История отечественного государства и права 25 страница

Свобода договора найма вскоре привела к крайне жестокой эк­сплуатации рабочих на капиталистических предприятиях.

Интересы предпринимателей ничем не ограничивались, рабочие же были вынуждены заключать кабальные договоры, соглашаясь ра­ботать на предприятиях даже 18 часов в сутки.

Развитие промышленности и рост рабочего движения способство­вали принятию ряда законодательных актов, регулирующих вопро­сы труда и зарплаты рабочих. Эти законы заметно развили специаль­ную отрасль права царской России — фабричное право.

Стремясь предотвратить дальнейшее обострение классовой борь­бы между пролетариатом и капиталистами, опасаясь революционно­го взрыва, царизм пошел на установление некоторого ограничения произвола фабрикантов. Прежде всего ограничивались продолжи­тельность рабочего времени — не более 11,5 часа в сутки (раньше предела не было), использование труда детей и подростков. Делались попытки регламентировать деятельность фабрикантов по примене­нию к рабочим штрафов.

Для надзора за соблюдением фабричного законодательства об­разовался специальный орган — фабричная инспекция, наделенная соответствующими правами. Несмотря на то что фабричные законы лишь незначительно ограничивали произвол капиталистов, сам факт их появления в самодержавном государстве свидетельствовал об опре­деленных успехах рабочего движения.

Уголовное право. Судебная реформа, передавшая в подсудность мировых судей небольшие уголовные дела, предусмотренные уста­вом о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, обусловила необ­ходимость изменения Уложения о наказаниях 1845 г. Результатом явилось создание в 1866 г. новой редакции Уложения, которое стало теперь заметно короче (на 652 статьи).

Еще раньше, в 1863 г., в свете новых, гуманных веяний были отменены телесные наказания, наложение клейм и штемпельных знаков.

Однако в новой редакции Уложения о наказаниях все же сохра­нилось применение такой меры, как битье розгами, хотя она и приме­нялась в сравнительно редких случаях (главным образом к кресть­янам по приговорам волостных судов).

В 1885 г. была осуществлена новая редакция Уложения о нака­заниях уголовных и исправительных. Появились новые составы пре­ступлений, что было обусловлено необходимостью вести борьбу с активизацией революционного движения в стране (установлена уго­ловная ответственность за распространение сочинений, призываю­щих к восстанию против верховной власти, расширена ответствен­ность за стачки).

В Уложении 1885 г. сохранялось четкое деление на Общую и Осо­бенную части.

В первом разделе, выполнявшем по-прежнему функции Общей части, большое внимание уделялось освещению стадий совершения преступления, голому умыслу, приготовлению, покушению, окончен­ному преступлению, проводилось разграничение между понятиями преступления и проступка.

Представляло определенную ценность для дальнейшего развития уголовного права подробное освещение основных принципов соучас­тия в преступлениях. Среди соучастников различались главные ви­новники, участники, зачинщики, сообщники, подговорщики или под­стрекатели, пособники, попустители, укрыватели. Весьма подробно в тексте уголовного закона отражались основные положения о нака­заниях.

В Особенной части Уложения 1885 г. традиционно на первом месте стояли преступления против веры. Среди наиболее тяжких преступ­лений предусматривались государственные, а также преступления и проступки против порядка управления.

Уже в серединеXIX в. наметилась некоторая гуманизация систе­мы наказаний. Отпали такие мучительные наказания, как колесова­ние и четвертование, но сохранились простые формы смертной каз­ни, преимущественно повешение. Публичность проведения смертной казни постепенно отпадает.

Устрашение оставалось главной целью наказания, но уже изме­нились его формы. Шире применяются тюремное заключение, каторга, в том числе пожизненная, ссылка в Сибирь и другие отда­ленные места.

Влияние буржуазных принципов на феодальное право свидетель­ствовало о достижениях в развитии уголовного права России во второй половине XIX в. Однако в целом царские уголовные законы сохраняли многие черты феодального права.

