendung. B., Henschelverlag, 1970. S. 126, 132.

[dcclii] Василий Кандинский. О духовном в искусстве (живопись). Л.: Фонд «Ленинградская галерея», 1990. С. 42. Напомню, что и Кандинский, и Шпенглер говорят о синем — как оппозиции к желтому — как о типично небесном цвете, идеальном, «нематериальном», «неземном», что в хроматизме непосредственно связано с духовными функциями подсознания.

[dccliii] Rousseau R.-L. Le langage des couleurs. St Jean de Braye, Dangles, 1980. P. 124, 179–183.

[dccliv] La femme est un mystère pour l’homme: La séduction par la lingerie // Samy, 2002. № 7. P. 2–24.

[dcclv] Бэббитт Э. Д. Принципы света и цвета. Исцеляющая сила цвета. Киев: София, 1996. Гл. 6.

[dcclvi] Вайс Ж.-М., Шавелли М. Лечение цветом. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. С. 25, 231.

[dcclvii] Как мне кажется, с учетом хроматических критериев истины эту дискуссию можно считать завершенной. См.: В. Гейзенберг. Учения Гете и Ньютона о цвете и современная физика // Гейзенберг В. Философские проблемы атомной физики. М.: ИЛ, 1953. С. 54–71; Макс Борн. Размышления о теории цвета // Иенское обозрение, 1963, №6. С. 235–248; Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. Гл. 6–7; Wittgenstein L. Bemerkungen ьber die Farben. Baden-Baden, Nomos, 1979. S. 10–11; Heller E. Wie Farben wirken. S. 234–238; Серов Н. В. Античный хроматизм. СПб.: Лисс, 1995. С. 460–473; он же, Светоцветовая терапия. Смысл и значение цвета. СПб.: Речь, 2001. С. 219; он же. Атрибуты и функции цветового пространства // Оптич. Журн. 2001. Т. 68. № 5. С. 43–47.

[dcclviii] Гете И.-В. К учению о цвете (Хроматика) § 793–801 // Гете И.-В. Избр. соч. по естествознанию. М.: Наука, 1957. С. 318–319.

[dcclix] Вайс Ж.-М., Шавелли М. Лечение цветом. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997; Brémond É. L’intelligence de la couleur. Paris: Albin Michel, 2002; Birren, F. Color psychology and color therapy. N.Y., Citadel Press, 1978.

[dcclx] Фрилиг Г., Ауэр К. Человек — цвет — пространство. М.: Стройиздат, 1973. С. 24, 69.

[dcclxi] Каптен Ю. Л. Основы медитации. СПб., 1991. Гл. 3; Кейс Э. Ауры / Пер. с англ. Вирджиния: АНИиП, 1976; Вайс Ж.-М., Шавелли М. Лечение цветом. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. Гл. 3.

[dcclxii] Обычно Кришна изображается синекожим юношей, водящим хороводы с пастушками. Как пишет Гусева Н. Р. в своей книге (Индуизм. История формирования. Культовая парктика. М.: Наука, 1977. С. 110), эти хороводы являются отражением танцевально-эротических игр. В языках индоарийской группы подобные действа носят название “лила” (игра), которое, как и слова “лельа”, “лела” означают прижимание, возбужденный (-ая), движущийся (-аяся) туда-сюда и образуются от глагола “ли” (санскрит: плотно прижиматься, ложиться, растворяться, погружаться). Отсюда Н. Р. Гусева, как мне кажется, достаточно обоснованно сопоставляет вышеуказанные слова со славянским Лелем и с посвященными ему хороводными любовными играми. По-видимому, здесь должна существовать и этимологическая, и семантическая связь с цветообозначением “лиловый”.

[dcclxiii] Rousseau R.-L. Le langage des couleurs. St Jean de Braye, Dangles, 1980. P. 171.

[dcclxiv] Klar G. (u. а.). Lüscher-Test. С. 12.

[dcclxv] Хаустен Р. Свет и цвета, М.; Л., 1926. С. 176; Дерибере М. Цвет в деятельности человека. М.: Стройиздат, 1964. С. 75.

