МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Этап. Утверждение отчета об исполнении бюджета.
Этап. Завершение операций по исполнению бюджета, составление отчета об исполнении бюджета.
Финансовый год заканчивается 31 декабря. Принятие денежных обязательств по истечении 25 декабря не допускается. Подтверждение денежных обязательств должно быть завершено органом, исполняющим бюджет 28 декабря. До 31 декабря орган, исполняющий бюджет, обязан оплатить и подтвердить принятые денежные обязательства. Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.
Контроль за исполнением местного бюджета осуществляют органы муниципального финансового контроля. В муниципальных образованиях могут создаваться специальные контрольные органы за исполнением местного бюджета, за соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны предоставлять всю необходимую информацию, относящуюся к их компетенции, по запросу контрольных органов.
Отчет об исполнении местного бюджета утверждается представительным органом муниципального образования.
К особенностям бюджетного процесса на муниципальном уровне относится:
1) наличие собственного правового акта, который регламентирует бюджетный процесс в данном муниципальном образовании (при соблюдении общих требований БК РФ). Например, положение Саратовской городской Думы от 26.09.2006 "О бюджетном процессе в г. Саратове";
2) самостоятельное закрепление статуса главного распорядителя, распорядителя и получателя средств бюджета за различными структурными подразделениями и бюджетными учреждениями в зависимости от наделения их компетенцией;
3) обеспечение казначейского исполнения бюджета. При этом кассовое обслуживание осуществляет либо Федеральное казначейство, либо специальный орган исполнительной власти субъекта РФ, которому это полномочие передано в силу договора между Федеральным казначейством и субъектом РФ;
4) составление 3-летнего бюджета либо составление местного бюджета на 1 год вместе со среднесрочным финансовым планом муниципального образования. При этом для муниципального района и городского округа наличие финансового плана обязательно, а для городского и сельского поселения желательно. Срок бюджета необходимо установить в уставе или в правовом акте о бюджетном процессе. Например, Постановление администрации г. Саратова от 25.05.2007 "О разработке среднесрочного финансового плана г. Саратова";
5) органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют бюджетный контроль за расходование средств местного бюджета, внедряют механизм эффективного и результативного исполнения бюджетных средств (в т.ч. бюджетирование, ориентированное на результат), совершенствуют механизм муниципального заказа;
6) обязательное проведение публичных слушаний по проекту местного бюджета и по отчету об исполнении местного бюджета.
На всех этапах бюджетного процесса представительный орган муниципального образования осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль. Предварительный контроль проводится в ходе обсуждения и утверждения проекта бюджета на заседаниях представительного органа муниципального образования. Текущий контроль осуществляется в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджета на заседаниях постоянных комиссий (комитетов) и рабочих групп представительного органа. Последующий контроль проводится в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении местного бюджета на заседаниях представительного органа муниципального образования.
Если в ходе проверки бюджета выявлено несоответствие исполнения бюджета принятому закону о бюджете, если не вводится режим сокращения или блокирования расходов, то представительный орган местного самоуправления вправе принять решение об отклонении исполнения бюджета. Одновременно представительный орган может обратиться в прокуратуру для проверки обстоятельств нарушения бюджетного законодательства и привлечения к ответственности виновных должностных лиц.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 28) также вводит новую обязательную форму общественного контроля, закрепляя обязанность органов местного самоуправления выносить проект местного бюджета и отчет о его исполнении на публичные слушания.
Следует отметить, что согласно дополнению от 27 декабря 2005 г. в Закон 2003 г. полномочия местной администрации поселения по формированию, исполнению и контролю за исполнением бюджета поселения могут полностью или частично осуществляться на договорной основе местной администрацией муниципального района. Введение подобной нормы во многом вызвано слабой материально-технической базой вновь созданных сельских поселений и необходимостью их поддержки с уровня муниципального района. Вместе с тем следует отметить, что передача собственных полномочий органов местного самоуправления до настоящего времени не практиковалась.
Отчеты об исполнении местного бюджета органы местного самоуправления представляют в федеральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти субъектов Российской Федерации (например, в Министерство управления финансов Самарской области) в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Под органами государственной власти в данном случае могут пониматься органы Федеральной налоговой службы Российской Федерации и Федерального казначейства Российской Федерации.
В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 52) устанавливается, что официальному опубликованию подлежат: а) проект местного бюджета; б) решение об утверждении местного бюджета; в) годовой отчет о его исполнении; г) ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета; д) сведения о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание. В данной норме реализуется принцип гласности деятельности органов местного самоуправления и принцип прозрачности местных бюджетов. Кроме того, бюджет муниципального образования, как и любой местный нормативный акт, вступает в силу только после его опубликования (обнародования).
