ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Способы высвобождения персонала:
— прекращение найма;
— сокращение продолжительности рабочего дня и (или) рабочей недели, отмена, внутреннего совместительства и сверхурочных работ;
— прекращение выдачи заказов на сторону;
— направление на учебу с отрывом от основных занятий и предоставление неоплачиваемых отпусков;
— использование внутренних венчуров;
— стимулирование ухода по собственному желанию;
— аутплейсмент — совокупность методов, с помощью которых кадровые службы оказывают заинтересованным лицам из числа увольняемых помощь в трудоустройстве за счет фирмы.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Назовите причины, которые побуждают людей делать карьеру; дополните по возможности приведенный в главе список; попытайтесь определить свою.
2. Раскройте содержание каждого из этапов деловой карьеры. Попробуйте проанализировать с этой точки зрения карьеру своих знакомых.
3. Расскажите, какие существуют виды и каков порядок адаптации человека в организации. Попробуйте проанализировать процесс адаптации себя или какого-либо новичка своей группы.
4. Раскройте суть аттестации персонала. Попробуйте определить, какие существуют общие черты и каковы различия между аттестацией на рабочих местах и аттестацией учащихся.
5. Проведите в группе ролевую игру «набор персонала» в форме отборочного собеседования, участниками которой могут быть «сотрудники» кадровой службы и «претенденты» на соответствующие «должности» (2—3 на каждую).
Словарь основных терминов
А
Авторитарный стиль руководства — стиль руководства, основывающийся на. отдаче руководителем в приказной форме распоряжений, официальном характере отношений, дистанцировании от исполнителей, широком применении наказаний, сокрытии информации.
Адаптация — приспособление работника к содержанию и условиям труда, социальной среде. Различают:
профессиональную; психофизиологическую; социально-психологическую адаптацию.
Адхократическая организационная структура — совокупность подразделений, в которых заняты высококвалифицированные специалисты, выполняющие научную, консультативную или обучающую работу.
Аутплейсмент — совокупность методов, с помощью которых кадровые службы оказывают заинтересованным лицам из числа увольняемых помощь в трудоустройстве за счет фирмы,
Б
Балансовый метод планирования — способ составления планов, основанный на увязке имеющихся ресурсов и потребности в них. Балансы могут быть натуральными, стоимостными и временными.
В
Верование — устойчивое расположение, основанное не только на эмоциональных, но и рациональных оценках.
Власть — способность подчинять других людей своей воле, изменять их поведение в нужную для организации сторону.
Внешний контроль — контроль, осуществляемый руководителями и специальными работниками (контролерами).
Внешняя среда (окружение) организации — совокупность объектов и условий, с которыми организация взаимодействует непосредственно (деловое) или которые она должна учитывать (фоновое).
Внутренний контроль (самоконтроль) — контроль, осуществляемый самими сотрудниками с целью выявления слабых мест, резервов,
Внутренняя среда организации — совокупность взаимосвязанных ее элементов (разделение труда; технология деятельности; организационный порядок, взаимоотношения в коллективе).
Восприятие — активная полусознательная деятельность человека по приему и переработке значимой для него информации об окружающих его людях и событиях.
Г
Гибкая организационная структура — совокупность подразделений, которые могут легко видоизменяться и приспосабливаться к новым условиям работы в результате отсутствия жесткого закрепления обязанностей за работниками и подразделениями, незначительной регламентации их деятельности, хорошо развитых горизонтальных связей.
Горизонтальная карьера — овладение работником новыми специальностями и сферами деятельности.
Д
Делегирование полномочий — передача прав принятия решений по второстепенным вопросам лицам, не занимающим официальных управленческих должностей.
Деловая карьера — продвижение работника по ступенькам служебной лестницы или последовательная смена занятий как в рамках отдельной организации, так и на протяжении жизни. Мотивы карьеры: достижение независимости, профессионального совершенства, материального благополучия, благоприятных условий труда, власти, прочного положения, первенства и пр.
«Дельфийский» метод — способ выработки управленческого решения на основе предложений специалистов, выдвинутых ими независимо друг от друга.
Демократический стиль руководства — стиль руководства, основывающийся на формировании руководителем благоприятного морально-психологического климата, оказании подчиненным помощи, привлечении их к принятию решений, широком применении поощрений.
Децентрализация — сосредоточение большинства управленческих полномочий в низовых подразделениях.
Дивизиональная структура — совокупность самостоятельных подразделений (предприятий), входящих в организацию, пространственно отделенных друг от друга, имеющих собственную сферу деятельности, самостоятельно решающих текущие производственные и хозяйственные вопросы. Виды структур: территориальная, продуктовая, рыночная, инновационная.