История отечественного государства и права 2 страница

На развалинах Кушанской империи в Средней Азии возникает множество городов-государств. К этому периоду рабовладельческий строй в Средней Азии приходит в упадок. Развиваются замкнутые хозяйства крупных землевладельцев.

Территория Средней Азии в III — IV вв. н. э. политически была раздроблена. В западной части долины Зеравшана образовался союз городских царств во главе с Бухарой. Союз городов-государств сло­жился также и в Фергане.

* * *

Из-за скудости данных общественный и политический строй и право закавказских и среднеазиатских государств эпохи рабства не могут быть подробно охарактеризованы. Известно лишь то, что эти регионы были областями развитого земледелия, ремесла и скотовод­ства. Цари как главы государств обладали неограниченной властью. Их личность обожествлялась. Они были одновременно и верховны­ми жрецами. Высшие военные, административные и религиозные до­лжности распределялись среди родственников и соплеменников царя. Номинально царь считался верховным собственником земли и насе­ления. В его руках сосредоточивались огромные богатства. При ца­рях имелись советы старейшин. Чеканились в государствах свои мо­неты. Политической формой государства была деспотия.

Правовая система, можно предполагать, складывалась из обыч­ного права, актов местной знати и установлений царей. Судить кон­кретно об основных чертах права Закавказья и Средней Азии древ­него периода не представляется возможным из-за отсутствия правового материала о том периоде.

§ 3. Государственные образования в Причерноморье (VII в. до н.э. — IV в. н.э.)

Скифы — ираноязычная народность. Они занимали область меж­ду низовьями Дуная и устьем Дона, где к концу VII в. до н. э. сложил­ся их племенной союз. Скифское государство, возникшее на грани V и IV вв. до н. э. и просуществовавшее до III в. н. э., являлось государст­вом рабовладельческого типа, сохранившим пережитки первобытно­общинного строя.

Частная собственность сосредоточивалась прежде всего в руках племенных вождей и старейшин племен. Так зарождалась родовая знать. Внутри нее, в свою очередь, выделялись царские семьи, жре­ческая и военная аристократия — царские скифы.

Остальное население Скифии состояло из свободных общинни­ков. Они несли военную службу, платили различные дани и выполня­ли повинности. В наихудшем положении находились скифы-пахари, зависимые не только от царских скифов, но и от кочевников, кото­рым они уплачивали оброк за пользование землей.

В городах основную массу населения составляли свободные ре­месленники, а также купцы.

Основным источником пополнения рабов было покорение осед­лых племен. Рабы применялись главным образом в домашнем хозяй­стве, а также для охраны стад. По мере разложения первобытнооб­щинного строя рабство начинает терять свой патриархальный харак­тер. Усиление эксплуатации рабов вызывало их восстания, которые подавлялись с исключительной жестокостью. По свидетельству Ге­родота, восставшие рабы были распяты на крестах.

У скифов уже существовала царская власть. Однако кандидатуры царя и его преемников утверждались народным собранием. Оно же, а также совет старейшин и племенных вождей решали важнейшие го­сударственные вопросы.

По свидетельству Геродота и латинских писателей I в., скифы име­ли установившиеся обычаи и законы. «Скифы, — пишет Геродот, — ревниво избегают заимствования чужеземных обычаев, причем не только от других народов, но и в особенности от эллинов». По скиф­скому праву уже существовала частная собственность на стада, посе­вы, жилища. Представители кочевой аристократии, особенно жрецы, получали огромные участки земли с сидящими на них земледельца­ми. Право частной собственности на движимые вещи предполагало развитие обязательственного права. Договоры скреплялись клятвой. Брачно-семейное право характеризовалось господством патриарха­та. Жена находилась под властью мужа. После его смерти жена пере­ходила в составе имущества в собственность наследника. В наслед­ственном праве господствовал минорат, т. е. переход отцовского хо­зяйства в руки младшего сына. Женатые сыновья имели право на выдел при жизни отца.

Наиболее опасными преступлениями считались преступления про­тив царя. Наказуемым было не только совершение преступления, но и покушение. В качестве самостоятельного преступления выделялась ложная клятва богам царского очага, что по понятиям скифов могло вызвать болезнь царя и каралось смертной казнью. Тяжкими преступ­лениями считались также убийство, воровство, оскорбление действи­ем, оговор невиновного, прелюбодеяние и др.

К числу наиболее распространенных видов наказаний относились смертная казнь, отсечение правой руки, изгнание. Продолжала сущест­вовать кровная месть.

