Хром-тест 4 2 страница

[cxviii] Фрумкина Р. М. Цвет, смысл, сходство. М.: Наука, 1984. С. 18–19.

[cxix] Вполне можно допустить, что этот маркер мог передаваться парнерам и без осознаваемого ими взаимодействия именно путем эмпатии. Об этом говорят достоверные опытные данные о непосредственном (бессознательном) взаимодействии партнеров путем био- и электромагнитных полей. См.: Иванов-Муромский К. А. Нейроэлектроника, мозг, организм. Киев: Наукова думка, 1983; Холодов Ю. А. Магнетизм в биологии. М.: Наука, 1970; он же. Мозг в электормагнитных полях. М.: Наука, 1982; Пресман А. С. Электромагнитные поля и живая природа. М.: Наука, 1968; он же. Электромагнитная сигнализация в живой природе. М.: Советское радио, 1974.

[cxx] Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. С. 392–393.

[cxxi] Итак, на основе определений Канта и опыта Джеймса можно представить образование чувства веры из подсознательного и, главное, бессознательного компонентов интеллекта. Отсюда становится понятным и преобладающее число истинно верующих женщин (доминанта бесссознания как нельзя лучше объясняет переход в «мистическое» состояние). Сюда же «вписывается» и более адеватное отражение символа веры мужчинами-священниками (экстериоризировать глубинные чувства может лишь самосознательное отношение к религии; самосознание же доминирует преимущественно в мужественном интеллекте). Главная задача хроматизма — объяснить женщине величественную ипостатичность ее духа в целеположенности жизни, ибо мужчине всегда и так все ясно.

[cxxii] Evdokimov P. La femme et le salut du monde. P., Desclee de Brouwer, 1978.

[cxxiii] Цит. по: Бер-Сижель Э. Служение женщины в Церкви. М.: ББИ, 2002. С. 11.

[cxxiv] Там же. С. 124.

[cxxv] С позиций хроматизма именно вера и послушание являются сущностной характеристикой женственного сознания, которое призвано Богом хранить традиции во имя сохранения жизни на земле. И именно поэтому женщина сознательно участвует телом в божественном акте, в вере своей отдавая свое сознание избранному божеству на земле как Мария — Богу на небесах.

[cxxvi] Бер-Сижель Э. Служение женщины в Церкви. М.: ББИ, 2002. С. 112.

[cxxvii] На уровне интеллекта (как модели личности) это завершение означает сущностно экстремальное заполнение Ид-планом субдоминантного информационного пространства между женственными доминантами М- и С-планов. Завершение же мужчины осуществляется (матерью, социумом) лишь как становление М-плана («не плачь», «не бойся»), тогда как С-план мужчины может уподобиться женственной ипостатичности Святого Духа лишь в истинном творчестве. Таковым было всегда мое мнение. И это мнение недавно нашло любопытное подтверждения в герметических текстах каббалистов: «тексты называют золото как воспринимающую материю для Всемирного разума» (Фулканелли. Тайны готических соборов. М.: REFL-book, К., Ваклер, 1996. С. 91). В главе о желтом цвете мы убедимся, что золото — цвет женщины, — цвет ее тела, которое искуснейшим образом связано с естественностью воспринимающей материи — будущей Матери.

[cxxviii] Гегель. Эстетика. М.: Искусство, 1971. Т. 3. С. 233. В связи с тем, что эти цвета постоянно смешиваются с другими в западных языках, смею поправиться вслед за словами великого философа, но Церковью были канонизированы — не красный, а пурпур, и не синий, а голубой — для мантий, соответствующих указанным состояниям (см. семантику этих цветов в последующих главах).

[cxxix] Reynolds V., Tanner R. Biology of religion. N.Y.-L., 1983. P. 10.

[cxxx] Гребенников И. В. Основы семейной жизни. М., 1991. С. 25.

[cxxxi] Порталь Ф. Символика цвета от Античности до Нового времени // Серов Н. В. Античный хроматизм. СПб., 1995 // Приложение II. С. 371.

