МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

7.1. Заседание как основная форма деятельности

представительного органа муниципального образования

 

Под организацией деятельности представительного органа муниципального образования понимается весь процесс осуществления организационных действий, который включает в себя такие формы депутатской деятельности, как:

1) подготовка и проведение заседания;

2) работа в постоянных комиссиях представительного органа;

3) депутатский запрос;

4) депутатское расследование;

5) депутатские слушания;

6) работа в избирательном округе;

7) внесение предложений в соответствующие органы государственной власти и общественные объединения и т.п.

Данные формы деятельности представительного органа муниципального образования, а также порядок деятельности, основные правила и процедуры работы представительного органа и его структурных подразделений получают свою конкретизацию в законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований, положениях, регламентах представительных органов и иных муниципальных правовых актах.

Основной формой деятельности представительного органа местного самоуправления является заседание. Заседание представительного органа местного самоуправления - это собрание депутатов представительного органа местного самоуправления по решению вопросов, входящих в его компетенцию. Заседание обладает высшей нормотворческой силой.

Заседание является основной формой деятельности представительного органа муниципального образования, т.к. его итогом становиться принятие муниципального правового акта. Заседание является организационно-правовой формой, т.к. урегулировано в законодательстве и имеет свое материальное и процессуальное содержание. Материальное содержание заключается в протоколе заседания. Процессуальная часть отражается в рассмотрении повестки дня депутатами представительного органа муниципального образования.

Характерными чертами заседания представительного органа муниципального образования являются:

а) регулярность или периодичность (заседание созывается через относительно одинаковые промежутки времени);

б) плановость (сроки созыва заседаний и вопросы, предлагаемые для обсуждения, предусматриваются в перспективных планах работы);

в) преемственность (тесная связь вопросов, рассматриваемых на различных заседаниях: предшествующих и последующих) <1>.

--------------------------------

<1> Подсумкова А.А., Ракевич И.В. Муниципальный менеджмент. Саратов: Изд-во ПАГС, 2000. С. 14.

 

Заседание признается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 от числа депутатов, установленного для данного представительного органа. Согласно регламенту Саратовской городской Думы ее заседания проводятся не менее 6 раз в год. Информацию о времени и месте проведения заседания, а также о вопросах повестки дня председатель представительного органа должен сообщать депутатам и доводить до сведения населения заблаговременно, как правило, не позднее чем за 7 дней до заседания.

Различают следующие виды заседаний представительного органа: очередные и внеочередные, открытые и закрытые, выездные и стационарные, торжественные и т.п. Наиболее часто проводят открытые заседания. В их работе могут принимать участие все желающие жители, как правило, это председатели территориального общественного самоуправления, представители общественных объединений и СМИ. Открытость деятельности представительного органа муниципального образования также выражается в возможности ознакомления жителей с принятыми решениями.

Особенностью первого заседания представительного органа муниципального образования является его организационный статус. Именно на первом заседании признаются полномочия депутатов, избирается мандатная комиссии, вручаются депутатские удостоверения, избирается председатель и секретарь представительного органа, формируется счетная комиссия и регламентная группа. Кроме того, на первом заседании формируется структура представительного органа - определяется число постоянных комиссий, основные направления их деятельности, избираются председатели постоянных комиссий.

Подготовка заседания представительного органа предполагает следующие стадии:

1) предварительное определение вопросов, подлежащих рассмотрению на заседании, т.е. формирование повестки заседания;

2) изучение фактического состояния дел по рассматриваемым вопросам;

3) выявление мнения депутатов и всех заинтересованных лиц по существу подготавливаемых вопросов;

4) подготовка материалов к заседанию: докладов, содокладов, проекта решения, осуществление тиражирования и рассылки документов.

Проведение заседания представительного органа также осуществляется согласно определенному регламенту. В протоколе решения представительного органа муниципального образования указываются:

1) дата, время и место проведения заседания;

2) число депутатов:

а) число депутатов, установленное для данного представительного органа;

б) число депутатов, избранных в данный представительный орган;

в) число депутатов, присутствующих на заседании представительного органа;

3) вопросы повестки дня и фамилии докладчиков (фамилии депутатов сопровождаются указанием их избирательных округов).

К проекту решения представительного органа муниципального образования, как правило, прикладываются следующие документы:

1) пояснительная записка, содержащая обоснование необходимости принятия данного решения, прогнозы социально-экономических последствий его принятия и т.п.;

2) перечень правовых актов, принятие, изменение, дополнение или отмена которых потребуются в результате принятия данного решения;

3) заключение управления правового обеспечения;

4) заключения профильных и других структурных подразделений администрации;

5) справка, содержащая исторические данные, статистические материалы и т.п.;

6) финансово-экономическое обоснование и заключение комитета по финансам.

