Польская этносимволика

Украинская этносимволика

Согласно констатации В. В. Похлебкина[cxciv], украинскую символику можно обозначить как особую, поскольку в ряде существенных моментов она отличается и от русской, и от европейской классической. Это проявляется хотя бы в том, что в славянской цветовой символике всегда отмечалось повсеместное распространение красного и белого цветов. Нагляднее всего, как мы только что видели, это проявляется в цветовой символике флагов.

Так, в украинской же символике красный (червонный) цвет означает всего лишь пролитую кровь, то есть лишен своего регального символического значения и трактуется только как говорящая эмблема, которая означает просто кровь.

Отсюда красный цвет, в зависимости от конкретных обстоятельств, может рассматриваться либо как символ насилия, либо как символ мщения. Он никогда не связывается в украинской символике с любовью, радостью, олицетворением прекрасного, лучшего.

Это следует учитывать, чтобы ненароком не оскорбить национальные чувства украинцев. Например, избегать дарить украинке красные цветы, а заменять их желтыми, голубыми, белыми, фиолетовыми.

Малиновый цвет символизирует героическое время в украинской истории, особенно в военной. Его употребление для украинцев почетно

Зеленый цвет означает возрождение, пробуждение, возобновление, в том числе и национальной украинской жизни.

Белый цвет означает с одной стороны, самопожертвование, а с другой, — сдачу позиций, что ведет к двойственной и противоречивой трактовке в применении этого цвета в украинской символике.

Итак, в украинском этносе существует одна пара дополнительных этноцветов, совмещаемая в белом: зеленый — малиновый. Однако ни желтый, ни голубой цвета украинского государственного флага не имеют дополнительных цветов. Как мне кажется, это и говорит о «самостийности» украинской символики, которая в каких-то совершенно непонятных условиях для сублиматов может дать суммарный зеленый (дополнительный к малиновому) этноцвет, наблюдаемый в его символических значениях.

 

Для поляков символика цвета играла специфическую этнообъединяющую роль, поскольку после разделов страны процесс формирования польской нации и национального самосознания поляков происходил в особых условиях — без собственной государственности, но в борьбе за ее восстановление. В ходе этой, никогда не утихавшей борьбы мобилизующее значение принадлежало символам былой государственности — гербу и королевскому титулу.

Отношение к данной символике, однако, было социально обусловлено. Характерно, что во время восстания в Кракове в 1846 г. своей эмблемой повстанцы избрали традиционного польского орла, но без короны. Это, конечно, можно истолковать как вызов Николаю I, считавшемуся (подобно Габсбургам в Венгрии и Чехии) королем в Польском королевстве и на этом основании включившим польского орла в состав царского герба.

Польский орел изображался белым цветом на красном поле. И в тоже время, как доказывает исследование В. Г. Кульпиной, свою родину поляки чаще определяют с помощью зеленого цвета (zielony). Больше всего примеров участия зеленого цвета в польской этносимволике (то есть определения Польши с помощью термина зеленого цвета) находится в польской поэзии. Зелень в них часто является источником романтических чувств.

Мы можем констатировать, что цветообозначение Польши с помощью зеленого цвета — этнический стереотип, в чем-то совершенно естественный, независимый от того, осознают носители польского языка этот факт или нет. Этот этнически важный цвет может выступать в ситуациях совершенно неожиданных и самых разнообразных.

Зеленым в польском языке может быть все: песня, слезы, глаза, стихотворение — даже счастье, и много всего другого. Так, в польском языковом ареале зеленый цвет глаз поэтизируется и является основой для изысканных сравнений.

Такой жанр, как песня, требует представления в как можно более краткой форме понятного для пользователя данного языка содержания, которое способно оказывать непосредственное воздействие на его эмоциональную сферу. Используемые в песне символы должны быть понятными, прозрачными. Таким символом, воздействующим на чувства поляков, является зеленый цвет, представленный в той или иной вербальной форме. И в польских песнях собственно Польша часто получает определение 'зеленая'.

В польском языке и Земля (как планета) окрашивается в зеленый цвет. Так, Кристина Вашакова указывает, что: Земля в значении 'планета' получает определения как Zielona planeta 'зеленая планета' — это название мотивирует связь первого члена с двумя зонами: "миром растений" и "миром животных" — оба эти мира несут в себе значение 'жизнь'. По выводам же В. Г. Кульпиной, планета Земля окрашивается польским этносом в зеленый цвет как показатель коллективной солидарности и лояльности поляков к своей планете — Земле.

Собранный, детально систематизированный и проанализированный В. Г. Кульпиной материал позволяет сделать вывод, что польский этноцвет не только 'зеленый'. Выступает и целый ряд других цветообозначений. Однако их круг ограничен: к несомненным этноцветам поляков можно отнести белый, а также красный, который предпочтительно чаще представляется как амарантовый (фиолетовато-красный).

Итак, совокупность зеленого и амарантового этноцветов дают белый цвет польского государственного флага. Однако для красного цвета государственного флага Польши, по-видимому, дополнительным этноцветом был бы голубовато-зеленый. Таким образом, для полной гармонии этноса и государства зеленый этноцвет, вероятно, может подразделяться на желтовато-зеленый (дополнительный к амарантовому) и голубовато-зеленый (дополнительный к красному).