[cxxxii] Сублимат — хроматическая характеристика архетипа, позволяющая выявить его семантику по функциям, феноменологически проявляющимся в предпочтительных цветах и других характеристиках хроматизма (см. 5 Часть книги).

[cxxxiii] Белик А. А. Психологическая антропология. История и теория. М.: РАН, 1993. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993.

[cxxxiv] В тантризме для усиления этого восходящего движения издавна использовалась энергия сексуальности человека (либидозная, как ее много позже назовет З. Фрейд). Мощный заряд биоэнергии волевым усилием медленно шаг за шагом посылается «снизу вверх» через весь позвоночник (спинной мозг) опять же в глубины затылочно-теменной части головы (подкорку мозга). Определенные свидетельства этого принципа (семантического общения с миром божественного и непознаваемого) дают и электроэнцефалограммы в кризисных (в некотором роде трансовых) фазах взросления человека. Фазах, когда наибольшая биоэлектрическая активность мозга фиксируется именно в затылочно-теменных отведениях.

[cxxxv] Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. С. 398, 409.

[cxxxvi] Несмотря на эту схожесть в хроматизме исследуются и различия в основных (архетипических) представлениях отдельных конфессий. Безусловно, один человек не в силах охватить всю совокупность этих различий, в связи с чем буду и далее чрезвычайно признателен специалистам за публикацию (и частные сообщения) данных по хроматическим характеристикам предметных ритуальных и / или канонических цветов в тех или иных религиозных обрядах (со ссылкой на источники). Так, к сожалению, мне не доступны конкретные данные по синтоизму, зороастризму и бахаизму. И, разумеется, для создания адекватной мировой религии было бы чрезвычайно важно уточнение специалистами тех предварительных данных о религиозных архетипах, которые уже представлены в хроматизме на уровне рабочей гипотезы.

[cxxxvii] Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993. Угринович Д. М. Психология религии. М., 1999.

[cxxxviii] Разумеется, это описание никак не претендует на какую-либо полноту, глубину или широту, поскольку в качестве нулевого приближения предназначено исключительно для гипотетического выявления характеристичеких цветов (в определенных конфессиях) и установления хроматических связей с архетипическими представлениями верующих.

[cxxxix] Махлина С. Т. Эстетика и художественная культура. Курс лекций. СПб.: СПбГАК, 1997. С. 32–41.

[cxl] Для русского языка этот вывод подтверждается Максом Фасмером (Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. I–IV, М.: Прогресс, 1986. Т. I. С. 432) и Анной Вежбицкой (Вежбицкая А. Обозначения цвета и универсалии зрительного восприятия // Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997. С. 282), однако возникает проблема этимологического соотнесения голубого (не синего) цвета с цветообозначениями в западных языках.

[cxli] См. детализацию этого представления в статье (Аверинцев С. С. Дух святой // Мифы народов мира. М.: СЭ, 1982. Т. 1. С. 412).

[cxlii] Цветовой архетип является такой моделью, которая позволяет представить суть той или иной религии как бы «в снятом виде», то есть на уровне чувственно-образной логики подсознания. Понять же, то есть осмыслить архетип на формально-логическом уровне сознания вряд ли когда-нибудь удастся полностью. В этом с Юнгом невозможно не согласиться.

[cxliii] Судзуки Д. Т. Лекции по дзэн-буддизму / Пер.с англ. М.: Ассоциация молодых ученых, 1990; Мялль Л. Э. Буддийская мифология // Мифы народов мира. М.: СЭ, 1982. Т. 1. С. 190–195, Эрмин В. Г. Индуистская мифология // Там же. С. 535–543.

[cxliv] Серебряный С. Д. Тримурти // Мифы народов мира. М.: СЭ, 1982. Т. 2. С. 525.

[cxlv] Судзуки Д. Т. Лекции по дзэн-буддизму / Пер. с англ. М.: Ассоциация молодых ученых, 1990. С. 13–14.

[cxlvi] Цултэм Н. Монгольская национальная живопись «Монгол Зурат». Улан-Батор: Госиздательство, 1986. С. 12.