[dcclxvi] La couleur. Nature, histoire et decoration / Red. Y. Forman. P., Le Temps Apprivoisй, 1993. P. 220.

[dcclxvii] Воспоминания Н. А.Прахова. Цит по: Федоров-Давыдов А. А. Природа и человек в искусстве Врубеля // Михаил Александрович Врубель. М.: Искусство, 1969. С. 39.

[dcclxviii] В последние годы своей жизни М. А. Врубель страдал душевными расстройствами. В связи с этим он проходил курсы лечения цветом в клинике, которую возглавлял итальянский психиатр Понза. Как отмечали врачи, в «синей комнате» — предназначавшейся для цветолечения буйных больных — художник, несмотря на сильно возбужденное состояние, довольно быстро успокаивался (Алексеев С. С., Теплов Б. М., Шеварев П. А. Цвет в архитектуре. М.; Л.: ГСИ, 1934. С. 19).

[dcclxix] Вайс Ж.-М., Шавелли М. Лечение цветом. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. С. 112.

[dcclxx] Brémond É. L’intelligence de la couleur. Paris: Albin Michel, 2002. P. 134.

[dcclxxi] Klar G. (u. а.). Lüscher-Test. С. 15.

[dcclxxii] La couleur. Р. 218.

[dcclxxiii] Цит. по: Репин Ю. Физиология и психология цвета // Искусство. 1967. № 8. С. 52–55.

[dcclxxiv] Гете И. В. К учению о цвете (хроматика). § 789.

[dcclxxv] Василий Кандинский. О духовном. С. 49.

[dcclxxvi] Для условных знаков в символике, обеспечивающей безопасность, фиолетовый никогда не употребляется из-за его двоякого видения (красный или синий) (Gericke L., Schцne К. Das Phдnomen Farbe. S. 129).

[dcclxxvii] Klar G. (u. а.). Lüscher-Test. С. 13.

[dcclxxviii] Алексеев С. С., Теплов Б. М., Шеварев П. А. Цвет в архитектуре. М.; Л.: ГСИ, 1934. С. 23.

[dcclxxix] Кравков С. В. Глаз и его работа. Психофизиология зрения, гигиена освещения. М.; Л.: АН СССР, 1950. С. 347.

[dcclxxx] Дерибере М. Цвет в деятельности человека. М.: Стройиздат, 1964. С. 77.

[dcclxxxi] Brémond É. L’intelligence de la couleur. Paris: Albin Michel, 2002. P. 131.

[dcclxxxii] Klar G. (u. а.). Lьscher-Test. С. 14; Татиевский А. Цвет и характер. М.: Моимпекс, 1995. С. 12.

[dcclxxxiii] Купер М., Мэтьюз А. Язык цвета. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 46.

[dcclxxxiv] Амбивалентность, приписываемая фиолету лаванды квалифицируется авторами La couleur (Р. 218) как изнеженность и соотносится с гомосексуальностью. В то же время фиолетовый цвет является и американской эмблемой гомосексуальности (Купер М., Мэтьюз А. Язык цвета. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 38).

[dcclxxxv] Это отнесение основывается на критерии временного интервала. Так, продолжительность сновидений или койтуса как правило много меньше, чем социальных отношений. Как отмечают физиологи, в койтусе ко времени фазы предельного полового напряжения слизистая оболочка влагалища приобретает темно-фиолетовый цвет, который исчезает в течении 10–15 минут после оргазма (И. Думитру и др. Физиология и патофизиология воспроизводства человека. Бухарест, Медицинское издательство, 1981. С. 310). К этому цвету мы вернемся в следующем разделе.

[dcclxxxvi] Дерибере М. Цвет в деятельности человека. М.: Стройиздат, 1964. С. 74.

[dcclxxxvii] Klar G. (u. а.). Lüscher-Test. С. 9.

[dcclxxxviii] Rousseau R.-L. Le langage des couleurs. St Jean de Braye, Dangles, 1980. P. 171.