Дела о преступлениях, не затрагивающих основы царской власти и интересов государства, рассматривались в состязательном поряд­ке. Но существовал уже и розыскной процесс для наиболее опасных преступлений.

Греческие города-полисы возникли в Причерноморье в результа­те колонизации, проходившей в VIII — VI вв. до н. э. Они были ра­бовладельческими республиками. Верховная власть в них принадле­жала народному собранию, совету и выборным должностным лицам. Все дела, поступавшие в народное собрание, предварительно обсуж­дал совет. Иностранцы, за исключением афинян, политическими пра­вами не пользовались.

К числу наиболее крупных городов-полисов относились Тирас (в устье Днестра), Пантикапей (ныне Керчь), Феодосия, Фанагория (Та­манский полуостров), Диоскурия (Сухуми), Ольвия (в устье Южного Буга), Херсонес. В силу общности торговых интересов и необходи­мости совместной обороны от местных племен города начинают объ­единяться, и в 480 г. до н. э. образуется Боспорское царство с центром в Пантикапее. Ольвия и Херсонес — наиболее крупные города-поли­сы — вошли в состав Боспорского царства значительно позднее.

Боспорское царство занимало обширную территорию — Керчен­ский и Таманский полуострова, береговую полосу Азовского и Чер­ного морей до нынешнего Новороссийска и район Нижнего Дона. Боспорское царство не было чисто греческим, оно включало в себя и местные племена.

К господствующему классу относились крупные землевладельцы, жрецы, купцы, промышленники и военачальники. Средние и мелкие землевладельцы были обязаны служить в войске и отдавать царю зна­чительную часть своего урожая.

Основную массу населения составляли свободные земледельцы и рабы. Наиболее зажиточные земледельцы использовали в своем хо­зяйстве труд рабов. Бесправное положение рабов и закабаление мест­ного населения вызывали частые выступления эксплуатируемых. Од­ним из первых было восстание скифских рабов в III в. до н. э. под предводительством Савмака. В конце II в. до н. э. восстание охвати­ло почти всю территорию Боспора. Однако оно было подавлено с помощью войск Понтийского государства, расположенного на юж­ном берегу Черного моря.

Во главе Боспорского государства стоял выборный архонт. Позд­нее власть архонтов становится пожизненной. До конца IV в. до н. э. глава государства имел двойной титул: архонт — по отношению к подвластным Боспору греческим городам и царь — для местного на­селения. До этого времени греческие города, входившие в Боспорс­кое царство, имели известную автономию. Спарток III (304 — 284 гг. до н. э.) впервые отказался от двойного титула и стал именовать себя просто царем.

IV в. до н. э. — время расцвета Боспорского царства. Начавший­ся после этого период междоусобиц, восстаний рабов, нападений ски­фов приводит к ослаблению Боспора и подчинению его сначала Понтийскому царству, а затем с I в. до н. э. — Римской империи. Римский период в истории Боспора связан с подъемом его экономической жизни.

Начавшееся с середины III в. н. э. обострение кризиса рабовла­дельческой системы и усиленный натиск кочевых «варварских» пле­мен приводят к тому, что античные государства Северного Причер­номорья, в том числе и Боспор, вступают в период экономического и политического упадка. В конце IV в. н. э. гунны полностью разорили Боспорское царство, истребили его население. Государство переста­ло существовать.

О праве Боспора у нас мало сведений, известно только, что земля была государственной собственностью. Распоряжаться ею мог толь­ко царь. Земли принадлежали также и храмам.

Из отдельных видов преступлений известны преступления про­тив царской власти, к которым относились заговор против жизни царя, восстание против царской власти, государственная измена, сношение с политическими эмигрантами.

Рассмотрение дел по этим преступлениям начиналось по доносу и влекло за собой смертную казнь с конфискацией имущества осужден­ного. Исполнение судебных решений производилось судебными ис­полнителями.

* * *

Рабовладельческое государство и право явилось исторически пер­вым типом государства и права. Оно знаменовало шаг вперед в исто­рии человечества, будучи обусловлено соответствующим развитием производительных сил и производственных отношений. Но со време­нем рабовладельческий строй исчерпал себя. Он уступает дорогу но­вому, более прогрессивному феодальному строю, феодальной общест­венно-экономической формации.