[cxlvii] Элиаде М. Священное и мирское. М.: МГУ, 1994. С. 87.

[cxlviii] Аверинцев С. С. Троица // Мифы народов мира. М.: СЭ, 1982. Т. 2. С. 527.

[cxlix] Роу К. Концепции цвета и цветовой символизм в Древнем мире // Психология цвета. М.: Рефл-бук, 1996. С. 10.

[cl] Серов Н. В. Античный хроматизм. СПб., 1995. Гл. 1, 3, 5.

[cli] Бычков В. В. Византийская эстетика. М.: Искусство, 1977. С. 102–107.

[clii] Каждан А. П. Цвет в художественной системе Никиты Хониата. С. 132–135.

[cliii] Бычков В. В. Византийская эстетика. Теретические проблемы. М.: Искусство, 1977. С. 103.

[cliv] Каждан А. П. Цвет в художественной системе Никиты Хониата // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. М.: Наука, 1973. Бычков В. В. Византийская эстетика. М.: Искусство, 1977. С. 102–107; Горшкова В. Светоносная палитра // Родина, 1994, № 2. С. 96–98; Бастид Р. О чем говорят цвета. Мифы и символы // Курьер ЮНЕСКО, июнь 1958, С. 24–33.

[clv] Тэниэхилл Р. Секс в истории. М.: КРОН-ПРЕСС, 1995; Лев-Старович Зб. Секс в культурах мира. М.: Мысль, 1991.

[clvi] Heller E. Wie Farben wirken. S. 169–170.

[clvii] Здравомыслов В. И., Анисимова З. Е., Либих С. С. Формы половой жизни. Развитие брака // Функциональная женская сексопатология. Пермь: “Репринт”, 1994. С. 22–25; Тэниэхилл Р. Секс в истории. М.: КРОН-ПРЕСС, 1995; Лев-Старович Зб. Секс в культурах мира. М.: Мысль, 1991.

[clviii] Архетипическим цветом Византии по праву считается красновато-пурпурный. Этот оттенок царственного пурпура является дополнительным к голубовато-зеленому цвету, — цвету ислама, возникшему в качестве цветовой оппозиции к Византийской культуре.

[clix] Коран. 2: 21, 182; 4:115, 116, 169; 25: 1; 39: 18, 19, 71. M.: Recep Akkemik. ISIGA DOGRU — 1 (К свету — 1). Istanbul, 1993, P. 55–67.

[clx] Грязневич П. А., Басилов В. Н. Мусульманская мифология // Мифы народов мира. М.: СЭ, 1982. Т. 2. С. 183–187.

[clxi] Brémond É. L’intelligence de la couleur. Paris: Albin Michel, 2002. P. 34.

[clxii] Каракозова Ж. К. Хасанов М. Ш. Космос казахской культуры // Евразия. 2001. № 2. С. 91–138.

[clxiii] Brémond É. L’intelligence de la couleur. P. 34.

[clxiv] Не следует путать этот синий архетип с оранжевым цветом протестантов в Нидерландах, где они «обрели» оранжевый цвет вслед за правящей династией Оранж и стали «оранжистами лишь внешне, то есть скорее на политической, чем на религиозной основе (Heller E. Wie Farben wirken. S. 257–269).

[clxv] Баха — арабское слово, означающее «Свет, Сияние» — главное из имен Бога. Помимо этого используются имена: Вишну, Шива, Иегова, Аллах… (Никитин В. Н., Обухов В. Л. Религиоведение. Вероучения религий мира. СПб., 2001. С. 210).

[clxvi] Перкинс М., Хейнсворт Ф. ВЕРА БАХАИ / Пер.с англ. М., 1992. С. 37. Цит. по: Никитин В. Н., Обухов В. Л. Религиоведение. Вероучения религий мира. СПб., 2001.

[clxvii] Никитин В. Н., Обухов В. Л. Религиоведение. Вероучения религий мира. СПб.: Химиздат, 2001. С. 216.

[clxviii] Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. С. 394–397.

