Холостой ход двигателя при неподвижном роторе.
При разомкнутой обмотке ротора в АД возникает режим х.х. подобный таковому для трансформатора. Схема:
где все величины аналогичны таковым для трансформатора.
При этом первичной является обмотка статора, а вторичной – обмотка ротора.
Т.к. обмотка ротора разомкнута, то она участвует в электромагнитном процессе ().
При этом действующие значения ЭДС:
; (1)
; (1)
,
где и
– обмоточные коэффициенты соответствующих обмоток, учитывающие уменьшение ЭДС вследствие пространственного расположения витков обмоток (
).
Учитывая, что ротор неподвижен, ВМП пересекает его также как и статор с частотой , а поэтому частота ЭДС в обмотке ротора будет равняться частоте ЭДС статора:
.
Отношение действующего значения ЭДС статора и действующего значения ЭДС неподвижного ротора называется коэффициентом трансформации ЭДС:
.
Как и для трансформатора уравнение электрического состояния обмотки статора имеет вид
,
где – комплексное сопротивление фазы обмотки статора.
Учитывая это, схема замещения и ВД двигателя на х.х. аналогичны таковым для трансформатора (нарисовать самостоятельно).
При этом необходимо отметить, что у АД ток х.х. имеет больше значение, чем у трансформатора той же мощности и может составлять:
,
где – номинальный ток обмотки статора.
Объясняется это тем, что основной магнитный поток дважды пересекает воздушный зазор, имеющий большое магнитное сопротивление. Поэтому для его создания требуется большая, чем в трансформаторе намагничивающая сила.
По закону Ома для магнитной цепи
,
где ,
,
– магнитное сопротивление соответственно статора, ротора, воздушного зазора;
– общее магнитное сопротивление на пути магнитного потока
;
– число фаз обмотки статора.
При х.х. АД потребляет из сети активную мощность:
где и
– магнитные потери в сердечниках статора и ротора;
– электрические потери на нагрев обмотки статора.
Реактивная мощность:
.
По своему характеру ток х.х. является практически реактивным (индуктивным), поэтому коэффициент мощности двигателя на х.х. невысок и равен .
Иначе говоря, реактивная мощность намного превышает активную мощность
на холостом ходу.
.