ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ

Доверяй, но проверяй

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Виды материальных запасов: сырье, материалы, полуфабрикаты и пр., образующие исходный момент производственного процесса; запасы незавершенного производства между технологическими операциями; запасы готовой продукции.

Методы управления материальными запасами:

1) Метод MRP обеспечивает экономию издержек путем уменьшения запасов готовой продукции.

2) Метод MAP предполагает минимизацию вложений в запасы исходя из определения оптимальной величины партий материальных ресурсов.

3) Метод «канбан» обеспечивает оперативное управление заказами и материальными потоками между отдельными операциями.

4) Метод «точно в срок» предусматривает синхронизацию материально-технического снабжения и производственных процессов.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

1. Сопоставьте отдельные виды стратегического управления и выделите их общие черты и различия.

2. Объясните, в чем суть стратегической гибкости и стратегической неуязвимости и почему они противоречат друг другу.

3. Постройте сетевой график какого-нибудь часто встречающегося процесса, например приготовления обеда, домашнего задания и т.п.

4. Покажите, как выглядит диспетчеризация в учебном заведении и кто за нее отвечает.

5. Проиллюстрируйте методы управления запасами примерами из практики домашнего хозяйства.

Глава XVI

Принципы управленческого контроля

Каким должен быть контроль

Виды управленческого контроля

Этапы процесса контроля

Внешний и внутренний контроль

 

Эффективное управление организацией невозможно без четко отлаженной системы контроля за результатами деятельности и процессами, протекающими внутри нее и во внешнем окружении. Изучив материал данной главы, можно узнать, для чего нужен контроль, каким правилам он подчиняется, на что бывает направлен, из каких этапов состоит процесс контроля, какие его разновидности существуют.

 

• Виды контроля

• Функции контроля

• Ошибки в процессе контроля

 

Контроль является одной из основных функций управления. Он включает деятельность по формированию его стандартов, проверке и оценке их исполнения, осуществлению корректирующих шагов.

По степени охвата объекта контроль может быть сплошным или выборочным (при проверке большой партии изделий объекты отбираются и испытываются наугад); требовать или не требовать разрушения последних; происходить в нормальном или усиленном режиме. Контроль осуществляется руководителем, специально назначенными для этого лицами (контролерами), а также самими работниками (самоконтроль).

Контролю подлежат прежде всего; важнейшие характеристики производственного, технического, кадрового потенциала, финансового состояния фирмы; промежуточные и конечные результаты выполнения плановых заданий; показатели расходования ресурсов; экономическая эффективность и качество; величина запасов и проч.

Контроль решает в системе управления несколько задач.

Во-первых, помогает изучить положение дел в организации и обнаружить в ее внутренней или внешней среде факторы, которые могут оказать существенное влияние на ее деятельность.

Во-вторых, позволяет отследить недостаточно четко выраженные тенденции развития, их направление, глубину и соответственно скорректировать планы.

В-третьих, контроль помогает своевременно выявить неизбежные в работе любой организации нарушения и изъяны, ошибки, промахи и оперативно принять необходимые меры для их устранения.

В-четвертых, результаты контроля служат основой оценки и вознаграждения персонала.

В-пятых, контроль ориентирует, на что нужно обращать особое внимание в дальнейшем.

В процессе контроля могут иметь место объективные и субъективные ошибки. К ним можно отнести: контроль по случаю, не упреждающий отклонения, а осуществляемый им вдогонку; тотальный контроль, порождающий несамостоятельность и иждивенчество людей; отсутствие информирования контролируемых о результатах;

поверхностный контроль из недоверия, например за отлучками с рабочего места и пр.