Таким образом, бюджетный процесс в муниципальном образовании осуществляется с участием большого количества субъектов местного самоуправления, реализующих разные функции и взаимодействующих на разных его стадиях.
9.3. Муниципальный заказ
Законодательство Российской Федерации закрепляет за органами местного самоуправления и уполномоченными ими муниципальными учреждениями право выступать заказчиками на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, т.е. право на муниципальный заказ, для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий.
Размещение заказов для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 54), Федеральным законом от 21 июля 2005 года "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Бюджетный кодекс Российской Федерации (ст. 72) определяет муниципальный заказ как совокупность заключенных муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета. Муниципальный заказ является одним из действенных инструментов повышения эффективности расходования средств местных бюджетов. Применение муниципального заказа позволяет обеспечить муниципальные нужды, сэкономить бюджетные средства, создать условия для развития конкуренции, содействовать занятости населения, развивать в приоритетном порядке отдельные отрасли производства и оказания услуг.
Разновидностью муниципального заказа является муниципальный социальный заказ. На федеральном уровне реализация муниципального социального заказа не регламентируется (за исключением упоминания о нем в Федеральном законе "Об общественных объединениях" в ст. 17). В некоторых субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях действуют специальные нормативно-правовые акты, например: Закон Тюменской области "О социальном заказе в Тюменской области", Закон г. Москвы "О взаимодействии органов власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями", Постановление главы городской администрации "О муниципальном заказе (гранте) в сфере культурной деятельности г. Екатеринбурга", решение Барнаульской городской Думы "Об утверждении Положения о социальном муниципальном заказе в городе Барнауле" и т.п.
В частности, Закон г. Москвы 2000 г. "О взаимодействии органов власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями" (ст. 1) определяет социальный заказ как одну из форм реализации целевых социальных программ города Москвы, района города Москвы, представляющую собой совокупность муниципальных контрактов на выполнение работ, оказание услуг за счет соответствующего бюджета.
Предполагается, что социальный заказ отличается от муниципального заказа тем, что осуществляется главным образом в бесприбыльной, но затратной сфере, например образовательные проекты, помощь бездомным, реабилитация инвалидов и т.п. Поэтому получение и реализацию социальных заказов осуществляют, как правило, некоммерческие организации. Кроме того, некоммерческие организации наряду с бюджетными средствами могут использовать такие ресурсы, как волонтерский труд, собственные финансовые средства и имущество, гранты благотворительных организаций и т.п.
Наряду с внедрением социального заказа расширяется муниципальная практика предоставления некоммерческим организациям муниципальных грантов. Под муниципальным грантом понимается выделение на конкурсной основе денежных средств из местного бюджета для поддержки той или иной общественно полезной деятельности <1>. В отличие от социального заказа грант выделяется не на реализацию уже принятой муниципальной программы (когда остается только найти лучшего исполнителя), а на осуществление значимых для муниципального образования собственных программ и проектов.
--------------------------------
<1> Автономов А.С. Правовые и финансовые основы местного самоуправления в Российской Федерации. М.: МЗ-Пресс, 2002. С. 66.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 54) предусматривает оплату муниципального заказа из средств местного бюджета. Причем непосредственно за счет средств местного бюджета оплачивается заказ как для решения местных вопросов, так и для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. Характерно, что Бюджетный кодекс Российской Федерации не предусматривает заключение муниципального контракта для осуществления отдельных государственных полномочий.
Муниципальный заказ осуществляется путем заключения муниципального контракта и размещения его на конкурсной основе путем проведения открытых или закрытых торгов. Муниципальный контракт - договор, заключенный органом местного самоуправления, уполномоченным муниципальным учреждением с физическими или юридическими лицами в целях обеспечения муниципальных нужд, предусмотренных в расходах местного бюджета (ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Наиболее предпочтительным способом заключения муниципального контракта является проведение открытых торгов способом, установленным гражданским законодательством Российской Федерации. Заключение муниципального контракта путем проведения закрытых торгов осуществляется в следующих случаях:
1) если товары, работы и услуги в силу уровня своей технической сложности или специального характера могут быть закуплены у ограниченного круга лиц;
2) если цена муниципального контракта составляет менее 2500 минимальных размеров оплаты труда, а время и расходы, необходимые для рассмотрения и оценки большого числа заявок, значительны по отношению к стоимости товаров, работ и услуг.
