ГЛАВНОЕ — НЕ КТО РУКОВОДИТЕЛЬ, А КАКОЙ!
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Типы руководителей:
1) По направленности:
— на развитие производства и решение задачи любой ценой;
— на формирование сплоченного коллектива и заботу о людях.
2) По ориентированности на определенный характер действий:
— пассивные (стараются любой ценой сохранить существующие позиции);
— активные (стремятся к росту влияния и укреплению личной власти).
— Профессиональные качества
— Личные качества
— Деловые качества руководителя
Качества, присущие таким руководителям, большинство специалистов разделяет на три группы: профессиональные, личностные и деловые,
К профессиональным относятся те, которые характеризуют любого грамотного специалиста. Поэтому обладание ими является лишь необходимой предпосылкой успешного выполнения человеком обязанностей, руководителя. Такими качествами являются:
— высокий уровень образования, производственного опыта, знания соответствующей и смежных профессий; широта взглядов, эрудиция;
— стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;
— поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим, их обучение;
— умение планировать свою деятельность. Личностные качества руководителя также мало чем должны отличаться от качеств других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались. Обладание ими тоже всего лишь предпосылка успешного руководства. Здесь можно упомянуть:
— высокие моральные стандарты;
— физическое и психологическое здоровье;
— высокий уровень внутренней культуры;
— отзывчивость, заботливость, благожелательное отношение к людям;
— оптимизм, уверенность в себе. Однако руководителем делают человека не профессиональные или личностные, а деловые качества, к которым необходимо отнести;
— умение создать организацию, обеспечить ее деятельность всем необходимым, поставить задачи и распределить их среди исполнителей, координировать и контролировать работу;
— честолюбие, стремление к власти, личной независимости, к лидерству при любых обстоятельствах, а порой и любой ценой, завышенный уровень притязаний, смелость, решительность, напористость, воля, бескомпромиссность в отстаивании своих позиций;
— контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения, повести за собой;
— инициативность, оперативность в решении проблем, способность быстро выбрать главное и сконцентрироваться на нем, но при необходимости легко перестроиться;
— способность управлять своим поведением, рабочим временем, взаимоотношениями с окружающими;
— стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск и увлекать за собой подчиненных.
Требования к руководителям в отношении этих качеств неодинаковы на различных уровнях управления. На низших, например, в большей степени ценятся решительность, коммуникабельность, некоторая агрессивность; на высших — на первое место выдвигается умение стратегически мыслить, оценивать ситуацию, ставить новые цели, осуществлять преобразования, организовывать творческий процесс подчиненных.