Идеология Просвещения.

Развитие науки.

Основы свободной от влияния церкви науки заложили такие ученые XV —XVII вв., как Фрэнсис Бэкон, Нико­лай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Реиэ Декарт

и другие.

Наука активно развивалась с начала XVII в. К XIX в. сложи­лась целостная научная картина мира. Формировалось мнение о человеке как господине в природе, С начала XVIII в. техника ста­ла фактором, определяющим могущество государства. Наука на данном этапе все больше становилась производительной силой

общества.

Развитие науки привело к созданию первых научных сообществ нового типа. К. их числу, например, относится Лондонское коро­левское общество, созданное в 1662 г., и Французская королевская академия наук, созданная в 1666 г. Эти сообщества существуют и

поныне.

Успехи научного познания вели к размышлениям об относи­тельности религиозного обоснования моральных ценностей. На­чались поиски светских нравственных ценностей, стали развиваться идеи светского просвещения общества как условия его благопо­лучия, С этим связано зарождение рационализма. Это философское направление противопоставляло мистике веру в силу человечес­кого разума. Основным критерием истинности знания рационали­сты считали ясность и отчетливость идей, возникающих в голове человека. Рационалисты по-разному относились к вопросу об от­ношении мышления к бытию. Так, Спиноза был материалистом. Лейбниц ~ идеалистом. Декарт придерживался дуалистических взглядов, признавая существование одновременно материализма

и идеализма.

Большую роль в развитии науки сыграли труды экономисте. Англичанин Адам Смит был одним из выдающихся представите­лей экономической науки. По мнению Смита, богатство страны заключается в массе произведенных в ней товаров. Ученый утверж­дал, что стремление людей улучшить свое материальное положе­ние приведет общество к благосостоянию. Большую роль в разви­тии экономики играет свободная конкуренция. Смит впервые об­рисовал структуру капиталистического общества, указав, что оно распадается на рабочих, капиталистов, землевладельцев.

Просвещение — это идейное движе­ние, направленное против феодализма и выступавшее за торже­ство разума, просвещения, науки.

Наибольшего развития просветительская мысль достигла во Франции.

Выдающий французский писатель Франсуа Мари Аруэ, писав­ший под псевдонимом Вольтер, являлся одним из крупнейших деятелей эпохи Просвещения. В 1733 г. он опубликовал «Философ­ские письма», где обличал феодальные порядки, религиозную нетерпимость. Вольтер выступал против сословного неравенства, но считал необходимым наличие социального неравенства, ут­верждал идею <-просвете иной монархии». Ирония Вольтера обли­чала церковь, суеверие, деспотизм, прочие источники зла в жиз­ни общества.

Одной из важных проблем в трудах французского мыслителя Шарля Луи Монтескье является учение о происхождении и разви­тии государства. Монтескье не верил в божественное происхожде­ние государства и считал, что возвышение Бога оправдывает дес­потизм. Ученый выступал против теорий, сравнивающих власть государя с властью отца. Он считал, что государственная власть существует для народа и соответствует его характеру. Монтескье доказывал, что народ имеет право выбирать своих руководителей и контролировать их.

Важнейшим условием существования справедливого государ­ства Монтескье считал разделение властей: законодательной, ис­полнительной и судебной.

Известный просветитель Жан Жак Руссо считал, что движущей силой цивилизации является эгоизм. Он подробно рассмотрел воп­рос о появлении неравенства. Первую ступень неравенства, по его мнению, обусловило появление частной собственности на землю. Неравенство усугубилось с возникновением государства — «заго­вора богатых». Наряду с имущественным неравенством образова­лось политическое неравенство. Руссо был сторонником народно­го суверенитета, считал, что государственный закон является вы­ражением общей воли народа. Идеалом для ученого была неболь­шая республика, где граждане могут сами принимать законы. Он мечтал превратить Европу в сообщество маленьких республик, установить такой общественный строй, где не было бы ни бога­тых, ни нищих, но частная собственность будет сохранена. Уче­ный признавал право народа на восстание.