[clxix] Сиверцев М. А. Межрелигиозный диалог в условиях цивилизации / Человек. 2002. № 5. С. 78.

[clxx] Шарден П. Т. де. Феномен человека. М.: Наука, 1987. С. 68.

[clxxi] Сиверцев М. А. Межрелигиозный диалог в эпоху глобализации // Человек. 2002. №5. С. 76–87.

[clxxii] Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. I. М.: Гнозис, 1994. С. 479

[clxxiii] Сиверцев М. А. Межрелигиозный диалог в условиях цивилизации / Человек. 2002. № 5. С. 76.

[clxxiv] Ибо хроматизм включает все многобразие форм брака в мировой культуре, которое освобождает человека от давления как социума, так и сексуса, то есть возрождают в нем истинно человеческое — любовь.

[clxxv] Хроматические данные по религиозным течениям будут представлены в соответствующих разделах по цветам.

[clxxvi] Для лиц, которых заинтересует метафизика этой модели, добавлю, что, не будучи политологом или теософом, я сопоставлял исключительно репрезентативные экспериментальные данные по сублимированным цветам без каких-либо претензий на точность датировок, теоретическое обоснование выведенных архетипов и / или законченность оппозиционных сопоставлений. Полагаю возможным, что работоспособные специалисты смогут дать критические замечания и / или развить сильные стороны этой модели в силу ее насущной актуальности.

[clxxvii] Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, АСТ, 1997. С. 356.

[clxxviii] Еженедельник «Московские новости». № 33. 18–25 августа 1996 год.

[clxxix] Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. С. 315–317. Об этом же вслед за Гельманом говорит и Цойгнер: «Разговорами о примитивных ассоциациях здесь нельзя ничего объяснить». Кайнц также подтверждает это мнение: если бы ощущения ассоциировались с цветом, то самым горячим цветом воспринимался бы белый цвет, так максимальная температура наступает при белом калении (Цойгнер Г. Учение о цвете. М.: Стройиздат, 1971. С. 103).

[clxxx] Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. М.: Международные отношения, 1995. С. 405.

[clxxxi] Похлебкин В. В. Словарь… С. 392.

[clxxxii] Подробнее о партии зеленых см.: Heller E. Wie Farben wirken. S. 72, 81–82.

[clxxxiii] Платонов Ю. П. Этническая психология. СПб.: Речь, 2001. С. 102–103.

[clxxxiv] Лотман Ю. М. Искусствознание и «точные методы» в современных зарубежных исследованиях // Семиотика и искусствометрия». М.: Мир, 1972. С. 5–23.

[clxxxv] Щеглов Е. В. Собственные Его Императорского Величества библиотеки и арсеналы. Краткий исторический очерк. 1715–1915. Петроград, 1917. С. 99.

[clxxxvi] Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. Термины цвета в польском и русском языках. М.: МГУ, 2001. С. 404.

[clxxxvii] Мыльников А. С. Народы Центральной Европы: формирование национального самосознания. СПб.: Наука, 1997. Гл.3.

[clxxxviii] Похлебкин В. В. Словарь международной символики. С. 392.

[clxxxix] Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. СПб; М.: изд. М. О. Вольфа, 1882. С. 535.

[cxc] Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. Термины цвета в польском и русском языках. М.: МГУ, 2001; Фрумкина Р. М. Цвет, смысл, сходство. М.: Наука, 1984; Бахилина Н. В. История цветообозначений в русском языке. М.: Наука, 1975; Вежбицкая А. Обозначения цвета и универсалии зрительного восприятия // Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997.

[cxci] По данным В. Г. Кульпиной, красная калина — знак красоты и девственности.

[cxcii] Бахилина Н. В. История цветообозначений в русском языке. М.: Наука, 1975. С. 192, 202.

[cxciii] В этом смысле флаг Европейского Союза (желтые звезды на темно-синем фоне) представляет собой сочетание дополнительно-контрастных цветов, законы взаимодействия которых в хроматизме моделируют развитие сложных открытых систем.

[cxciv] Похлебкин В. В. Словарь … С. 550–553.