Организацию деятельности представительного органа осуществляет председатель представительного органа муниципального образования. В частности, к его обязанностям по проведению заседания представительного органа относится:

а) соблюдение регламента и повестки дня заседания;

б) обеспечение прав депутатов в ходе проведения заседания;

в) поддержание порядка в зале заседания;

г) постановка вопросов на голосование;

д) объявление итогов голосования;

е) проявление уважительного отношения к депутатам, воздержание от замечаний, оценок и комментариев по выступлениям депутатов.

Кроме того, председатель в ходе проведения заседания имеет право: лишать выступающего слова, если он нарушает регламент, обращаться к депутатам за справками, приостанавливать незапланированные дебаты, призывать депутата к порядку и т.п.

Помимо участия в заседаниях представительного органа местного самоуправления, к формам депутатской деятельности относятся также депутатский запрос, депутатское расследование, депутатские слушания и т.п.

Депутатский запрос - требование депутата или группы депутатов представительного органа местного самоуправления, адресуемое подконтрольным органам и должностным лицам, дать ответ по фактам и обстоятельствам негативного характера. Депутатский запрос выносится на заседание представительного органа местного самоуправления. Основаниями для депутатского запроса могут являться факты принятия незаконных решений подконтрольными представительному органу местного самоуправления органами и должностными лицами, факты дезинформации депутата, сокрытие от депутата сведений, неисполнение решений представительного органа и т.п.

Депутатскому запросу предшествуют определенные действия депутата, т.е. к этапам формирования депутатского запроса относятся следующие процедуры:

1) анализ и оценка ситуации, проблемы;

2) привлечение внимания компетентных органов;

3) личные действия депутата;

4) подготовка необходимого общественного мнения;

5) внесение запроса.

Процедура внесения запроса жестко не регламентируется. В настоящее время депутатский запрос может быть внесен как в соответствии с повесткой заседания, так и вне ее; как в начале заседания, так и в его конце; как с трибуны, так и из зала. Вместе с тем достаточно четко определены элементы депутатского запроса:

а) адрес конкретного органа или должностного лица, которому адресуется депутатский запрос;

б) заявление о факте негативного характера;

в) указание на общественную значимость события;

г) вскрытие причин негативного факта;

д) прямое указание на ответственных за произошедшее лиц;

е) информирование о личных действиях депутата, предшествующих запросу, и их результатах;

ж) конструктивное предложение;

з) требование устранить негативный факт;

и) меры воздействия.

Депутатское расследование - форма деятельности депутата представительного органа с целью сбора и анализа информации по факту негативного характера. Депутатское расследование осуществляется только по вопросам, находящимся в пределах компетенции депутата.

Органы местного самоуправления, должностные лица, руководители предприятий, учреждений и организаций должны оказывать необходимое содействие в проведении депутатского расследования. Они обязаны по требованию депутата беспрепятственно предоставлять необходимые сведения и документы. Никто не вправе уклоняться от дачи объяснений депутату, ведущему депутатское расследование.

Вместе с тем в процессе депутатского расследования не допускается вмешательство депутата в процессуальную деятельность органов внутренних дел, дознания, предварительного следствия и суда по находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, уголовным и гражданским делам. Результатом депутатского расследования является мотивированное заключение, решение по которому принимается на заседании представительного органа <1>.

--------------------------------

<1> Подсумкова А.А. Муниципальное управление: Словарь-справочник. Саратов: Изд-во ПАГС, 2008. С. 10.

 

Депутатские слушания - собрания депутатов представительного органа местного самоуправления с участием представителей средств массовой информации и общественности по наиболее спорным, сложным вопросам местного значения, которые обычно заканчиваются принятием соответствующей резолюции. Порядок проведения депутатских слушаний регулируется регламентом представительного органа местного самоуправления.

Под формами депутатской деятельности, как правило, понимают виды деятельности депутата представительного органа местного самоуправления. В настоящее время основными формами деятельности депутата являются:

1) участие в заседаниях представительного органа;

2) участие в работе постоянных, временных, а также согласительных комиссий, создаваемых представительным органом;

3) участие в слушаниях, семинарах, совещаниях, организуемых представительным органом;

4) участие в выполнении поручений представительного органа;

5) обращение с депутатским запросом;

6) депутатское расследование;

7) участие в работе депутатских групп.

8) работа с избирателями;

Соответственно, формы деятельности депутата в избирательном округе - формы взаимоотношений депутата представительного органа местного самоуправления с избирателями. Основными формами работы с избирателями являются: а) обеспечение прав, свобод и законных интересов избирателей; б) рассмотрение поступивших от избирателей предложений, заявлений и жалоб; в) прием граждан; г) изучение общественного мнения; д) внесение предложений в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения.

Основными правилами организации деятельности представительного органа муниципального образования, повышающими его эффективность, являются:

1) четкое определение задач, функций и полномочий всех структурных подразделений представительного органа;

2) распределение задач и обязанностей каждого депутата и работника аппарата представительного органа;

3) постоянное осуществление контроля за деятельностью всех структурных подразделений;

4) установление персональной ответственности.