Конкурсная основа размещения муниципального заказа позволяет выбрать лучшего исполнителя, предлагающего оптимальное соотношение цены и качества осуществления заказа. Кроме того, органы местного самоуправления снимают с себя обязанности по организации производства или работ, по покупке и доставке товаров, но вместе с тем сохраняют за собой право контроля качества исполнения заказа, своевременность выполнения условий договора и т.п.
Законом предусмотрены случаи, когда муниципальный заказ может размещаться без проведения конкурса:
1) когда размещение муниципального заказа осуществляется путем запроса котировок цен на товары, работы и услуги. Заключение муниципального контракта способом запроса котировок цен осуществляется в том случае, если предметом контракта является приобретение товаров, работ и услуг, имеющихся в наличии, которые производятся не по конкретным заказам и для которых существует сложившийся рынок, при условии, что цена договора закупки не превышает 2500 минимальных размеров оплаты труда <1>;
--------------------------------
<1> Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. М.: ЮНИТИ, 2002. С. 642.
2) в случаях закупки товаров, работ и услуг у единственного исполнителя. Закупки у единственного исполнителя производятся при наличии срочной потребности в товарах, работах и услугах, из-за чего проведение торгов является нецелесообразным, также если товары, работы и услуги могут быть получены только у одного поставщика и отсутствует равноценная замена. Закупка из единственного источника может быть произведена, если дополнительные закупки в соответствии с требованиями стандартизации или ввиду необходимости обеспечения совместимости с ранее закупленными товарами, работами и услугами должны быть произведены у того же поставщика.
Кроме приведенных вариантов также необходимо законодательно учесть случаи закупок во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В данных случаях конкурс также не проводится, т.к. муниципальный заказ следует разместить и исполнить без промедления (в то время как на проведение конкурса требуется время).
Уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в соответствии с федеральными законами, устанавливается порядок формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа. Бюджетный кодекс Российской Федерации (ст. 72) закрепляет за органами местного самоуправления право принимать собственные нормативно-правовые акты, регулирующие порядок и условия заключения и исполнения муниципальных контрактов.
Стадия формирования муниципального заказа включает в себя составление сводного проекта потребностей муниципального образования. Этот документ содержит номенклатуру, объем продукции (товаров, работ, услуг), которые необходимы муниципальному образованию. Все это учитывается при разработке местного бюджета на очередной финансовый год. Стадия размещения муниципального заказа включает процедуру заключения муниципальных контрактов. Стадия исполнения муниципального заказа в том числе предусматривает порядок осуществления контроля муниципального заказчика за ходом выполнения муниципальных контрактов.
Таким образом, эффективное использование муниципального заказа вообще и социального муниципального заказа в частности, а также размещение муниципальных грантов позволит оптимизировать расходование денежных средств местных бюджетов.
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое местный бюджет?
2. Какие доходы Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 55) относит к собственным доходам местных бюджетов?
3. Какие фонды могут создаваться в целях финансовой поддержки поселений?
4. Из каких разделов состоит расходная часть местного бюджета?
5. Каковы функции современного местного бюджета?
6. На основе каких принципов формируется местный бюджет?
7. Что такое бюджетный процесс в муниципальном образовании?
8. Из каких этапов состоит бюджетный процесс в муниципальном образовании?
9. Какова роль представительного органа местного самоуправления в бюджетном процессе муниципального образования?
10. Как разместить муниципальный заказ?
Тесты
Выберите правильный вариант.
1. К местным налогам относятся:
1) налог на имущество физических лиц, земельный налог;
2) подоходный налог, сбор за рекламу;
3) экологический сбор;
4) все вышеперечисленное.
2. Муниципальный заказ - это соглашение о выполнении определенного рода работ (оказании услуг), заключаемое между:
1) органами местного самоуправления и предприятиями любых форм собственности;
2) органами местного самоуправления и муниципальными предприятиями;
3) органами местного самоуправления и органами государственной власти;
4) органами государственной власти и муниципальными предприятиями.
3. Право на муниципальный заказ может получить:
1) любое предприятие независимо от формы собственности;
2) только муниципальное предприятие;
3) только государственное предприятие;
4) только предприятие, победившее в конкурсе.
4. Субвенции в местный бюджет - это:
1) денежные средства, передаваемые местному бюджету из вышестоящего бюджета на определенный срок и на конкретные цели;
2) денежные средства, передаваемые местному бюджету из вышестоящего бюджета в порядке бюджетного регулирования без целевого назначения;
3) денежные средства, предоставляемые из местного бюджета подрядной организации;
4) денежные средства, предоставляемые из бюджета подрядной организации.