[cxcv] Мыльников А. С. Народы … Гл. 3.

[cxcvi] Люшер М. Цвет вашего характера. М.: Вече, 1997; Бер У. Что означают цвета. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997; Яньшин П. В. Эмоциональный цвет: Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. Самара: СамГПУ, 1996; Brémond É. L’intelligence de la couleur. Paris: Albin Michel, 2002; Rousseau R.-L. Le langage des couleurs. St Jean de Braye, Dangles, 1980.

[cxcvii] Эту оппонентность лучше всего демонстрирует выбор цветов женщинами в цветовом круге: К — Г — О — С — Ж — Ф — З — П. Мужчины выбирают цвета последовательно по периметру цветового круга: К — О — Ж — З — Г — С — Ф — П. См.: Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л., 1990. С. 233–239; Николаенко Н. Н., Родионов В. Д. Классификация цвета и функциональная асимметрия мозга // Сенсорные системы: Сенсорные процессы и асимметрия полушарий. Л., 1985. С. 57–67.

[cxcviii] Петров Л. В. Мода как общественное явление (анализ в социально-коммуникативном аспекте). Л., 1974. С. 31.

[cxcix] Но еще раз напомню, что во всех этих теориях имелись ввиду апертурные (изолированные от предметов) цвета, а не цвета модных или не совсем модных одежд.

[cc] Килошенко М. И. Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. СПб.: Речь, 2001.

[cci] Этому аспекту мужских «идей» посвящен § 9.2 моего «Хроматизма мифа».

[ccii] Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: ЛГУ, 1989.

[cciii] Ермолаев В. Ю. Толковый словарь понятий и терминов, используемых автором // Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: ЛГУ, 1989. С. 477–481.

[cciv] Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: ЛГУ, 1989; Платонов Ю. П. Этническая психология. СПб.: Речь, 2001. Часть III.

[ccv] Мыльников А. С. Народы Центральной Европы: формирование национального самосознания. СПб.: Наука, 1997. Гл. 3.

[ccvi] Чернова А. … все краски мира, кроме желтой. М.: Искусство, 1987. С. 98–121.

[ccvii] Цит. по: Судзуки Д. Т. Лекции по дзэн-буддизму / Пер. с англ. М.: Ассоциация молодых ученых, 1990. С. 62–63.

[ccviii] Петренко В. Ф. Основы психосемантики. М.: МГУ, 1997. С. 221.

Примечания к 2 Части

[ccix] Фрилинг Г., Ауэр К. Человек-цвет-пространство. Прикладная цветопсихология. М.: Стройиздат, 1973. С. 105.

[ccx] Тернер В. У. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах (на материале ритуала ндембу) // Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, 1972. С. 67.

[ccxi] Бьерре Й. Семи — посвящение в мужчины // Вокруг света. 1966. № 1. С. 14–17; Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л.: В.О., 1990. Гл. 7.

[ccxii] Тернер В. У. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах (на материале ритуала ндембу) // Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, 1972. С. 55–63.

[ccxiii] Если корление грудью для женщины и, разумеется, для младенца — норма жизни, то семяизвержение для мужчины (творца, традиционно бравшего на себя функции правления в экстремальных условиях) — экстремум сексуса. Критерием экстремальности в хроматизме принято считать не столько обнажение-предъявление себя противоположному полу, сколько интервал времени: нормальные условия жизни занимают много больший отрезок времени, чем экстремальные. Таким образом, уже в отношениях материальных (физиологических) маркеров белого цвета проявляется половой диморфизм человека в различных (нормальном или экстремальном) состояниях (Серов Н. В. Хроматизм мифа. Гл. 6–7).

[ccxiv] Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983.

[ccxv] Ранович А. Происхождение христианских таинств. М.; Л.: ОГИЗ, 1931. С. 102.

[ccxvi] Смысл и значение белого цвета верхних мужских одежд: доминанта сознания в измененном состоянии интеллекта. Детальный анализ и вывод этого положения был проведен мной в I части книги «Хроматизм мифа» (Л., 1990).