 

7.2. Совещание в местной администрации:

понятие, виды, общая характеристика

 

Совещание - это форма внутриорганизационных действий в местной администрации в целях выработки согласованных решений, координации деятельности муниципальных структур. Служебные совещания можно классифицировать по различным основаниям:

1) по режиму проведения: периодические и внеплановые,

2) по месту проведения: выездные и стационарные,

3) по уровню проведения: на уровне департамента, комитета, управления и на уровне отдела;

4) по целям организации и проведения: проблемные, инструктивные, оперативные, постановочные, итоговые совещания.

Периодическое совещание планируется и проводится через определенные промежутки времени. В отличие от него внеплановое совещание созывается по вопросам, не терпящим отлагательства. Время проведения внепланового совещания утверждается распоряжением главы местной администрации. Кроме того, возможна организация выездного совещания, т.е. с выездом на объект. Выездное совещание, как правило, проводится по вопросам строительства, предпринимательства, сельского хозяйства и т.п.

Проблемное совещание - форма внутриорганизационных действий с целью поиска управленческого решения возникшей проблемы. Достижение данной цели обеспечивается выполнением следующих задач: анализ информации о возникшей проблеме; выработка оптимального решения; разработка мероприятий по реализации решения; определение непосредственных исполнителей решения; определение необходимых трудовых и материальных ресурсов; установление обоснованных сроков, системы контроля и отчетности за выполнением заданий.

Инструктивное совещание - форма внутриорганизационных действий, целью которой является передача руководителем подчиненным работникам распоряжений, указаний и необходимой для их выполнения информации. Основными задачами инструктивного совещания являются: доведение до сведения участников общей задачи выполнения распоряжения; конкретизация общей задачи для каждого присутствующего с четкими указаниями его роли и места; определение сроков исполнения поставленной задачи; установление системы контроля за решением поставленной задачи.

Оперативное совещание - форма внутриорганизационных действий с целью регулирования хода выполнения распорядительных документов (постановлений, решений, распоряжений) или конкретной деятельности на одном из порученных руководителю участков работы. Достижение данной цели обеспечивается выполнением следующих задач: информирование участниками совещания руководителя о состоянии дел на их участках работы; определение причин, тормозящих работу; принятие решений по устранению помех, мешающих выполнению работы.

Постановочное совещание - форма внутриорганизационных действий, целью которой является постановка задач руководителем перед участниками совещания в общем виде. Для достижения данной цели выполняются следующие задачи: информирование участников совещания; обмен мнениями; принятие оптимального управленческого решения; определение сроков исполнения и системы контроля за выполнением задания.

Итоговое совещание - форма внутриорганизационных действий с целью подведения итогов работы отдела или органа в целом за определенный период времени. Его основными задачами являются: информирование участников совещания о результатах деятельности; обмен мнениями; оценка работы; постановка новых задач на будущее.

Для каждого совещания необходимо определить такие вопросы, как:

1) тема совещания;

2) цель и задачи совещания;

3) состав и количество участников;

4) место и время проведения совещания;

5) форма итоговых документов (решение или рекомендация).

Подготовку и проведение служебного совещания осуществляет организационный отдел аппарата местной администрации. К его функциям относится решение следующих вопросов:

а) уточнение темы, цели, задач, контингента, места и времени проведения совещания;

б) определение докладчиков, содокладчиков и желательного состава выступающих;

в) подготовка проекта решения, организация его размножения;

г) бронирование мест в гостиницах для иногородних участников;

д) организация культурного обслуживания и питания участников совещания;

е) рассылка приглашений;

ж) дежурство во время проведения совещания для поддержания порядка.

На подготовку и проведение служебного совещания руководителем затрачивается до 12% рабочего времени <1>. В целях повышения эффективности служебного совещания рекомендуется осуществлять следующие меры:

--------------------------------

<1> Атаев А.А. Научная организация управленческого труда. М.: Экономика, 1980.

 

1) время проведения совещания должно планироваться в строгом соответствии с утвержденным распорядком работы местной администрации;

2) по каждому виду или тематике совещаний должен быть определен контингент участников (в идеальном варианте на совещании должны присутствовать лица, либо обладающие знанием проблемы, либо заинтересованные в ее решении);

3) на совещание должны выноситься только вопросы, решение которых связано с определенными трудностями;

4) четкая разработка повестки совещания (фиксирование обсуждаемых вопросов; определение последовательности выступлений; учет таких аспектов, как кто может высказаться, как заставить высказаться, как сдержать многословие и т.п.; краткие резюме по каждому рассмотренному вопросу);

5) по каждому вопросу совещания предварительно должен быть составлен регламент его обсуждения и решения;

6) участники совещания должны быть заранее ознакомлены с содержанием повестки дня, а по важным вопросом - и с проектом решения;

7) проводить совещания в любой день недели за исключением понедельника и пятницы (т.к. в эти дни необходимо присутствие руководителей структурных подразделений местной администрации на своих рабочих местах);

8) соблюдать оптимальное время продолжительности совещания (1 - 1,5 часа), т.к. при длительном времени совещания его эффективность значительно снижается из-за усталости участников;

9) во время подведения итогов совещания необходимо учитывать следующие аспекты: с одной стороны, нельзя слишком затягивать обсуждение, с другой стороны, не следует завершать совещание, если не достигнуто хотя бы частичное соглашение всех присутствующих.