Гражданский процесс. На процессуальном праве отразилась прежде всего судебная реформа, внесшая в него принципиальные из­менения. В мировом суде рассмотрение гражданских дел проходило упрощенно. После подачи искового заявления в суд ответчик вызы­вался в канцелярию суда и знакомился с содержанием иска. При не­явке ответчика судья мог разбирать дело без него. Неявка истца влекла прекращение дела. Решения суда могли быть обжалованы в апелля­ционном порядке.

Разбирательство гражданских дел в общих судах проходило в со­ответствии с принципами устности, гласности, состязательности. Дело начиналось с подачи искового заявления. В порядке предваритель­ной подготовки дела к слушанию с содержанием искового заявления знакомился ответчик, который мог написать возражение. Истец в свою очередь писал опровержение на возражение. В суде могли участво­вать адвокаты, допускалось примирение сторон. Судебное разбира­тельство представляло собой, как правило, состязание сторон. Бремя доказывания лежало на стороне, которая что-либо утверждала или требовала. Пересмотр решений общих судов осуществлялся тоже в апелляционном порядке.

Уголовный процесс. Процессуальный порядок рассмотрения уго­ловных дел определялся Уставом уголовного судопроизводства 1864 г. Несомненным достижением уголовно-процессуального права России было провозглашение таких демократических принципов правосудия, как гласность, состязательность, непосредственность, право обвиня­емого на защиту. Хотя в самодержавном государстве эти принципы не могли соблюдаться полностью, все же сам факт закрепления их в правовых нормах явился значительным прогрессивным шагом пере­стройки феодального правосудия в соответствии с началами буржу­азного уголовно-процессуального права.

Важное значение имело провозглашение в уголовно-процессуальном праве презумпции невиновности, согласно которой любое лицо считалось невиновным до тех пор, пока его виновность не будет уста­новлена приговором суда. Серьезные изменения произошли в дока­зательственном праве. Отменялась система формальных доказа­тельств, характерных для феодального права. На смену формальным доказательствам пришла буржуазная система свободной оценки до­казательств по внутреннему убеждению судей.

Подробно регламентировался в законодательстве порядок рас­смотрения уголовных дел окружными судами с участием присяжных.

Царизм очень скоро пришел к выводу, что гласность и другие де­мократические принципы уголовного процесса противоречат инте­ресам самодержавия. Однако не увенчались успехом попытки реакционных помещичьих кругов добиться отмены судебных уставов 1864 г. Правительство пошло по пути ограничения применения на­иболее демократических институтов уголовно-процессуального пра­ва. Кроме того, широко применялась внесудебная репрессия. Особое совещание при министерстве внутренних дел лиц, неблагонадежных с точки зрения самодержавия, ссылало в административном порядке без судебной процедуры. 14 августа 1881 г. Кабинет министров при­нял Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия. В местностях, объявленных на положе­нии чрезвычайной или усиленной охраны, полиция и жандармерия получили право арестовывать лиц, внушавших подозрение в причаст­ности к совершению государственных преступлений или в принад­лежности к противоправительственным обществам. Арест осущест­влялся по подозрению, а не на основании имевшихся доказательств. Министр внутренних дел мог применить административную ссылку в Сибирь сроком до пяти лет. Право ареста в административном по­рядке предоставлялось также генерал-губернаторам и губернаторам.

Положение от 14 августа 1881 г. вступило в действие временно (сроком на три года). Затем оно все время возобновлялось и стало одним из постоянных законов Российской империи вплоть до свер­жения самодержавия.

* * *

Вторая половина XIX в. знаменуется существенными изменения­ми в общественном и государственном строе. Реформа 1861 г., осво­бодив и ограбив крестьян, открыла дорогу развитию капитализма в городе, хотя и поставила на его пути определенные препоны. Кресть­янин получил земли ровно столько, чтобы она привязывала его к де­ревне, сдерживала отток рабочей силы, нужной помещикам, в город. Вместе с тем надельной земли крестьянину не хватало, и он вынужден был идти в новую кабалу к прежнему барину. Общинная организа­ция деревни несколько притормаживала ее классовую дифференциа­цию и с помощью круговой поруки обеспечивала взыскание выкуп­ных платежей. Новая классовая структура общества, где все большее значение приобретали противоречия между рабочими и капиталис­тами, складывалась в рамках старого сословного строя.