В советской литературе выдвигалась концепция, по которойвсекоренные народы нашей страны «миновали позор рабства» и сразу перешли к феодализму (С. В. Юшков). Среди закавказских истори­ков шел спор о времени возникновения древнегрузинского и древнеармянского государств, а следовательно, и о типе их. Думается, что эта проблема ждет еще своего исследования и разрешения. Однако бесспорно, что к середине I тысячелетия н. э. феодальные отношения в Закавказье становятся фактом.

Глава 2. Государство и право Закавказья и Средней Азии в период раннего феодализма (IV — начало ХШ в.)

§ 1. Закавказье

К середине I тысячелетия н. э. рабовладельческие отношения в Закавказье постепенно сменяются феодальными, окончательно по­беждающими в IV в. Примерно одинаковое развитие общественного строя у крупных народов Закавказья обусловливает и сходные поли­тические формы. Характерной особенностью закавказских государств было господство монархической формы правления, республик здесь не было. Переход к феодализму обусловил и изменение идеологичес­кой основы закавказских государств: все они первоначально приня­ли христианство, правда, на территории современного Азербайджа­на под влиянием арабских завоевателей с VII в. побеждает мусуль­манство. Обе эти религии вполне соответствовали потребностям фе­одализма.

В эпоху феодализма государства Закавказья попеременно попада­ли под иго Византии, сасанидской Персии, Арабского халифата, тю­рок-сельджуков и, наконец, монголов. В борьбе против иноземных захватчиков народы Закавказья часто объединялись и совместно за­щищали свою независимость. Интересы сохранения национальной самостоятельности и успешной борьбы против иностранньк захват­чиков обусловили установление постоянных военных, политических, культурных и других связей закавказских народов. Созданные ими фео­дальные государства и развитая для своего времени правовая система активно воздействовали на феодальную общественную жизнь и спо­собствовали формированию передовой для своего времени культуры.

К началу периода в Закавказье существуют сложившиеся еще в рабовладельческую эпоху государства, наиболее крупными из кото­рых были Лазика (Эгриси), Картли (Иберия), Армения, Албания.

В IV в. Эгрисское государство достигает своего наивысшего мо­гущества, оно подчиняет соседние народы. Царь Эгрисского государ­ства имеет своих вассалов, которые являются правителями подвласт­ных ему областей. В результате обострения взаимоотношений с Ви­зантией, а также усиления распрей внутри страны между крупными феодалами могущество Эгрисского государства в последней четвер­ти V в. постепенно ослабевает.

С III в. Закавказье становится ареной ожесточенной борьбы меж­ду Персией и Римом. По договору 298 г. с Римом Персия признала римское господство над Арменией и Иберией, но фактически как Иберийское, так и Армянское государства остались самостоятельными политическими единицами.

Во второй половине V в. Персия ведет активную агрессивную по­литику против закавказских государств, в результате чего в 428 г. в Армении, в 510 г. в Албании, в первой четверти VI в. в Иберии упразд­няется национальная царская власть. После военно-административ­ной реорганизации Персии Иберия, Армения и Албания становятся составной частью кавказского края (Кустака). Управление отдельны­ми районами Закавказья осуществляли назначенные персами прави­тели (марзпаны), которые в свою очередь подчинялись начальнику Кустака.

В результате освободительной борьбы закавказских народов про­тив захватчиков в последней четверти VI в. персы оказались изгнан­ными из Иберии. Однако уже спустя некоторое время появились но­вые агрессоры. В VII в. в Закавказье распространяется господство Арабского халифата. Захваченными странами управляли назначен­ные арабами высшие чиновники — эмиры, которым подчинялись местные правители.

В процессе борьбы против Арабского халифата в конце VIII и в начале IX в. в Восточной Грузии формируются самостоятельные по­литические образования (Кахети, Эрети, Тао-Кларджети), а в резуль­тате борьбы против византийцев происходит объединение Эгрисского и Абхазского царств, создается крупное политическое объединение — Эгрисско-Абхазское государство.

С Х в. после изгнания из страны иностранных поработителей на­чинается политическое объединение грузинских царств в одно цен­трализованное государство. Основателем сильной централизованной монархии является царь Давид Строитель (1089 — 1125). Объединен­ное феодальное грузинское государство наивысшего своего развития достигло в царствование Георгия III и его дочери Тамары.

Феодальные государства на территории Грузии. Переход к феода­лизму опирался на развитие новых производительных сил. Новые про­изводственные отношения определяли и новую классовую структу­ру. В Грузии, как и во всех феодальных государствах, складывалась сложная сословная структура. Господствующий класс подразделялся на целую серию сословных групп в зависимости от положения того или иного феодала. Эксплуатируемые классы тоже были неоднород­ны. Существовали и промежуточные социальные группы.