В завершении совещания перечисляются вопросы, по которым были приняты решения, и вопросы, по которым решение принято не было. При подведении итогов также определяется, была ли достигнута цель совещания, если нет, то почему.

Коллегия - это и форма деятельности местной администрации, и орган с совещательными полномочиями, созданный при главе администрации для обсуждения наиболее важных вопросов комплексного социально-экономического развития территории муниципального образования. Задачами коллегии являются:

1) определение приоритетных направлений социально-экономического развития муниципального образования;

2) обеспечение эффективного взаимодействия органов управления и структурных подразделений местной администрации;

3) контроль за ходом и результативностью исполнения муниципальных правовых актов.

На коллегии рассматриваются проекты правовых актов главы местной администрации по актуальным социально-экономическим вопросам; анализируется работа заместителей главы администрации; заслушиваются отчеты руководителей отделов, департаментов, комитетов и управлений местной администрации и иные вопросы, требующие коллегиального обсуждения.

В работе коллегии принимают участие руководители муниципальных органов власти, а также предприятий, учреждений, организаций, представителей общественных организаций, СМИ, органов территориального общественного самоуправления. Решения коллегии носят рекомендательный характер.

 

7.3. Планирование, координация, контроль как основные

методы деятельности органов муниципального управления

 

Деятельность органов местного самоуправления и их структурных подразделений осуществляется на основе определенных методов управления, имеющих универсальное значение и применяемых для достижения поставленных целей. Под методами в данном случае понимают способы, средства и приемы практического осуществления управленческой деятельности; воздействия одного субъекта правоотношений на другого; инструменты для принятия управленческих решений. Соответственно, методы муниципального управления - это конкретные способы, средства и приемы воздействия органов местного самоуправления на объекты управления для достижения поставленных целей. При классификации выделяют следующие группы методов муниципального управления:

1) правовые, административные, экономические методы;

2) методы властной, материальной и моральной мотивации;

3) диспозитивный и императивный методы;

4) прогнозирование, планирование, организация, координация, регулирование, распорядительство, согласование, контроль, учет и т.п.

Правовые методы муниципального управления представляют собой систему правовых актов, регулирующих деятельность субъектов управления и хозяйствования, устанавливающих статус всех звеньев системы муниципального управления.

Административные (организационно-распорядительные) методы - это система распределения прав, задач, функций и обязанностей, а также установления ответственности и форм взаимодействия органов и должностных лиц местного самоуправления, позволяющая быстро и компетентно реагировать на проблемные ситуации.

Экономические методы составляют систему воздействия посредством экономических рычагов (стимулов) на социальные и экономические процессы в целях обеспечения эффективной муниципальной политики.

Методы муниципального управления на основе властной мотивации включают в себя административные и иные организационно-правовые методы. Административные методы управления осуществляются в виде прямого административного воздействия на объекты управления в форме актов управления: постановления, распоряжения, приказы, указания. Организационно-правовые методы управления разделяются на организационное регламентирование, организационное нормирование, организационно-методическое инструктирование, договоры.

Методы муниципального управления на основе материальной мотивации включают в себя экономические методы, которые базируются на материальных интересах людей. К ним относятся экономическое стимулирование, экономическая ответственность, экономическое прогнозирование.

Методы муниципального управления на основе моральной мотивации ориентированы на моральные интересы людей, связанные с самоутверждением и самовыражением человека в трудовом коллективе, в обществе. К ним относятся: убеждение, социальное нормирование, социальное регулирование, моральное стимулирование, методы психологического побуждения и т.п.

Метод диспозитивный - метод правового регулирования муниципальных отношений, предполагающий равноправное положение субъектов и предоставляющий им право на самостоятельный выбор своего поведения. Метод императивный - метод правового регулирования муниципальных отношений, предполагающий положение субъектов, построенное на субординации и прямом подчинении.

Наиболее универсальными методами организации деятельности муниципального управления являются прогнозирование, планирование, организация, координация, регулирование, распорядительство, согласование, контроль и учет.

Прогнозирование - профессиональное и научное предвидение развития каких-либо событий или процессов на основе учета и анализа соответствующих статистических данных и достижений науки <1>.

--------------------------------

<1> Муниципальное право / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: Изд-во "Эксмо", 2005. С. 633.