Развитие базиса не могло не оказать влияния на надстройку. Рос­сия делает решительный шаг по пути превращения феодальной мо­нархии в буржуазную. Это проявляется преимущественно в среднем и низшем звеньях государственного механизма, где земская и городс­кая реформы допускают буржуазию к управлению. Судебная рефор­ма проводит довольно последовательно буржуазные принципы судо­устройства и процесса. Военная реформа вводит всесословную все­общую воинскую обязанность. Вместе с тем либеральные мечты о кон­ституции остаются только мечтами, а надежды земских деятелей на увенчание системы земств всероссийскими органами встречают ре­шительное сопротивление царизма.

В развитии права заметны также определенные сдвиги, хотя и менее крупные. Земская и городская, а также судебная реформы при­вели к существенному развитию такой подотрасли права, как изби­рательное право. Крестьянская реформа резко расширила круг граж­данских прав крестьянина, его гражданскую правоспособность. Су­дебная реформа принципиально изменила процессуальное право России.

Оценка предпосылок реформ, особенно крестьянской, в науке спорна. В советской историографии традиционным было подчерки­вание революционной ситуации как одной из важнейших причин под­готовки и проведения этих реформ. Однако имел место и другой взгляд. Было высказано предположение, что Александр II переоце­нил угрозу революции, испугался ее призрака.

Так или иначе, но крестьянские волнения, конечно, воздейство­вали на правящие круги и побуждали их идти на уступки. Правда, и после начала реформы волнения продолжались с новой силой, по­скольку крестьяне ждали от царя совсем иного. Крестьянская рефор­ма в определенной мере разрядила обстановку, но вместе с тем до­полнила старые противоречия новыми. Все это в следующий период приведет к громадным потрясениям.

Глава 18. Государство и право в период первой российской революции и после нее

§ 1. Первая российская революция и ее последствия

В конце XIX — начале XX в. Россия одновременно с передовыми капиталистическими странами вступает в новую стадию развития. Это было результатом бурного капиталистического роста, проходивше­го в стране в пореформенный период. Следует отметить к тому же, что русские капиталисты, используя накопленный опыт других стран, строили свои заводы и фабрики на новейшей технической основе.

По степени концентрации и централизации промышленного про­изводства Россия в начале XX в. достигла первого места в мире. Она пытается вывозить капитал в другие страны, например в Индию, Иран. Россия вступает в борьбу за рынки и сферы влияния.

Экономическое развитие страны было, однако, противоречивым. Наряду с достаточно высоким уровнем капитализма в промышлен­ности существовали значительные пережитки феодализма в сельском хозяйстве. Сочетание капиталистических противоречий с неустранен­ными до конца феодальными привело к революции 1905 — 1907 гг., буржуазно-демократической по характеру и народной по движущим силам.

Революция в случае ее победы должна была решить следующие основные задачи: свержение самодержавия, установление демокра­тической республики, ликвидацию помещичьего землевладения, вве­дение 8-часового рабочего дня, проведение демократических преоб­разований в стране (установление выборности государственных ор­ганов, обеспечение прав и свобод граждан и т.д.).

Революция началась с событий 9 января 1905 г. На зверства само­державия пролетариат ответил волной забастовок и демонстраций по всей стране, а также вооруженными выступлениями в отдельных районах. Высшего подъема революция достигла в конце 1905 г. В октябре всеобщая политическая стачка на время парализовала дея­тельность государственных органов и частных предприятий. В декабре 1905 г. в Москве и некоторых других городах вспыхнули вооружен­ные восстания трудящихся масс.

