Заявление для СМИ

Лекция по исследовательским жанрам

 

предполагается широкий анализ фактов, которые представлены в материале, многоканальность источников, развернутый анализ, объективированный взгляд, особая стилистика, тяготеющая к научно-публицистическому стилю (хотя личностное начало присутствует явно).

анализ строится как логически-рациональный.

характерные признаки – релевантность, полнота, аналитичность, фактологичность, иногда экспрессивность.

 

заявление для СМИ – жанр Пр-текста, в котором объявляется или объясняется позиция организации, фирмы, должностного лица по какому-либо событию или реакция на событие. (Кривоносов)

м. носить наступательный. оборонительный хар-р или служить для предупреждения нежелательных последствий (Чумиков).

отличается от пресс-релиза тем, что это не новостная информация в наиболее оптимальном для организации виде изложенная для аудитории, но точка зрения, которая требует определенной реакции общественности. мы видим систему аргументации, «за» и «против», с опорой на определенные факты, анализ и исследование которых приводит к «публичному вызову адресату» или к апелляции к общественному мнению по волнующей базисный субъект проблеме или вопросу. возможные цели выступления с заявлением для СМИ по Тертычному: публичное порицание, предложение, требование, просьба.

опровержение считается крайней формой вз-я со СМИ. Кривоносов предлагает считать опровержение частным случаем заявления для СМИ, т.к. их цели идентичны. опровержение – все виды сообщений, переданные через СМИ и ставящие своей целью противодействие ложной или несоответствующей действительности информации о деятельности организации, фирмы, конкретного лица и т.д.

как жанр заявление схоже с открытым письмом. но открытое письмо – это определенный адресат (чаще политические деятели, первые лица гос-ва, территории) и определенный адресант (соц-но значимое лицо обычно) и точка зрения по общественной проблеме.

цель жанра заявления – постановка вопроса от лица базисного субъекта, объяснение позиции по актуальной для базисного субъекта проблеме. отсюда и активное включение в структуру текста экспрессивных средств.

заголовок чаще всего – заявление, сообщение для СМИ.

композиция – мотив обращения к проблеме, собственно заявление, второстепенный мотив (или положение дел, расширенная констатация факта), следствие. Обычно абзацирование соответствует композиционной представленности структуры текста.