[ccxvii] Левинский Й.-Т. Еврейские праздники. Тель-Авив: Ахиасаф, 1991.

[ccxviii] Нравы, обычаи и памятники всех народов земного шара. М.: изд. А. Семен и А. Стойкович, 1846. С. 81.

[ccxix] Brémond É. L’intelligence de la couleur, Paris: Albin Michel, 2002. P. 61. Как отмечает Рамачарака, цветом седьмого начала является цвет особенной яркости, какого никогда не видел человеческий глаз. Это абсолютно белый цвет, самое существование которого отрицается наукой (Рамачарака И. Основы миросозерцания индийских иогов / Пер. с англ. СПб., 1913. С. 50–52). Действительно, в физике до сих пор не существует реального (то есть не идеализированного) абсолютно белого цвета; в реальной жизни — тем более. Каким же образом тогда стал известен этот цвет? И Рамачарака поясняет: Об ауре седьмого начала мы можем сказать очень мало, и это немногое дошло до нас только по преданию. Нам говорили, что она состоит из «чистого белого цвета», цвета, неизвестного науке. Среди нас нет ни одного человека, кто бы видел его и никто никогда не увидит (на человеческой стадии развития. Зрелище этой изумительной лучезарности представляется существам, стоящим на гораздо более высокой ступени, чем мы.

[ccxx] Кейс Э. Ауры / Пер. с англ. Вирджиния: АНИ иП, 1976. С. 7.

[ccxxi] Символика цвета в буддизме в основном представлена по книге буддистского автора Сумбэ хамба Ишбалжир «Гирлянда цветов», дополнена данными из справочников по общей символике и никак не претендует на полноту или законченность. См.: Цултэм Н. Монгольская национальная живопись «Монгол Зурат». Улан-Батор: Госиздательство, 1986.

[ccxxii] Мифы народов мира. М.: СЭ, 1980. Т. 1. С. 149,248, 614, 656; Т. 2. С. 22, 144, 407; Сычев Л. П., Сычев В. Л. Китайский костюм. Символика, история, трактовка в литературе и искусстве. М.: Наука, 1975. С. 15–78.

[ccxxiii] Поэтому попытки, например, Р.-Л. Руссо характеризовать белым цветом мужественную категорию Ян вряд ли можно считать обоснованными в конфуцианстве. Тайцзи же как даосский символ объединения Инь и Ян, который Руссо принимает за основу своего анализа, не подлежит разделению именно в силу догмата веры даосизма (ср.: Rousseau R.-L. Le langage des couleurs. St Jean de Braye, 1980. P. 50, 62 et c. и Торчинов Е. А. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания. СПб., 1993; Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С. 33–50). Ибо, как писал К. Г. Юнг о тайцзй вслед за китайскими философами, “состояние Дао — это начало мира, в котором еще ничего не началось, а также состояние, достигаемое высшим разумом” (Хуайнань-цзы // Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990. С. 36–65; Юнг К. Г. Аналитическая психология. СПб., 1994. С. 85).

[ccxxiv] Серова С. А. Пекинская музыкальная драма. М.: Наука, 1970; Сычев Л. П., Сычев В. Л.. Китайский костюм. Символика, история, трактовка в литературе и искусстве. М.: Наука, 1975; Дерибере М. Цвет в деятельности человека. М.: Стройиздат, 1964. С. 166.

[ccxxv] Серов Н. В. Античный хроматизм. СПб.: Лисс, 1995. С. 48.

[ccxxvi] Роу К. Концепции цвета и цветовой символизм в Древнем мире // Психология цвета. М.: Рефл-бук, 1996. С. 10.

[ccxxvii] Бычков В. В. Византийская эстетика. М.: Искусство, 1977. С. 102–107.

[ccxxviii] Ранович А. Происхождение христианских таинств. М.; Л.: ОГИЗ, 1931. С. 102.

[ccxxix] Согласно православной символике цвета, Пасха Христова начинается в Белых облачениях (в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя) и далее на каждой из восьми песен канона принято менять облачения, так что священник каждый раз предстает в ризах иного цвета, поражая религиозно-эстетическое воображение прихожан.