В ходе революции 1905 — 1907 гг. возникает принципиально но­вая форма организации трудящихся — Советы, которьм было суж­дено политическое будущее. Родившись как органы руководства стач­кой, Советы рабочих депутатов переросли в штабы вооруженного вос­стания. Они стали и зародышем новой власти. Советы явочным по­рядком вводили (при благоприятном соотношении сил) 8-часовой ра­бочий день на предприятиях, проводили изъятия денежных средств на нужды революции, решали различные-государственные и хозяй­ственные вопросы в пределах той территории, которую они контро­лировали, создавали отряды рабочей милиции, обеспечивавшие ре­волюционный порядок.

Советы рабочих депутатов возникли в результате революцион­ного творчества трудящихся. Эта была форма организации власти, открытая непосредственно самими массами. Практическое значение Советов в разных районах страны было, однако, различным. Среди них были такие, которые выступали в качестве подлинных руководи­телей восстания. К ним относился Московский Совет рабочих депу­татов, проделавший большую работу по организации вооруженной борьбы рабочих с царизмом. Однако были и другие советы. Так, Пе­тербургский Совет рабочих депутатов, оказавшись под влиянием оп­портунистов, не смог обеспечить действенную помощь московским рабочим, сражавшимся с правительственными войсками в декабре 1905 г.

Важное место в первой российской революции занимал крестьян­ский вопрос, вопрос о земле, борьба крестьянства за уничтожение помещичьего землевладения и остатков крепостничества. В ходе ре­волюции начал складываться союз рабочего класса и крестьянства. Руководящая роль в нем принадлежала пролетариату. Однако в 1905 — 1907 гг. этот союз не достиг достаточной прочности.

Главной ударной силой первой российской революции являлся русский пролетариат, но активное участие в революции принимал так­же рабочий класс Баку, Варшавы, Киева, Риги и других промышлен­ных центров национальных районов России. В революции участво­вало и нерусское крестьянство, боровшееся против царизма.

Движущие силы первой российской революции предопределили формы и методы развернувшейся в ходе нее борьбы. Эта революция была буржуазно-демократической по своему содержанию, но по фор­мам и методам она оказалась специфически пролетарской.*

 

* См.: Васильева Н. И., Гальперин Г. Б., Королев А. И. Первая российская революция и самодержавие. Л., 1975. С. 11.

 

§ 2. Общественный строй

Общественный строй России определялся уже отмеченным пере­ходом на новую стадию капитализма и в то же время сильными фео­дальными пережитками, преимущественно в деревне, главным из ко­торых являлось помещичье землевладение. Определенная часть по­мещиков перевела свое хозяйство на рельсы капитализма, однако многие использовали старые формы эксплуатации, конечно, в той мере, в какой это было возможно после освобождения крестьян.

Применение отсталых методов ведения хозяйства не позволяло помещикам получать высокие доходы. Они вынуждены были по-прежнему закладывать свои земли, фонд дворянских земель неуклон­но сокращался.

Царское правительство принимало меры к сохранению крупного частного землевладения. Оно установило особый режим для земель, которыми владели наиболее знатные и богатые помещики. Законо­дательство ограничивало передачу в другие руки или дробление этих земель.

В результате развития капиталистических отношений в России продолжают значительно усиливаться экономические позиции бур­жуазии. Однако пережитки феодально-крепостнических отношений тормозят рост производительных сил, мешают предпринимательской деятельности буржуазии, которой необходимы свободные земли для строительства фабрик, заводов, железных дорог, а также требуются лесоматериалы, полезные ископаемые, различное сырье. Отсталость сельского хозяйства отрицательно отражалась на развитии внутрен­него рынка.

Буржуазии все же удавалось приобрести значительную часть зе­мель. Обуржуазивание некоторой части помещиков прежде всего опи­ралось на капиталистическую перестройку самих поместий, ставших поставщиками хлеба на рынок и сельскохозяйственного сырья для промышленных предприятий. Отдельные помещики вкладывали свои капиталы также в промышленные, транспортные и торговые пред­приятия, были держателями акций.

Буржуазия стремилась к политическому господству, но, опасаясь народных масс, предпочитала дождаться реформ. Будучи трусливой и непоследовательной, российская буржуазия шла на сделку с цариз­мом, желая его сохранения и вместе с тем вела борьбу за политичес­кую власть.

