П.Я. Чаадаев.

Общественное движение во второй четверти XIX в.

Политика в области образования.

К середине XIX в. в России наряду с Московским университетом существовали Петербург­ский, Казанский, Харьковский, Дерптский и Киевский универ­ситеты. Высшее образование, равное университетскому, давали лицеи: Царскосельский, Демидовский (в Ярославле) и др.

В Петербурге были открыты Технологический, Горный, Лес­ной, Межевой институты и Институт корпуса инженеров путей сообщения. В Москве открылись ремесленное училище и Москов­ская земледельческая школа. В училища технического и сельскохо­зяйственного профиля принимали и детей разночинцев. Особое внимание уделялось подготовке военных кадров. Были открыты Академия Генерального штаба, Инженерная и Артиллерийская академии.

К началу правления Николая 1 в России было 49 гимназий, а к концу правления - 77.

Главное место в правительственной идеологии занимало поня­тие «официальной народности», заключавшееся в толковании роли русского народа как хранителя патриархальных традиций, чуждо­го революционным идеям мятежного Запада. Потому поощрялись стихи поэтов, выходцев из крестьянского и купеческого сословия (Ф. И. Слепушкина, А. В. Кольцова), широко пропагандировалась опера М. И. Глинки «Жизнь за царя», поощрялись картины на кре­стьянскую тему А. Г. Венецианова. Сама теория «официальной народности» пропагандировалась в лекциях профессоров Москов­ского университета - историка М. П. Погодина и литературоведа С. П. Шевырева, в произведениях таких писателей, как Н. В. Ку­кольник, И. И.Лажечников и М. Н. Загоскин.

Немалую роль в пропаганде теории «официальной народно­сти» сыграл граф С. С. Уваров, ставший с 1833 г. министром на­родного просвещения. Он сумел доказать Николаю 1, что науки при опоре на исконные русские начала - православие, самодер­жавие и народность - станут надежной опорой трона, поскольку его основой станет «истинно русское просвещение».

Но в 1848 г. в связи с началом европейских революций ситу­ация изменилась. В поисках крамолы в России руководители


III Отделения и некоторые высшие чиновники государства стали обвинять Уварова, что под его знаменитым лозунгом кроется по­пустительство свободомыслию. Перестроиться на новый курс пра­вительства, направленный на репрессии, Уваров не захотел и в октябре 1849 г. подал в отставку.

В 1836 г. в журнале «Телескоп» было опубликова­но «Философическое письмо» Петра Чаадаева. После разгрома декабристов Чаадаев впал в глубокий пессимизм, считая, что вся­кое революционное движение пагубно для России, которую спа­сет лишь сближение с католическим Западом.

Он полагал, что корень всего зла в том, что русские восприня­ли образование не из того источника, откуда его воспринял За­пад. В первом «Философическом письме» П.Я. Чаадаев писал, что Россия заимствовала первые семена нравственного просвещения у растленной, презираемой народами Западной Византии, и «в то самое время, когда христианство величественно шествовало по пути, указанному божественным его основателем и увлекало за собой поколения, мы не двигались с места».

Николай 1 приказал уволить цензора, пропустившего статью в печать, запретить журнал «Телескоп» и сослать его редактора Н. И. Надеждина. О самой статье император сказал, что «содержание оной - смесь дерзостной бессмыслицы, достойной умали­шенного». Чаадаев был подвергнут домашнему аресту с предписа­нием лучшим московским медикам ежедневно проводить освиде­тельствование физического состояния Чаадаева как душевноболь­ного.

Но и в русском просвещенном обществе далеко не все относи­лись с сочувствием к идеям Чаадаева. Именно тогда начали фор­мироваться два идейных течения - западников и славянофилов.