[ccxxx] Gericke L., Schöne К. Das Phänomen Farbe. Zur Geschichte und Theorie ihrer Anwendung. Berlin, Henschelverlag, 1970. S. 128.

[ccxxxi] Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, АСТ, 1997. С. 361.

[ccxxxii] Коран 24: 35. См. также: Brémond É. L’intelligence de la couleur. Paris: Albin Michel, 2002. P. 34.

[ccxxxiii] См.: Тернер В. У. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах (на материале ритуала ндембу) // Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, 1972. С. 76.

[ccxxxiv] Цит. по: Миронова Л. Н. Цветоведение. Минск: ВШ, 1984. С. 69.

[ccxxxv] Теории и символы алхимиков. М.: Новый Акрополь, 1995. Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М.: Наука, 1979. Купер Дж. Энциклопедия символов. Книга IV. М.: Золотой Век, 1995. С. 361.

[ccxxxvi] Зыбковец В. Ф. О черной и белой магии. М.: ИПЛ, 1965. С. 6.

[ccxxxvii] Чернова А. … все краски мира, кроме желтой. М.: Искусство, 1987. С. 102.

[ccxxxviii] Мелвилл Г. Моби-Дик или белый кит. М.: Географлит, 1961. С. 292–302.

[ccxxxix] Алексеев С. С., Теплов Б. М., Шеварев П. А. Цвет в архитектуре. М.; Л.: ГСИ, 1934. С. 40.

[ccxl] Brémond É. L’intelligence de la couleur. P. 56.

[ccxli] Леонардо да Винчи. Избр. произв. М.: Академия, 1935; Репринт: М.: Ладомир, 1995. § 215.

[ccxlii] Серова С. А. Пекинская музыкальная драма. М.: Наука, 1970.

[ccxliii] Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. М.: МГУ, 2001. С. 149; LE ROBERT. Paris: Ed. ADAGP, 1997 (v.: blanc).

[ccxliv] Gericke L., Schöne К. Das Phänomen Farbe. Zur Geschichte und Theorie ihrer Anwendung. Berlin: Henschelverlag, 1970. S. 131; Алексеев С. С., Теплов Б. М., Шеварев П. А. Цвет в архитектуре. М.; Л.: ГСИ, 1934. С. 30.

[ccxlv] Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. С. 97.

[ccxlvi] Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, АСТ, 1997. С. 362. С позиций хроматизма женская «трусость» объясняется следующим образом. С одной стороны, бессознательная природа женщины ощущает свое природное предназначение и не позволяет себе, к примеру, «прыгать с моста, чтобы спасти героя дня». С другой стороны, социальность женского сознания не дает ей никаких оснований играть агрессивную и даже активную роль мужчины. Поэтому-то о трусости женщины и не принято говорить. Ибо это так же очевидно, как и присущий ей белый цвет. Однако в хроматизме исследуются прежде всего очевидные вещи, то есть исключительно привычные явления и феномены, на которые, именно в силу привычки достаточно трудно обратить внимание. К примеру, огромное число ученых изучает различные ноумены и феномены религиозных учений. Однако, в истории науки можно встретить единичные исследования, посвященные, к примеру, изучению ауры ментального тела человека, так как эти ноумены причислены к мистическим. Спрашивается: чем же религия отличается от мистики, если в обоих случаях хроматизмом констатируется весьма близкая очевидность ноуменальных проявлений духовной жизни человечества? Риторический ли это вопрос? Это может показать, по-видимому, только время и наука. И для этого необходимо, чтобы мужская смелость университетских «ученых в белых одеждах» стала, наконец, строгим оппонентом «белому оперению» карьеристской трусости их начальников.

[ccxlvii] Цит. по: Забозлаева Т. Символика цвета. СПб.: BOREY-PRINT, 1996. С. 20.

[ccxlviii] Менегетти А. Словарь образов. Практическое руководство по имагогике. Л.: ЭКОС и ЛАО, 1991. С. 91.

[ccxlix] Rousseau R.-L. Le langage des couleurs. St Jean de Braye, Dangles, 1980. P. 147.