Самодержавие, отстаивая в целом интересы помещиков, вместе с тем вынуждено было поддерживать и капиталистов, способствуя ка­питалистическому развитию страны. Сама царская семья выступала в качестве крупнейшего феодала и капиталиста. Она обладала гро­мадными землями и различными промышленными предприятиями. Как и в дореформенные времена, трудно было отделить государствен­ное имущество и государеву собственность.

Важным событием в экономической и социальной жизни страны, в первую очередь деревни, явилась столыпинская аграрная реформа, начатая в 1906 г.

Председатель Совета министров П.А. Столыпин был известен не только проводимыми им репрессиями. Он не без оснований полагал, что революцию порождают определенные недостатки социальных отношений в России, которые следует устранить. Главным из них Столыпин считал сельскую общину, сохраненную крестьянской ре­формой и тормозившую развитие капитализма в деревне. Именно на ее разрушение и был направлен царский указ 9 ноября 1906 г., подго­товленный Столыпиным.

Столыпин исходил из необходимости создания в деревне массо­вой и более сильной, чем помещики, социальной опоры самодержа­вия — кулачества. За образец он взял Германию, где в то время кон­сервативный крестьянин являлся опорой монархии. Однако в России такого крестьянина требовалось еще создать. В этом и состоял ос­новной смысл аграрной реформы. Преследовалась и цель отвлечь крестьянство от революционного движения. Путем переселения не­которых крестьян на казенные земли в Сибирь и в другие отдаленные районы хотели также разрядить аграрный кризис в центральных рай­онах России.

Указ 9 ноября 1906 г. устанавливал право любого крестьянина выйти из общины и потребовать в свою личную собственность соот­ветствующий земельный надел, который полагался ему, когда он был в составе общины. Столыпин полагал, что путем разрушения общи­ны удастся создать крепкие кулацкие хозяйства, которые, как прави­ло, выделялись из общины и хозяйствовали обособленно. Аграрное законодательство преследовало цель предоставить наиболее благо­приятные условия для образования обособленных кулацких хозяйств. В целом при осуществлении этой реформы не удалось достичь того, что намечалось. Частичное разрушение крестьянской общины, способствовавшее развитию буржуазных отношений, правда, про­изошло, и в этом прогрессивное значение реформы. Но достаточно широкого размаха оно не получило.

Вместе с тем реформа способствовала процессу расслоения кресть­янства, что привело в конечном счете к обострению классовой борь­бы в деревне. Помещики были недовольны ростом влияния деревенской буржуазии — кулаков. Обострились отношения между кулачеством и остальной массой крестьянства, сопротивлявшегося реформе.

Важную часть реформы составила переселенческая политика. Сто­лыпин хотел ослабить земельную нужду в Центральной России, При­балтике, представлявшую собой взрывоопасную силу. Было органи­зовано широкое и добровольное переселение крестьян на государственные земли в восточных районах страны. На черноземах Сибири возникли эстонские, латышские, литовские, украинские де­ревни. Однако переселение было организовано плохо, что существен­но снизило его результаты.

Сдвиги в экономической и социальной структуре, новая полити­ческая обстановка обусловили консолидацию и формирование опре­деленных групп общества, трех лагерей. К первому можно отнести правительственный лагерь, который включал в себя царскую семью, придворную знать, чиновников и военных, реакционное духовенст­во, наиболее консервативную часть помещиков-дворян, а также не­которую часть верхушки крупной торгово-промышленной буржуа­зии, основной задачей которых являлось сохранение самодержавно­го строя, пресечение любых попыток внести изменения в обществен­ный и государственный строй. Второй лагерь включал в себя буржу­азию и либеральных помещиков. У него была двуединая задача — предотвратить народную революцию, добиваться умеренной кон­ституционной монархии. Третий лагерь — революционно-демокра­тический. Основной целью его являлось свержение самодержавия и установление демократической республики. Это движение возглавил пролетариат в союзе с крестьянством.