 

Планирование - определение направлений, целей, задач, пропорций, этапов, темпов и конкретных количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов, а также достижения определенных результатов.

Роль индивидуальных планов в работе руководителей органов муниципального управления очень велика. Индивидуальные планы являются одним из методов научной организации труда работников органов муниципального управления, т.к. они: 1) содействуют эффективному использованию рабочего времени, 2) определяют главные и второстепенные направления деятельности, 3) обеспечивают упорядоченность и ритмичность работы. Индивидуальные планы составляются на очередной день, на неделю (недельный план), на месяц (месячный), на квартал (квартальный), на год (годовой), на 4 года (перспективный, стратегический).

В разделах индивидуальных планов указывается: что необходимо сделать, где необходимо быть (дата, час), кого вызвать (дата, час), кому позвонить, что проверить, кого принять (дата, час). Примерными основными элементами недельного индивидуального плана главы местной администрации являются следующие разделы:

1) ознакомление с почтой;

2) работа с заместителями;

3) прием руководителей структурных подразделений администрации;

4) прием организаций и граждан;

5) работа с подчиненными органами;

6) работа с помощниками;

7) посещение объектов и организаций;

8) служебные совещания;

9) участие в работе заседания представительного органа муниципального образования;

10) подготовка коллегии и ее проведение;

11) встречи с представителями общественности и СМИ.

Организация - это создание наиболее благоприятных условий для функционирования органов муниципального управления, включающих в себя определение форм, разграничение компетенции и т.п. Организация как метод управления имеет своей целью сформировать управляемую и управляющую системы. Например, организовать работу муниципальных служащих означает определить их функции, права и обязанности, а также структуру отделов и штаты, наделить материальными и денежными средствами, подобрать и расставить кадры, своевременно направить их на переподготовку и повышение квалификации.

Регулирование - метод муниципального управления, который призван установить режим, рамки и порядок какой-либо деятельности, поведения управляемых объектов, а также осуществить их корректировку с учетом требований изменений внешней и внутренней среды.

Оперативное распорядительство означает издание ненормативных распоряжений, влияющих на оперативную деятельность управляемых объектов.

Согласование - это координация, объединение действий различных субъектов муниципального управления в целях достижения общих задач.

Контроль - метод, устанавливающий соответствие или несоответствие фактического состояния управляемого объекта заданным параметрам. Контроль в сфере муниципального управления также заключается в проверке фактического исполнения законов и муниципальных правовых актов, анализе путей и средств их выполнения <1>.

--------------------------------

<1> Подсумкова А.А. Муниципальное управление: Словарь-справочник. Саратов: Изд-во ПАГС, 2008. С. 17.

 

Учет - выработка и фиксация выраженных в количественной форме данных о результатах выполнения управленческих решений, о наличии и движении документов, о наличии и расходе ресурсов (материальных, финансовых и т.п.).

Таким образом, муниципальное управление представляет собой единый процесс планирования, регулирования, организации, координации и контроля для достижения поставленных целей.

 

7.4. Связь с общественностью

 

Связь с общественностью в местной администрации осуществляет пресс-служба (или пресс-секретарь). Правовой основой деятельности пресс-службы являются следующие нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации, Федеральные законы "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", Закон "О средствах массовой информации", указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.

2. Нормативно-правовые акты субъекта Российской Федерации.

3. Устав муниципального образования, решения представительного органа муниципального образования города, постановления и распоряжения главы муниципального образования и главы местной администрации, Положение о пресс-службе.

Пресс-служба - структурное подразделение аппарата местной администрации, в основные функции которого входят:

1) обеспечение взаимосвязей главы администрации с общественностью и средствами массовой информации;

2) обзор и анализ периодической печати;

3) сбор и распространение информации о ходе политических и социально-экономических преобразований в муниципальном образовании;

4) информирование главы местной администрации о существующей и возможной реакции на проводимую им политику;

5) представление представителям средств массовой информации наиболее полной информации о деятельности органов местного самоуправления;

6) формирование через средства массовой информации положительного имиджа главы местной администрации и администрации в целом;

7) информирование жителей муниципального образования о деятельности местной администрации и ее структурных подразделений, представительного органа муниципального образования, разъяснения экономической и социальной политики, проводимой органами местного самоуправления.

Соответственно, к основным задачам пресс-службы относится решение следующих вопросов:

а) формирование единой информационной политики местной администрации и представительного органа муниципального образования, стратегии и тактики информирования населения;

б) разъяснение экономической и социальной политики органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта РФ и Российской Федерации;

в) распространение по поручению главы муниципального образования, главы администрации в средствах массовой информации заявлений, сообщений и других официальных информационных материалов;

г) оказание помощи главе муниципального образования, главе местной администрации, руководителям ее структурных подразделений при подготовке их к выступлениям в средствах массовой информации;

д) формирование через средства массовой информации, официальный WEB-сайт местной администрации и представительного органа муниципального образования объективного общественного мнения об органах местного самоуправления;

е) обеспечение средствам массовой информации условий для свободного получения необходимой информации о деятельности органов местного самоуправления, создание условий для встреч журналистов с официальными представителями и должностными лицами местного самоуправления;

ж) обеспечение информационного сопровождения мероприятий, проводимых органами местного самоуправления;

з) обновление на официальном WEB-сайте местной администрации и представительного органа муниципального образования информации о деятельности органов местного самоуправления;

и) разработка и реализация мероприятий по правовой и организационной поддержке средств массовой информации;

к) развитие деловых и творческих связей со средствами массовой информации, информационными службами как внутри, так и за пределами муниципального образования.

