Цивилизация хаки

Как правило, желтовато-зеленые оттенки вызывают ассоциации с вынужденным раскрытием и связываются с распусканием почек на деревьях. Среди всех полихромных цветов зеленовато-желтый обладает наиболее ясной и отчетливой областью видения. Это связано с тем, что максимальная чувствительность глаза приходится на эту область спектра. И в то же время желто-зеленый цвет имеет наименьшую насыщенность. Поэтому в нормальных условиях он не утомляет зрение[dlxxiv].

Однако при укачивании, например, желто-зеленые тона ухудшают самочувствие и усиливают вегетативные расстройства. И не только при укачивании. Так, например, в невесомости образцы зеленого цвета кажутся испытуемым желтовато-зелеными и даже зеленовато-желтыми[dlxxv]. В нормальных же условиях последние цвета психологически воспринимаются как что-то слегка ядовитое, сернистое, жесткое[dlxxvi].

Экспериментальные исследования на возникновение свободных ассоциаций полностью подтвердили справедливость этого мнения. Так, оказалось, что желтовато-зеленые цвета связаны с такими качествами и свойствами человеческой личности как болезненный, желчный, раздражительный, сварливый, ненадежный, вероломный. Как отмечают экстрасенсы, аура лимонно-зеленого цвета является признаком лжи и уклончивости[dlxxvii]. Быть может великий Гете чувствовал это когда писал, что цвет серы, отдающий зеленым, имеет что-то неприятное[dlxxviii].

Возможно, в силу перечисленных свойств зеленовато-желтый (цвет серы) в христианстве считается цветом повелителя ада Люцифера (в дословном переводе с латинского — «несущего свет»). В то же время “цвет жухлой травы” в эпоху Возрождения означал долголетие[dlxxix]. Как отмечал тот же Гете, желтый и зеленый в сочетании имеют всегда что-то пошло веселое[dlxxx]. Действительно, по отчетам писхологов желто-зеленый цвет может воздействовать несколько навязчиво[dlxxxi].

Сегодня же желтовато-зеленые, коричневато-зеленые и другие оттенки являются цветом камуфляжа туристов и военных. Казалось бы, с позиций хроматизма можно сопоставить цвета хаки с их маскировочным характером в определенной местности, как это было сделано для серого цвета чиновничьей маскировки в городе. Однако там были, так сказать, вселенские (ахромные) цвета, а здесь — гендерные (полихромные). Поэтому данное сопоставление было бы неправомерным.

Замечательную характеристику этих цветов дает К. С. Петров-Водкин: «Цвет характеризует прозрение и затемнение целых исторических эпох и говорит о молодости, расцвете и старости цивилизаций. Не случайно современная цивилизация сфабриковала цвет хаки, мотивируя его защитностью на полях войны. Думаю, дело обстоит серьезнее, — этот гнилой цвет есть знамя сбитых, сплетенных мироощущений одной из отживающих свой исторический черед цивилизаций»[dlxxxii].

Разумеется, мало кому хочется связывать с ними отрицательный контекст желто-, или болотно-зеленых оттенков — приземленность, ревность, моральное падение, зависть. Некоторые иследователи пытались объяснить последние черты тем, что желто-зеленые тона напоминают цвет лица человека, снедаемого завистью, ревностью и т. п. [dlxxxiii]

Однако в предыдущей главе мы видели хроматические причины загрязнения желтого цвета и здесь лишь добавим, что привнесение к желтому любых других оттенков лишает его солнечной непосредственности женственного бессознания. Да и собственно хаки лишь условно мог быть применим для военных, поскольку, как отмечает Г. Клар, например, коричнево-зеленые тона создают расслабление вегетативной нервной системы, приобретая значение чувственной пассивности.

Поэтому коричнево-зеленый цвет выражает, прежде всего, ощущения собственного тела и чувственного восприятия. Лица, которым нравится коричнево-зеленый, хотели бы наслаждаться состоянием, благотворно влияющим на чувства и содействующим отдыху. Так, Жан Кокто пишет, что встретил Чарли Чаплина как богатого режиссера в твидовом костюме горчичного цвета[dlxxxiv]. Люди же, предпочитающие темный коричнево-зеленый цвет, добиваются возбуждения извне посредством наслаждений.

Лица, предпочитающие зеленовато-желтый цвет, как правило, на уровне самозащиты тормозят свои движущие импульсы и контролируют свое поведение, чтобы не вступать в конфликт с окружающими. Такие люди всегда следят за тем, чтобы не подвергнуться критике, не получить отказа или не скомпроментировать себя. Нередко среди этих людей встречаются импотенты, бессознательно тормозящие свое возбуждение с помощью сознательного самоутверждения и самонаблюдения.

Чаще всего светлые тона желто-зеленых оттенков предпочитают люди, добивающиеся какого-либо возбуждения извне[dlxxxv]. Как показывает опыт, предпочтение зеленовато-желтых тонов означает стремление человека устанавливать новые контакты или желать встреч с чем-то неизвестным. При этом, к примеру, в путешествиях, или у военных нередко возникает чисто психологический феномен исключения автоматизмов из-за непредвидимости последующих ситуаций и, соответственно, собственных действий. Вместе с тем зеленовато-желтые цвета предпочитают больные со склонностью к спазмам гладкой мускулатуры. Поэтому пациентам с желудочно-кишечными и другими заболеваниями следует внимательно отнестись к цветам своей одежды[dlxxxvi].

Нежелательно использование этих тонов и в определенных случаях фригидности, когда женщина упорствует в желании снять внутреннее возбуждение только за счет действий партнера. Однако желто-зеленые цвета могут быть рекомендованы лицам, жаждущим внешнего возбуждения за счет новых знакомств или в путешествиях, поскольку к самораскрытию желтого этими оттенками прибавляется внешнее самоутверждение зеленого.

В заключение этого раздела отметим, что с позиций хроматизма сочетания фемининного желтого (цвета женственного бессознания) и маскулинного зеленого (цвета самосознания мужчин) могут быть интерпретированы как своего рода лесбийские тенденции интеллектуального развития.