Каждая из этих основных групп российского общества была пред­ставлена соответствующими политическими партиями, которые ста­ли возникать в начале XX в.

Царизм длительное время препятствовал даже дворянству в со­здании своей политической партии. Особенно он опасался такого шага после восстания декабристов. Однако в начале XX в. обстановка из­менилась. В минуты опасности реакционные помещики сплотились вокруг самодержавия, требуя решительных действий по расправе с революционным движением.

Некое подобие политической партии дворянства было создано в мае 1906 г., когда возникла общероссийская дворянско-помещичья организация под названием «Объединенное дворянство». На соот­ветствующем съезде образовался исполнительный орган. э.той орга­низации — Совет объединенного дворянства. Этот орган избирался сроком на три года. Совет объединенного дворянства оказывал зна­чительное влияние на царя и в целом на политику всего правитель­ственного лагеря.

В годы первой русской революции возникла монархическая по­литическая партия — Союз русского народа, основой которой явля­лись боевые черносотенные организации, создававшиеся для распра­вы с революционерами. Царизм пытался создать видимость того, что сам народ в лице черносотенцев, не дожидаясь правительственных мер, вел борьбу с революционным движением путем организации пог­ромов и убийств. К правительственному лагерю примыкали много­численные организации духовенства во главе с обер-прокурором Свя­тейшего Синода Победоносцевым.

В 1905 г. окончательно сложился либерально-буржуазный лагерь. Вначале это выразилось в движении либеральной земской оппозиции, во главе которой стояли либеральные дворяне — наиболее образо­ванная часть оппозиции, тяготевшая к буржуазии. Земцы были за ка­питалистическое развитие страны, но вместе с тем не посягали на са­модержавие. Они требовали от царизма уступок в виде весьма уме­ренной конституции. Идеалом наиболее левых земцев было установ­ление в России конституционной буржуазной монархии.

Конституционная платформа земцев была опубликована в 1902 г. в нелегальном журнале «Освобождение», издававшемся за границей. Конкретным их требованием был созыв земского собора, которому и надлежало решить конституционные проблемы.

На съезде земских и городских деятелей, который состоялся пос­ле 17 октября 1905 г., произошел раскол. Правое крыло съезда обра­зовало партию октябристов (Союз 17 октября), в которую вошли дель­цы-капиталисты и крупные помещики. Октябристы стремились к тому, чтобы добиться у самодержавия некоторых уступок. Они ста­вили своей целью реализацию обещаний царя, изложенных им в ма­нифесте от 17 октября 1905 г. Видными деятелями партии октябрис­тов были такие крупнейшие богачи, как Родзянко и Гучков.

Несколько более левой (причем больше на словах) была буржуаз­ная конституционно-демократическая партия (кадеты). В нее входи­ли представители преимущественно средней буржуазии. Она также была за то, чтобы добиваться уступок от царизма, не допуская широ­кого революционного движения народных масс. Идеалом кадетов яв­лялось установление в стране конституционной монархии. Наиболее видным деятелем этой партии был Милюков.

Основными движущими силами революционно-демократическо­го лагеря были пролетариат и трудовое крестьянство. На рубеже XX в. возникает социал-демократическая рабочая партия — революцион­ная партия нового типа, вскоре расколовшаяся на большевиков и меньшевиков. В дальнейшем меньшевики выделились в самостоятель­ную политическую партию, которая являлась выразительницей инте­ресов мелкой буржуазии и занимала непоследовательную позицию в рабочем движении.

В 1901 г. из остатков народнических организаций образуется по­литическая партия так называемых социалистов-революционеров (эсе­ров). Эта партия отражала в определенной мере интересы крестьян­ства, но в первую очередь его верхушки. В этот период эсеры высту­пали против правительственного лагеря, ставили своей целью рево­люционное свержение самодержавия и установление демократичес­кой республики.