Пресс-служба создается, реорганизуется и ликвидируется распоряжением главы местной администрации, в своей деятельности подчиняется первому заместителю главы местной администрации. Местная администрация и представительный орган муниципального образования обеспечивает пресс-службу всеми необходимыми инструктивными и обзорными материалами. Пресс-служба финансируется за счет средств местного бюджета. Она не обладает правами юридического лица, а для осуществления своей деятельности имеет бланк со своим наименованием.

Основными формами деятельности пресс-службы являются организация и проведение информационных мероприятий: пресс-конференций, брифингов, круглых столов по актуальным вопросам текущей деятельности местной администрации, встреч руководителей администрации и ее структурных подразделений с журналистами и коллективами редакций. Оказание содействия в проведении подобных мероприятий официальным лицам и делегациям, выезжающим с деловыми визитами за пределы муниципального образования.

 

7.5. Организация приема граждан органами муниципального

управления. Прием иностранных делегаций

 

Устное обращение - это обращение гражданина, изложенное на приеме в местной администрации или поступившее на "горячий" телефон общественной приемной. Организацию и координацию личного приема граждан в органах местного самоуправления осуществляет отдел аппарата местной администрации, который может называться отдел организационной работы и обращений граждан, общественная приемная и т.п.

Проведение личного приема граждан руководителями органов местного самоуправления регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:

1) законодательство Российской Федерации: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон от 2 мая 2006 г. "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";

2) законы субъектов РФ (например, закон Саратовской области от 9 октября 2006 г. "О дополнительных гарантиях прав граждан на обращение в органы государственной власти Саратовской области и органы местного самоуправления");

3) муниципальные правовые акты: устав муниципального образования, решения представительного органа муниципального образования города, постановления и распоряжения главы муниципального образования и главы местной администрации, положение об общественной приемной и т.п.

Личный прием является дополнительной гарантией реализации права граждан на обращения. Прием граждан в органах местного самоуправления осуществляют:

а) глава муниципального образования;

б) глава местной администрации

в) заместители главы местной администрации;

г) начальники департаментов местной администрации;

д) начальники управлений местной администрации;

е) председатели комитетов местной администрации;

ж) главы администраций районов города, их первые заместители;

з) начальник и специалисты общественной приемной.

Если должностное лицо по уважительным причинам (командировка, временная нетрудоспособность, отпуск) не может принять гражданина, прием переносится на ближайший день приема с обязательным уведомлением гражданина или прием осуществляет его заместитель.

К работе по организации личного приема граждан также привлекаются специалисты отделов аппарата местной администрации, помощники и секретари приемных, специалисты структурных подразделений местной администрации. Личный прием граждан проводится как в помещениях общественной приемной и кабинетах руководителей местной администрации, так и на выезде - в помещениях территориальных администраций.

Личный прием граждан проводится руководителями и иными должностными лицами органов муниципального управления по заранее утвержденному графику, заблаговременно доведенному до сведения населения. В графике приема жителей указываются фамилия, имя, отчество должностного лица, руководителя структурного подразделения местной администрации; должность; день, час и место приема. График приема граждан ежеквартально готовится общественной приемной и утверждается распоряжением главы местной администрации об утверждении плана работы администрации на квартал. График и информация о личных приемах граждан размещаются на стендах в здании местной администрации. Значение графика приема граждан достаточно велико, т.к. он позволяет:

1) упорядочить прием населения муниципального образования;

2) обеспечить возможность жителям муниципального образования обращаться непосредственно к должностным лицам местного самоуправления по личным вопросам;

3) защитить права и законные интересы жителей муниципального образования на личный прием;

4) повысить ответственность руководителей структурных подразделений местной администрации за своевременное и эффективное рассмотрение обращений и подготовку ответов гражданам;

5) усилить контроль за проведение личных приемов руководителями структурных подразделений местной администрации.

При организации проведения личного приема граждан устанавливается очередность приема граждан. Запись на прием к должностным лицам местной администрации осуществляется при соблюдении следующих условий:

а) вопрос относится к компетенции данного должностного лица;

б) заявителем получен отрицательный ответ на обращение в соответствующем структурном подразделении местной администрации;

в) представлены необходимые материалы и документы, обосновывающие или поясняющие суть вопроса, в том числе ответ соответствующего структурного подразделения местной администрации.

