Типология пр-текстов

1. делим все пр-тексты на 2 большие группы по степени подготовленности к публикации: собственно пр-тексты (первичные) и медиа-тексты (вторичные).

2. классификация первичных текстов по 3 признакам:

- СЛОЖНОСТЬ ТЕКСТА:

простые - существующий конкретный текст как определенная, отграниченная от других текстов данность, имеющая скрытое авторство

пресс-релиз 1

бэкграундер 1,2

факт-лист 1,2,3

биография1,2,3

лист вопросов-ответов1

байлайнер1,2,3

поздравление 3

заявление для СМИ

приглашение

имиджевая статья 3

имиджевое интервью 3

кейс-стори 3

1- составная часть пресс-кита

2- буклета или брошюры

3- ньюслеттера

 

сложные (комбинированные) – своеобразный макротекст, представляющий «набор» текстов, объединенный общей тематикой (новостным поводом), н-р, пресс-кит.

пресс-кит

проспект, брошюра, буклет

ньюслеттер

3. СЕГМЕНТИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ГРУППЫ

внешние и внутренние:

пресс-релиз - внутр

бэкграундер

факт-лист

биография - внутр

лист вопросов-ответов

байлайнер

поздравление - внутр

заявление для СМИ

приглашение - внутр

имиджевая статья

имиджевое интервью

кейс-стори

пресс-кит

годовой отчет (брошюра) - внутр

проспект, буклет - внутр

4. СПОСОБ ДОВЕДЕНИЯ ТЕКСТА ДО ОБЩЕСТВЕННОСТИ

тексты для СМИ и директ-тексты:

пресс-релиз

бэкграундер

факт-лист

биография - директ

лист вопросов-ответов

байлайнер

поздравление - директ

заявление для СМИ

приглашение - директ

имиджевая статья

имиджевое интервью

кейс-стори

пресс-кит

годовой отчет (брошюра) - директ

проспект, буклет - директ

 

Можно выделить отдельную группу – тексты, написанные журналистами или специалистами по пр.

В целом на жанры проще подразделять тексты по структурно-семантическим признакам на основании классификации Л.Е. Кройчик (публицистические тексты):

- оперативно-новостные: пресс-релиз, приглашение

- исследовательско-новостные: бэкграундер, лист вопросов-ответов, имиджевое интервью

- фактологические жанры: факт-лист, биография

- исследовательские: заявление для СМИ, имиджевая статья, кейс-стори

- образно-новостные: байлайнер, поздравление

 

начнем с фактологических жанров.в основе лежит информация, обслуживающая новостное событие, дающее дополнительную информационную поддержку. эти тексты первичные, располагающие актуальной информацией о базисном пр-субъекте.

 

ФАКТ-ЛИСТ (fact sheet) – короткий документ, отражающий профиль организации, представляющий факты-подробности о фирме, организации, ее первых лицах, участниках события.

В качестве самостоятельного факт-листа может выступать и биография ответственного (первого) лица. Типичный одностраничный факт-лист включает краткое описание компании и ее продуктивных линий, имена топ-менеджеров, местоположение, текущие цифры продаж, основную продукцию и краткую историю компании. Часто составная часть пресс-кита, брошюры и буклета. Озаглавлен обычно: справка, общая информация или конкретным заголовком на тему.

основное требование к факт-листу – возможность отбора справочной информации, признаки оперативности и фактологичности.

факт-листы представляют собой однотемную группу фактов – один лист (инфо о спонсорах, данные об учредителях, история фирмы)

 

БИОГРАФИЯ – жанр пр-текста, представляющий опорную фактическую информацию о должностном лице организации или социально значимой персоне.

как опорный фактический материал используется при кадровых изменениях, при инициативных действиях должностного лица организации, его смерти (некролог).

в целом данные о рождении, образовании, трудовом пути, наградах, семейном положении.

биографические списки д.б. на всех руководителей и значимых лиц, спонсоров, учредителей, партнеров и пр.

часть буклета всегда!

набор биографических сведений м.б. разным: об участниках мероприятия минимум неформальной инфо, часто связано только с карьерой.

часто входит в состав пресс-кита и политического пр. сопровождается имиджевым фото.

в политической рекламе 2 вида биографии: биографию-конспект (события в хронолог. порядке, упор на факты и даты) и биографию-рассказ (данные о человеке, имеющем опред. образование, семейное положение – и отсюда возможности в карьере. описательный характер, подчеркиваются ценные качества политика).

могут быть вкрапление др. жанров – интервью.

некоторые издания («Деловой Петербург») ведут спец. рубрики, посвящ. персоналиям. см. журнал биографии. хар-ная особенность – планы на будущее.

некролог – официальное уведомление организации, группы лиц о смерти своего сотрудника, в котом сообщение служит целям поддержания паблицитного капитала базхисного субъекта пр. в основе объекта текста – смерть, о чем извещает базисный субъект – организация, с которой связан умерший. соб-но некролог и расширенный некролог с элементами биографии. традиционно присутствует кондолеанс – фраза с выражением соболезнования близким и родным.