§ 3. Государственный строй

В результате революции 1905 —1907 гг. и после нее Россия сдела­ла еще один шаг по пути превращения феодальной монархии в бур­жуазную. При этом справедливо считают данный шаг даже более серь­езным, чем тот, что был сделан в эпоху реформ 60 — 70-х годов. Важ­нейшим событием в этом плане явилось создание всероссийского пред­ставительного органа — Государственной думы.

Учреждение Государственной думы. Революционная волна, под­нявшаяся в стране после кровавого воскресенья, заставила царя ис­кать компромиссы. В этих целях министру внутренних дел Булыгину было поручено подготовить проект закона о создании Государствен­ной думы. 6 августа 1905 г. царь подписал манифест об учреждении булыгинской думы.

В законе о Думе указывалось, что она создается для предвари­тельной разработки и обсуждения законопроектов, которые затем должны поступать в Государственный совет. Таким образом, пред­полагалось создание законосовещательного органа дополнительно к Государственному совету. Отличие Думы от Государственного сове­та было в том, что в ней должны были участвовать не назначаемые, а избранные населением лица.

В избирательном законе, подписанном в тот же день, предусмат­ривались выборы по трем куриям от землевладельцев, городских жи­телей и крестьян. Рабочие вообще лишались избирательных прав. Явное преимущество предоставлялось помещикам и крупной буржу­азии.

Выборы в булыгинскую думу, однако, не состоялись. Ее бойкоти­ровало подавляющее большинство населения. Народ уступку цариз­ма не принял. Даже либеральную буржуазию она не устраивала.

Революционное движение продолжалось, и царизм был вынуж­ден пойти на более существенную уступку. Так появился известный Манифест 17 октября 1905 г., обещавший созыв законодательной Думы.

Проект царского Манифеста не обсуждался на заседании Госу­дарственного совета, как это тогда полагалось. Против проекта ярост­но выступили наиболее близкие к царю сановники, министр импера­торского двора Фредерикс и др. Однако времени на дебаты и раз­мышления не было. Николай II это прекрасно понимал.

Царизму пришлось изменить и систему выборов в Думу. 11 де­кабря 1905 г. в избирательный закон были внесены существенные из­менения. Право избирать в Думу было предоставлено и рабочим с целью их успокоить. По новому закону предусматривались уже не три, а четыре избирательные курии (от землевладельцев, городского населения, крестьян и рабочих). Женщины не имели избирательных прав во всех куриях.

Для землевладельческой и городской курии устанавливался иму­щественный ценз, в соответствии с которым право избирать и быть избранными имели помещики, а также представители крупной и сред­ней буржуазии. Крестьянская курия не имела имущественных огра­ничений. Очень хитроумно предоставлялись избирательные права ра­бочим. Их получали рабочие предприятий, насчитывавших не менее 50 человек мужского пола. Были и региональные ограничения.

Для всех курий выборы были многостепенными. Для первых двух привилегированных курий —двухстепенные. Вначале выбирались вы­борщики, а затем уже члены Государственной думы.

У рабочих выборы осуществлялись сложнее — там они были трех­степенные. Вначале выбирались уполномоченные от предприятий по такой схеме: от мелких предприятий с числом 50 и более рабочих по одному уполномоченному, от крупных предприятиях — один упол­номоченный от полной тысячи рабочих. Сразу же давалось преиму­щество мелким предприятиям, явно ограничивалось представитель­ство от крупных заводов и фабрик, где был особенно организован­ный пролетариат. Уполномоченные от предприятий выдвигали вы­борщиков, из которых избирались члены Думы.

Для крестьян устанавливались четырехстепенные выборы (от села, волости, затем выборщики в губернии и, наконец, выборы членов Думы).

Сложной была система распределения количества выборщиков по куриям. В результате получалось, что явное преимущество имели эксплуататорские классы. При помощи этой махинации с выборщи­ками голос помещика равнялся трем голосам городских избирателей, пятнадцати голосам крестьян, сорока пяти голосам рабочих.

При выборах в I Государственную думу больше всех мест полу­чили кадеты — одну треть общего числа членов Думы. Много мест имели также октябристы. Блок кадетов с октябристами давал им яв­ное большинство в Думе.