Преимущество внеочередного приема предоставляется гражданам в соответствии с действующим законодательством. Предварительная запись на личный прием граждан к главе местной администрации, его заместителям и руководителям структурных подразделений мэрии осуществляется в общественной приемной в рабочие дни и заканчивается за один рабочий день до приема.

Начальники отделов, управлений, департаментов, комитетов местной администрации, как правило, проводят прием граждан по личным вопросам еженедельно, в специально отведенные часы. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность. Во время личного приема гражданину обеспечивается право сделать устное заявление или оставить письменное обращение по существу поставленных им вопросов. При необходимости для рассмотрения поставленных заявителем вопросов на личный прием может быть приглашен специалист соответствующего структурного подразделения местной администрации.

Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина, в остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Карточка приема со всеми сопутствующими документами не позднее чем за 3 дня до дня приема направляется соответствующему должностному лицу. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов. В случае если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию местной администрации или должностного лица местного самоуправления, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

На выездном приеме граждан руководителями местной администрации рассматриваются как личные, так и коллективные обращения граждан. Дата, место и время выездного приема граждан доводятся до сведения населения, публикуются в средствах массовой информации.

Итогом приема граждан является резолюция должностного лица в карточке личного приема:

1) "Снято с контроля", если: а) вопрос решен положительно; б) дан обоснованный отказ; в) дано разъяснение на все поставленные заявителем вопросы;

2) "Вопрос направить на исполнение", в данном случае назначается исполнитель и указывается контрольный срок исполнения. Если в резолюции указано несколько исполнителей, то ответ готовит исполнитель, стоящий в резолюции первым и являющийся ответственным исполнителем по вопросу обращения гражданина.

Руководитель общественной приемной, как правило, осуществляет следующие функции по организации приема граждан:

а) ведет учет личных обращений граждан и принятых мер по результатам обращений;

б) обобщает обращения граждан с целью своевременного выявления и устранения причин нарушения прав и законных интересов граждан;

в) систематически контролирует состояние дел по поступлению повторных заявлений и жалоб, а также снятие с контроля личных обращений граждан;

г) организует работу по приему граждан в местной администрации согласно утвержденному графику;

д) контролирует выполнение поручений, данных руководителями по результатам личных обращений граждан;

е) анализирует и обобщает предложения, заявления, жалобы граждан и содержащиеся в них критические замечания;

ж) изучает конкретные ситуации по обращениям граждан, в том числе проводит экспертизы и выезд на место;

з) проводит проверки в отделах, управлениях, комитетах и департаментах местной администрации по организации и проведению личного приема граждан;

и) изучает общественное мнение по поводу работы приемной местной администрации;

к) доводит с помощью СМИ до сведения жителей муниципального образования информацию о порядке и графике приема граждан руководителями местной администрации;

л) периодически опубликовывает в СМИ аналитические материалы о количестве, характере и результатах рассмотрения обращений граждан;

м) проводит разъяснительную работу среди населения с помощью СМИ по наиболее типичным и повторяющимся обращениям граждан;

н) вносит предложения по совершенствованию работы с обращениями граждан;

о) представляет аналитическую информацию управляющему делами местной администрации.

Устные обращения граждан, поступившие на "горячий" телефон, регистрируются специалистами общественной приемной, ответственными за прием обращений граждан. "Горячий" телефон работает в общественной приемной ежедневно в установленные часы. В рабочие дни после указанного времени, в выходные и праздничные дни "горячий" телефон работает в режиме автоматического приема обращений граждан.

Обращения граждан, поступившие на "горячий" телефон, регистрируются в специальном журнале. Форма журнала утверждается начальником общественной приемной. Срок хранения журнала - один год.

На устные обращения граждан ответ, как правило, дается в устной форме, в том числе и по телефону. В случае невозможности незамедлительно дать ответ на обращения граждан, обращения оперативно доводятся до сведения соответствующих должностных лиц, руководителей структурных подразделений администрации, начальника общественной приемной и принимается решение о дальнейшей работе с обращениями (например, оценивается необходимость срочного выезда на место специалистов общественной приемной, структурных подразделений администрации или специалистов группы оперативного реагирования).

Организацию и проведение "прямых" линий по актуальным вопросам жизнедеятельности города осуществляют должностные лица местного самоуправления. "Прямые" линии проводятся согласно графику. В графике указывается: 1) наименование структурного подразделения администрации; 2) дата проведения "прямой" линии; 3) тема "прямой" линии; 4) ответственный исполнитель. График проведения "прямых" линий готовится общественной приемной совместно со структурными подразделениями местной администрации и утверждается главой администрации.

Для проведения "прямой" линии специалистами общественной приемной готовится зал общественной приемной. Работу многоканального телефона "прямой" линии обеспечивает департамент связи и информатизации администрации.