[ccl] Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л.: В. О., 1990. Гл. 7.

[ccli] Как показывает опыт, если при кратковременной вспышке один из цветных кружков (например, красный) был окаймлен ярким белым кольцом, то другой цвет (зеленый) вообще не был виден. Окаймленный кружок полностью забивал своего конкурента, даже если яркость последнего была намного выше (Щадрин В., Бонгард М., Смирнов М. Влияние окружения на бинокулярное взаимодействие цветов во вспышках // Биофизика, 1966. Т. XI. Вып. 6).

[cclii] Цит. по: Ревалд Дж. Постимпрессионизм. М.; Л.: Искусство, 1962. С. 73.

[ccliii] Brémond É. L’intelligence de la couleur, Paris: Albin Michel, 2002. P. 57.

[ccliv] В хроматизме это легко моделируется принципом относительного детерминизма: белый цвет относительно серого кажется еще белее. Поскольку же белый цвет является пассивным, то еще более белый опишет все свойства, приведенные Э. Бремон.

[cclv] Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. М.: Международные отношения. 1995. С. 39.

[cclvi] Люшер М. Цвет вашего характера. М.: Вече, 1997. Драгунский В. В. Цветовой личностный тест. М.: АСТ, 2000; Собчик Л. Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. СПб.: Речь, 2001.

[cclvii] Здесь и далее понятие «сознание» понимается однозначно и принципиально не включает каких-либо неосознаваемых предикатов. Напомню, что в хроматизме сложные живые явления и / или системы изучаются на уровне информационных моделей, то есть упрощенных системно-функциональных моделей, сохраняющих лишь характеристические свойства изучаемых объектов. Для изучения человека в его гендерно-половом диморфизме мы приняли за основу так называемую динамическую модель личности, которую для краткости и в согласии с традицией классической науки называем интеллектом (от лат. «intellectus» — ощущение, восприятие, понимание). Интеллект подразделяется на сознание (формальная логика, социальность и т. п), подсознание (образная логика, творчество и т. п) и бессознание («животная» логика, аффекты и т. п).

[cclviii] Де Боно Э. Шесть шляп мышления. СПб.: Питер, 1997. С. 56, 239. В рабочей модели хроматизма белое вещество коры больших полушарий головного мозга можно считать субстратом сознания (как компонента интеллекта)только при понимании принципов системно-динамической локализации психических функций. Относительная слабость современных представлений об этой локализации позволяет сделать лишь предварительные выводы, которые базируются и на известном сопоставлении функций подсознания с серым веществом, подкорковых структур головного мозга.

[cclix] Gericke L., Schöne К. Das Phänomen Farbe. Zur Geschichte und Theorie ihrer Anwendung. Berlin: Henschelverlag, 1970. S. 128.

[cclx] Брентьес Б. От Шанидара до Аккада. М.: Наука, 1976. С. 181, 192, 194, 201. В. N. Goswamy. Essence оf Indian art. S. F., Asian Art Museum, 1986. Показательно, что независимым путем психологи пришли к тем же выводам:`серый`возникает вслед за `красным` (Spence D. P. Subliminal perception and peceptual defence: two sides of a single problem // Behav. Sci. 1967. V. 12. №3. Р. 133–193).

[cclxi] Левинский Й.-Т. Еврейские праздники. Тель-Авив: Ахиасаф, 1991.

[cclxii] Сычев Л. П., Сычев В. Л. Китайский костюм. Символика, история, трактовка в литературе и искусстве. М.: Наука, 1975.

[cclxiii] Рамачарака. Основы миросозерцания индийских иогов / Пер. с англ. СПб., 1913. С. 45; Кейс Э. Ауры / Пер. с англ. Вирджиния: АНИ иП, 1976. С. 5. Сравнение с интерпретацией серых тонов, полученной независимыми путями в функциональной психологии (см. ниже) показывает весьма близкие результаты.

[cclxiv] См. мой анализ хроматических воззрений Платона в работе «Античный хроматизм». Гл. 19–20.