Типология пр-текстов
1. делим все пр-тексты на 2 большие группы по степени подготовленности к публикации: собственно пр-тексты (первичные) и медиа-тексты (вторичные).
2. классификация первичных текстов по 3 признакам:
- СЛОЖНОСТЬ ТЕКСТА:
простые - существующий конкретный текст как определенная, отграниченная от других текстов данность, имеющая скрытое авторство
пресс-релиз 1
бэкграундер 1,2
факт-лист 1,2,3
биография1,2,3
лист вопросов-ответов1
байлайнер1,2,3
поздравление 3
заявление для СМИ
приглашение
имиджевая статья 3
имиджевое интервью 3
кейс-стори 3
1- составная часть пресс-кита
2- буклета или брошюры
3- ньюслеттера
сложные (комбинированные) – своеобразный макротекст, представляющий «набор» текстов, объединенный общей тематикой (новостным поводом), н-р, пресс-кит.
пресс-кит
проспект, брошюра, буклет
ньюслеттер
3. СЕГМЕНТИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ГРУППЫ
внешние и внутренние:
пресс-релиз - внутр
бэкграундер
факт-лист
биография - внутр
лист вопросов-ответов
байлайнер
поздравление - внутр
заявление для СМИ
приглашение - внутр
имиджевая статья
имиджевое интервью
кейс-стори
пресс-кит
годовой отчет (брошюра) - внутр
проспект, буклет - внутр
4. СПОСОБ ДОВЕДЕНИЯ ТЕКСТА ДО ОБЩЕСТВЕННОСТИ
тексты для СМИ и директ-тексты:
пресс-релиз
бэкграундер
факт-лист
биография - директ
лист вопросов-ответов
байлайнер
поздравление - директ
заявление для СМИ
приглашение - директ
имиджевая статья
имиджевое интервью
кейс-стори
пресс-кит
годовой отчет (брошюра) - директ
проспект, буклет - директ
Можно выделить отдельную группу – тексты, написанные журналистами или специалистами по пр.
В целом на жанры проще подразделять тексты по структурно-семантическим признакам на основании классификации Л.Е. Кройчик (публицистические тексты):
- оперативно-новостные: пресс-релиз, приглашение
- исследовательско-новостные: бэкграундер, лист вопросов-ответов, имиджевое интервью
- фактологические жанры: факт-лист, биография
- исследовательские: заявление для СМИ, имиджевая статья, кейс-стори
- образно-новостные: байлайнер, поздравление
начнем с фактологических жанров.в основе лежит информация, обслуживающая новостное событие, дающее дополнительную информационную поддержку. эти тексты первичные, располагающие актуальной информацией о базисном пр-субъекте.
ФАКТ-ЛИСТ (fact sheet) – короткий документ, отражающий профиль организации, представляющий факты-подробности о фирме, организации, ее первых лицах, участниках события.
В качестве самостоятельного факт-листа может выступать и биография ответственного (первого) лица. Типичный одностраничный факт-лист включает краткое описание компании и ее продуктивных линий, имена топ-менеджеров, местоположение, текущие цифры продаж, основную продукцию и краткую историю компании. Часто составная часть пресс-кита, брошюры и буклета. Озаглавлен обычно: справка, общая информация или конкретным заголовком на тему.
основное требование к факт-листу – возможность отбора справочной информации, признаки оперативности и фактологичности.
факт-листы представляют собой однотемную группу фактов – один лист (инфо о спонсорах, данные об учредителях, история фирмы)
БИОГРАФИЯ – жанр пр-текста, представляющий опорную фактическую информацию о должностном лице организации или социально значимой персоне.
как опорный фактический материал используется при кадровых изменениях, при инициативных действиях должностного лица организации, его смерти (некролог).
в целом данные о рождении, образовании, трудовом пути, наградах, семейном положении.
биографические списки д.б. на всех руководителей и значимых лиц, спонсоров, учредителей, партнеров и пр.
часть буклета всегда!
набор биографических сведений м.б. разным: об участниках мероприятия минимум неформальной инфо, часто связано только с карьерой.
часто входит в состав пресс-кита и политического пр. сопровождается имиджевым фото.
в политической рекламе 2 вида биографии: биографию-конспект (события в хронолог. порядке, упор на факты и даты) и биографию-рассказ (данные о человеке, имеющем опред. образование, семейное положение – и отсюда возможности в карьере. описательный характер, подчеркиваются ценные качества политика).
могут быть вкрапление др. жанров – интервью.
некоторые издания («Деловой Петербург») ведут спец. рубрики, посвящ. персоналиям. см. журнал биографии. хар-ная особенность – планы на будущее.
некролог – официальное уведомление организации, группы лиц о смерти своего сотрудника, в котом сообщение служит целям поддержания паблицитного капитала базхисного субъекта пр. в основе объекта текста – смерть, о чем извещает базисный субъект – организация, с которой связан умерший. соб-но некролог и расширенный некролог с элементами биографии. традиционно присутствует кондолеанс – фраза с выражением соболезнования близким и родным.