Структурное подразделение местной администрации, ответственное за проведение "прямой" линии, за десять дней до ее проведения представляет информацию о теме, участниках, дате и времени проведения "прямой" линии в управление по взаимодействию со средствами массовой информации - пресс-службу и общественную приемную. Пресс-служба, в свою очередь, доводит до сведения жителей муниципального образования информацию о проведении "прямой" линии.

Прием иностранных делегаций организуется в соответствии с общей процедурой приема граждан. Подготовку к приему иностранных делегаций осуществляет не только приемная, но и организационный отдел аппарата местной администрации, который решает следующие вопросы:

а) определяет состав и количество членов иностранной делегации;

б) уточняет цели и задачи приезда иностранной делегации;

в) определяет время приема иностранной делегации главой муниципального образования и другими должностными лицами местного самоуправления;

г) подготавливает и размножает материал по интересующим иностранных гостей вопросам;

д) определяет желательный состав выступающих перед иностранной делегацией;

е) нанимает переводчиков;

ж) бронирует места в гостиницах;

з) организует культурное обслуживание и питание членов иностранной делегации и т.п.

Сведения о результатах личного и выездного приема граждан и иностранных делегаций должностными лицами местной администрации направляются их помощниками или секретарями в отдел организационной работы не позднее 25 числа последнего месяца квартала. Отчет за год сопровождается подробной аналитической запиской, содержащей результаты сравнения с аналогичным периодом прошлого года: отмечаются произошедшие изменения (увеличение либо уменьшение количества обращений), появление новых тем и вопросов и т.п.

Только слаженная, эффективная работа всех структурных подразделений местной администрации позволяет организовать прием граждан и иностранных делегаций органами муниципального управления на должном уровне.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Приведите формы деятельности представительного органа муниципального образования.

2. Какие виды заседаний представительного органа муниципального образования наиболее часто встречаются на практике?

3. По каким основаниям можно классифицировать служебное совещание?

4. Как повысить эффективность служебного совещания?

5. Какие задачи формулируются на проблемно-оперативном совещании?

6. В чем отличие метода планирования от прогнозирования?

7. Зачем нужны индивидуальные планы в работе руководителей органов муниципального управления?

8. Каковы функции пресс-службы местной администрации?

9. Кто осуществляет прием граждан в органах местного самоуправления?

10. Какие резолюции выносятся по итогам приема граждан?

 

Тесты

 

Выберите правильный вариант.

1. Заседание представительного органа муниципального образования правомочно при участии не менее:

1) 1/3 от общего числа депутатов;

2) 2/3 от общего числа депутатов;

3) 1/2 от общего числа депутатов;

4) независимо от числа депутатов.

 

2. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся:

1) закрыто;

2) допуск имеют только представители СМИ;

3) допуск имеют только председатели ТОС;

4) открыто и гласно.

 

3. Внеочередные заседания представительного органа муниципального образования созываются:

1) по требованию депутатов;

2) по требованию председателя представительного органа и главы муниципального образования, выдвинутому совместно;

3) все вышеперечисленное;

4) в исключительных случаях по требованию избирателей.

 

4. Целью инструктивного совещания является:

1) поиск управленческого решения в результате свободного и всестороннего обсуждения;

2) передача руководителем распоряжений подчиненным ему работникам;

3) постановка задач руководителем перед участниками совещания в общем виде;

4) подведение итогов работы отдела за определенный период времени.

 

5. Основной задачей проблемного совещания является:

1) информирование участников совещания о возникшей проблеме;

2) выработка оптимального варианта решения проблемы;

3) определение четкого задания по решению проблемы каждому исполнителю;

4) определение и устранение помех, мешающих решению возникшей проблемы.

 

6. Планирование как метод муниципального управления предполагает:

1) профессиональное и научное предвидение развития каких-либо событий или процессов;

2) определение направлений, целей, задач, пропорций, этапов, темпов и конкретных количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов;

3) создание наиболее благоприятных условий для функционирования органов муниципального управления, включающих в себя определение форм и разграничение компетенции;

4) установление режима, рамок и порядка какой-либо деятельности, поведения управляемых объектов.

 

7. Какую функцию не осуществляет пресс-служба местной администрации?

1) обеспечение взаимосвязей главы администрации с общественностью и средствами массовой информации;

2) сбор и распространение информации о ходе политических и социально-экономических преобразований в муниципальном образовании;

3) информирование главы местной администрации о существующей и возможной реакции на проводимую им политику;

4) представление представителям СМИ информации о деятельности органов государственной власти.

 

8. Если должностное лицо по уважительным причинам (командировка, временная нетрудоспособность, отпуск) не может принять гражданина, то:

1) прием переносится на ближайший день приема с обязательным уведомлением гражданина;

2) прием осуществляет заместитель должностного лица;

3) все вышеперечисленное;

4) прием граждан отменяется.

 

Глава 8. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