5. Дотации в местный бюджет - это:
1) денежные средства, передаваемые местному бюджету из вышестоящего бюджета на определенный срок и на конкретные цели;
2) денежные средства, передаваемые местному бюджету из вышестоящего бюджета в порядке бюджетного регулирования без целевого назначения;
3) денежные средства, предоставляемые из местного бюджета подрядной организации.
4) денежные средства, предоставляемые из бюджета подрядной организации.
6. Какие из приведенных финансовых средств не входят в состав муниципальных финансов:
1) средства местного бюджета;
2) муниципальные внебюджетные средства;
3) финансовые ресурсы муниципальных предприятий;
4) средства, мобилизуемые на финансовом рынке.
7. Утверждение местного бюджета относится к исключительной компетенции:
1) главы муниципального образования как главного распорядителя финансовых средств;
2) представительного органа муниципального образования;
3) исполнительного органа муниципального образования;
4) контрольного органа муниципального образования.
8. Средства самообложения граждан - это разовые платежи граждан, осуществляемые для:
1) решения конкретных вопросов местного значения;
2) решения отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
3) для обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
4) все вышеперечисленное.
9. Вопросы введения и использования средств самообложения граждан решаются:
1) на местном референдуме или сходе граждан;
2) на собраниях, конференциях граждан;
3) представительным органом муниципального образования;
4) все вышеперечисленное.
10. Средства самообложения граждан - это:
1) разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения;
2) постоянные платежи граждан, осуществляемые для решения вопросов местного значения;
3) закрепленные в строго фиксированной доле отчисления от местных налогов;
4) местные налоги и сборы.
11. Порядок осуществления муниципальных заимствований устанавливает:
1) представительный орган муниципального образования;
2) местная администрация как исполнительно-распорядительный орган;
3) глава муниципального образования как главный распорядитель финансовых средств;
4) контрольный орган муниципального образования.
Глава 10. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
10.1. Муниципальная собственность как экономическая основа
местного самоуправления: понятие и состав
Под экономическими основами местного самоуправления понимают совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципального образования. Значение экономических основ велико, т.к. именно они обеспечивают самостоятельность органов местного самоуправления, служат удовлетворению потребностей населения муниципального образования и созданию условий для его жизнедеятельности, способствуют комплексному социально-экономическому развитию муниципального образования, а также оказывают влияние на экономическое положение в стране в целом.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 49) экономическую основу местного самоуправления составляют:
1) находящееся в муниципальной собственности имущество;
2) средства местных бюджетов;
3) имущественные права муниципальных образований.
Гражданский кодекс РФ (ст. 215) определяет муниципальную собственность как имущество, принадлежащее на праве ведения городским, сельским поселениям и иным муниципальным образованиям. Муниципальная собственность - это та экономическая база, на которой основывается деятельность местного сообщества.
Муниципальная собственность - это отношения между экономическими субъектами муниципального образования по совместному владению, пользованию и распоряжению объектами для обеспечения условий комплексного социально-экономического развития муниципального образования и удовлетворению потребностей жителей местного сообщества.
К особенностям муниципальной собственности относятся следующие черты и свойства:
а) обладает общественным характером (т.е. является самостоятельной формой, связанной с государственной собственностью только внешними экономическими связями);
б) служит основой независимости и самостоятельности органов местного самоуправления, основой проводимой муниципальной политики;
в) основной субъект - население муниципального образования;
г) является основным инструментом социальной защиты и поддержки населения муниципального образования, поскольку включает в себя преимущественно социальные объекты, многие из которых остаются за пределами рыночного сектора экономики;
д) возможна малоприбыльная, бесприбыльная работа муниципальных предприятий и организаций;
е) использование муниципальной собственности основывается на принципах самоуправления, демократизма и оптимального сочетания экономических интересов <1>.
--------------------------------
<1> Местное самоуправление: отечественный и зарубежный опыт / Под ред. С.Ю. Наумова. Саратов: Изд-во ПАГС, 2001. С. 52.
Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 50) в собственности муниципальных образований могут находиться:
1) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (например, имущество, предназначенное для электро-, газо- и водоснабжения населения; автомобильные дороги общего пользования; жилищный фонд; пассажирский транспорт; земельные участки; обособленные водные объекты на территории муниципального образования и т.п.);
2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений;
4) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения;
5) имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами.