ГЛАВНОЕ — НЕ КТО РУКОВОДИТЕЛЬ, А КАКОЙ!

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Типы руководителей:

1) По направленности:

— на развитие производства и решение задачи любой ценой;

— на формирование сплоченного коллектива и заботу о людях.

2) По ориентированности на определенный характер действий:

— пассивные (стараются любой ценой сохранить существующие позиции);

— активные (стремятся к росту влияния и укреплению личной власти).

 

Профессиональные качества

— Личные качества

— Деловые качества руководителя

 

Качества, присущие таким руководителям, большинство специалистов разделяет на три группы: профессиональные, личностные и деловые,

К профессиональным относятся те, которые характеризуют любого грамотного специалиста. Поэтому обладание ими является лишь необходимой предпосылкой успешного выполнения человеком обязанностей, руководителя. Такими качествами являются:

— высокий уровень образования, производственного опыта, знания соответствующей и смежных профессий; широта взглядов, эрудиция;

стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;

— поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим, их обучение;

— умение планировать свою деятельность. Личностные качества руководителя также мало чем должны отличаться от качеств других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались. Обладание ими тоже всего лишь предпосылка успешного руководства. Здесь можно упомянуть:

— высокие моральные стандарты;

— физическое и психологическое здоровье;

— высокий уровень внутренней культуры;

— отзывчивость, заботливость, благожелательное отношение к людям;

— оптимизм, уверенность в себе. Однако руководителем делают человека не профессиональные или личностные, а деловые качества, к которым необходимо отнести;

— умение создать организацию, обеспечить ее деятельность всем необходимым, поставить задачи и распределить их среди исполнителей, координировать и контролировать работу;

— честолюбие, стремление к власти, личной независимости, к лидерству при любых обстоятельствах, а порой и любой ценой, завышенный уровень притязаний, смелость, решительность, напористость, воля, бескомпромиссность в отстаивании своих позиций;

— контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения, повести за собой;

— инициативность, оперативность в решении проблем, способность быстро выбрать главное и сконцентрироваться на нем, но при необходимости легко перестроиться;

способность управлять своим поведением, рабочим временем, взаимоотношениями с окружающими;

— стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск и увлекать за собой подчиненных.

Требования к руководителям в отношении этих качеств неодинаковы на различных уровнях управления. На низших, например, в большей степени ценятся решительность, коммуникабельность, некоторая агрессивность; на высших — на первое место выдвигается умение стратегически мыслить, оценивать ситуацию, ставить новые цели, осуществлять преобразования, организовывать творческий процесс подчиненных.