[dcclxxxix] Разумеется, если истинное творчество можно считать нормой для «мужчины» (ср. выше).

[dccxc] О различиях в представлении сиреневого и лилового цветов см.: Фрумкина Р. М. Цвет, смысл, сходство. Аспекты психолингвистического анализа. М.: Наука, 1984. С. 121.

[dccxci] Келлог Д. Значение цвета и формы в изображении мандалы // Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / Под ред. А. И. Копытина. СПб.: Речь, 2002. С. 73–74.

[dccxcii] Нравы, обычаи и памятники всех народов земного шара. М.: А. Семен и А. Стойкович, 1846. С. 180.

[dccxciii] Алексеев С. С., Теплов Б. М., Шеварев П. А. Цвет в архитектуре. М.; Л.: ГСИ, 1934. С. 30.

[dccxciv] Gericke L., Schöne К. Das Phänomen Farbe. Zur Geschichte und Theorie ihrer Anwendung. B.: Henschelverlag, 1970. S. 129–131.

[dccxcv] Гете И. В. К учению о цвете (хроматика). § 789.

[dccxcvi] Klar G. (u. а.). Lüscher-Test. С. 13.

[dccxcvii] Ефремова Л. К. О культуре одежды. М.: Искусство, 1960. С. 18.

[dccxcviii] Бычков В. В. Византийская эстетика. Теретические проблемы. М.: Искусство, 1977. С. 102–107.

[dccxcix] Горшкова В. Светоносная палитра // Родина. 1994. № 2. С. 96–98.

[dccc] Миронова Л. Н. Цветоведение. Минск: ВШ, 1984. С. 83.

[dccci] Бычков В. В. Византийская эстетика. С. 103.

[dcccii] Гете И. В. К учению о цвете (хроматика). § 794–796.

[dccciii] Чернова А. … все краски мира, кроме желтой. М.: Искусство, 1987. С. 98–121.

[dccciv] Так, в никейских мозаиках VII века отмечается наличие красных тонов даже на сапожках ангелов (Лазарев В. Н. История византийской живописи. М.: Искусство, 1947, Т. I. С. 53).

[dcccv] В христианстве также существовали различные оттенки пурпура и их значения. Так, «яркий пурпур» означал божественное и царское достоинство; красноватый пурпур — строгость веры и, наконец, синеватый пурпур — чистую совесть и спокойствие души. Таким образом, гендерный план анализа приводит к идентичным результатам. Красноватый пурпур — мужской, синеватый — женский.

[dcccvi] Вересаев В. В. Анакреонт // Эллинские поэты // Собр. Соч. М. Т. Х. С. 256; Филострат. Картины. М.: ИЗОГИЗ, 1936. С. 31.

[dcccvii] La couleur. Nature, histoire et decoration / Red. Y. Forman. Paris: Le Temps Apprivoisé, 1993. P. 218.

[dcccviii] Купер М., Мэтьюз А. Язык цвета. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 72.

[dcccix] Brémond É. L’intelligence de la couleur. Paris: Albin Michel, 2002. P. 134.

[dcccx] II Царств 1: 24; Иер 4: 30; Пр 31: 22.

[dcccxi] Кейс Э. Ауры… С. 7.

[dcccxii] Рамачарака. Основы миросозерцания индийских иогов / Пер. с англ. СПб., 1913. С. 46.

[dcccxiii] Безбородов М. А. Стеклоделие в Древней Руси. Минск, 1956. С. 14.

[dcccxiv] Белый А. Собр. соч. М.: изд. В. В. Пашуканиса, 1917. Т. 4. С. 294.

[dcccxv] Кн. Евгений Трубецкой. Три очерка о русской иконе. Paris: YMCA-PRESS, 1965. С. 78–83.

[dcccxvi] Бастид Р. О чем говорят цвета. Мифы и символы // Курьер ЮНЕСКО, июнь 1958, С. 24–33; Бер У. Что означают цвета. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997; Миронова Л. Н. Цветоведение. Минск: ВШ, 1984.