ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Этапы карьеры:
1) Подготовительный (18—22 года).
2) Адаптационный (23—30 лет).
3) Стабилизационный (30—40 лет).
4) Консолидационный (40 — 50).
5) Зрелый (50—60 лет).
6) Завершающий (свыше 60 лет).
Карьерограмма — документ, который содержит обязательства администрации по горизонтальному и вертикальному перемещению работника и обязательства последнего создавать для этого все необходимое (повышать уровень образования, квалификации, профессионального мастерства).
ВСЕМ МИНИСТРАМИ НЕ БЫТЬ...
• Формы «горизонтальной карьеры»
• Развитие персонала
Для руководителей и специалистов, чей «потенциал повышения» исчерпан, но которые могут принести большую пользу организации, все более широкое распространение в западных фирмах получает горизонтальная карьера. Она связана с овладением новыми сферами деятельности, что позволяет постоянно поддерживать интерес к работе.
В качестве формы горизонтальной карьеры, прежде всего, необходимо упомянуть так называемую «карусель». Под ней понимается временный переход работника в другое подразделение, где ему приходится выполнять новые функции. За ним сохраняется прежний уровень заработной платы и возможность в случае неудачи вернуться на старое место. Такая практика позволяет человеку «встряхнуться», приобрести дополнительные знания и навыки, более широкий взгляд на вещи, укрепить уверенность в себе и впоследствии работать более эффективно.
В европейских и американских фирмах участие в «карусели» является добровольным. В Японии «карусель» обязательна для молодых сотрудников, ибо только пройдя ее и познав особенности работы в различных подразделениях, они могут рассчитывать на продвижение вверх.
Другой разновидностью горизонтальной карьеры является обогащение труда, существующее в множестве различных форм. Одной из них является участие специалиста в работе различных комитетов и специальных творческих групп, о которых уже рассказывалось выше. К обогащению труда можно отнести также чередование видов работы, выполняемых на одном месте; временное назначение на более высокую должность; предоставление возможности заниматься научной работой.
Перечисленные выше меры, а также обучение в рамках курсов, семинаров, стажировка (в их рамках профессиональная подготовка увязывается с теоретическим обучением) являются формами повышения квалификации работников. Они объединяются понятием развитие персонала, цель которого — обеспечение максимального использования всех возможностей человека на благо организации.