Культура в XVI в.

Внешняя политика Ивана 4.

Последствия и итоги опричнины

1. была ослаблена княжеско-боярская аристократия, на 1 план вышел дворянин.

2. исчезли остатки феод раздр-ти; М г-во стало централизованным с сильной монарх властью.

3. проблема соотношения г-ва и об-ва была решена в пользу г-ва

4. были ликвидированы экономич независимые от власти собственники, кот могли стать основой формирования гражд об-ва

5. В стране бушевала экономич разруха; целые области были опустошены, нач массовое бегство на окраину г-ва

6. ослабление внешнеполитич позиций

 

Основные задачи:

На западе – Проблема выхода к Балтийскому морю.

На юго-востоке – борьба с Казанью и Астраханью.

На юге – Защита от набегов Крымского хана.

На востоке – Завоевание Сибири.

Ливонская война(1558-1583) за вход к Балтийскому морю, приобретение новых, хорошее освоенных земель

Распад Ливонского ордена повлёк за собой переход земель под власть Польши, Дании, Шведции. Россия оказалась перед коалицией европейских гос-в. Наступил второй трудный этам для России. Среди бояр росло сопративление палитике Ивана 4. В 1569 году Польша и Литва – Речь Посполитую. Начались военные действия на тарритории России. Россия отказалась от всех завоеваний. Пользуясь слабостью страны, Шведы вошли в Русские земли. Ивану 4 пришлось заключить с ними мир и уступить Эстландию. Неудачи в войне были следствие эконом. кризиса, слабой организации войска.

 

На духовную культуру XVI в., как и прежде, определяющее значение оказывала церковь, ее учения и догмы, основанные на религиозном мировидении. Однако духовная культура, особенно народных масс, не была свободной от языческо-христианских или даже языческих представлений. Это проявлялось в традиционных обрядах и празднествах.

Фольклор

Фольклор XVI в. отличается от предыдущего как по типу, так и по содержанию. Наряду с бытованием жанров прежних эпох (былин, сказок, пословиц, обрядовых песен и т.д.), в XVI в. расцветает жанр исторической песни. Большое распространение имели и исторические предания. Песни и предания обычно посвящались выдающимся событиям того времени - взятию Казани, походу в Сибирь, войнам на Западе, либо выдающимся личностям - Ивану Грозному, Ермаку Тимофеевичу.

Распространенной во времена Ивана Грозного была песня о Кострюке. В ней рассказывается о победе незнатного русского человека («мужика-деревенщины») над князем-иностранцем Кострюком, хваставшимся своей силой, но ставшим посмешищем для всего народа.

Публицистика XVI в.

Объединительные процессы и усиление позиций Русского государства в Европе поставили перед обществом злободневные вопросы о происхождении княжеской власти на Руси и о месте и роли Руси среди других государств прежде и теперь. Наиболее яркое выражение они нашли в публицистических произведениях.

В первой четверти XVI в. возникло «Сказание о князьях владимирских», которое в отличие от «Повести временных лет» выводило происхождение русской княжеской династии от римского императора Августа. В одну из подчиненных ему областей на берега Вислы он якобы послал своего брата Пруса, который и основал род легендарного Рюрика. Один из наследников Августа, Пруса и Рюрика - древнерусский князь Владимир Мономах получил от византийского императора символы царской власти: шапку-венец, драгоценные бармы-оплечья и другие дары. С той поры этим венцом и венчались все последующие русские князья. Таким образом, обе легенды - и о происхождении княжеской власти от римского императора, и о получении царских регалий из Константинополя - имели своей целью укрепить авторитет власти на Руси, обосновывали стремление возвратить древнерусские земли, находящиеся под властью Польши и Литвы.

В посланиях игумена псковского Елеазарова монастыря Филофея (около 1510 г.) выдвигалась идея «Москва - третий Рим». В его изложении история выступает как процесс смены трех мировых царств. Первые два Рима - собственно Рим и Константинополь - погибли за измену их православию. Теперь их место заняла Москва. Если же и Москва впадет в грехи, ей не последует четвертый Рим просто потому, что нигде в мире нет больше православного государства. Следовательно, мысль Филофея должна приниматься не как претензия Русского государства на мировое господство или мессианство, но в смысле большой ответственности Руси за дальнейшее существование мира. Не достижение мировой власти, а объединение всех русских земель под главенством Москвы является основной идеей посланий Филофея.