В IV — V вв. не исчезло еще и рабство. Города Грузии находи­лись под властью царей или самоуправлялись. Цари поощряли го­родское население, которое объединялось в корпорации купцов и ре­месленников.

Грузинские государства возглавлялись царями, выполнявшими за­конодательные, административные и судебные функции. Они стояли во главе военной организации. В пору господства иноземных захват­чиков царская власть теряла силу. Однако при восстановлении неза­висимости Грузии во главе государства вновь становился царь, тра­диции монархизма были сильны и в господствующем классе, и в на­роде.

В XI — XII вв. отдельные грузинские государства объединяются, формируется единое, сильное централизованное государство. Поли­тическое объединение страны ставит неотложные задачи реоргани­зации государственной власти. Они оказываются успешно разрешен­ными царем объединенного грузинского государства Давидом Строителем. Давид за короткое время создал стройную систему го­сударственной власти и управления.

Сильная власть грузинских царей не исключала необходимости советоваться с верхушкой феодалов. При Давиде Строителе и царице Тамаре идет определенная борьба между монархом и государствен­ным советом (Дарбази), последний старается добиться решающего влияния в управлении. Эта борьба заканчивается компромиссом: сильная царская власть уживается с достаточно сильной властью Дар­бази.

Дарбази был громоздкой коллегией. Оперативным органом цен­трального управления выступал совет везирей (Савазиро, малый со­вет). Этот совет возник после политического объединения страны в XII в.

Термин «везир» до Георгия III (1156 — 1184 г.) в источниках не встречается. Должность везира, как правило, занимали крупные фео­далы, хотя известно, что при царице Тамаре должность министра финансов занимал не принадлежавший по происхождению к высше­му социальному слою Кутлу Арслан.

Савазиро состоял из 6 везиров во главе с великим канцлером (пер­вым везиром). При Давиде Строителе первым везиром был назначен митрополит. Тем самым была совмещена духовная и светская власть.

Функции отдельных везирей говорят о зарождении отраслевого управления. Так, один из везирей ведал вооруженными силами, дру­гой — казначейством. Вместе с тем, здесь видны отчетливые следы дворцово-вотчинной системы: один из везирей ведал воспитанием на­следника, занимался дворцовым хозяйством и т. д.

Грузинское государство было разделено на две категории адми­нистративных единиц: более крупные и более мелкие. Во главе их сто­яли соответствующие должностные лица.

В феодальной Грузии осуществлялось светское и церковное пра­восудие. Как и во всех феодальных государствах, суд не был отделен от администрации. В силу этого царь, государственный совет, пер­вый везир выполняли и судебные функции, судили и местные адми­нистраторы.

Аналогично строился и суд церковный, к ведению которого от­носились дела духовенства, семейные и некоторые другие.

Армянские государства. Так называемая Великая Армения в IV в. была разделена между Персией и Византией, а с VII в. вошла в состав Арабского халифата. Господство арабов продолжается до второй половины DC в. Ослабленный внешними и внутренними противоре­чиями Арабский халифат вынужден был допустить к управлению местных вождей. Так, он назначает правителем Армении Ашота Баг-ратуни, которому удалось восстановить национальное Армянское го­сударство, вскоре признанное Византийской империей и Халифатом.

Однако с первой четверти Х в. начинается политическая децен­трализация государства Багратидов, и оно распадается на мелкие по­литические единицы, большинство которых оказалось вассалами анийских Багратидов. В середине XI в. Анийское государство пало, и Византия назначает в Армению своего правителя.

К концу первой половины XI в. с Востока появился новый враг в лице тюрок-сельджуков. Во второй половине XII в. они полностью разрушили Армянское государство. В середине XIII в. вся Армения попала под иго монголов.

С XI в. начинается переселение армян из Центральной Армении в Киликию, расположенную в Восточном Средиземноморье и заселен­ную в те времена греками, арабами и сирийцами. В борьбе против Византии в 1080 г. сформировалось Киликийское армянское государ­ство Рубенидов (1080 — 1375 г.), настолько затем укрепившееся, что его признали европейские державы. В 1253 г. Киликийское армянс­кое государство заключило мир с монголами, что спасло страну от их опустошительных нашествий. В последней четверти XIV в., в ус­ловиях обострения противоречий с соседними странами, особенно с Египтом, Киликийское армянское государство пало.

Переход к феодализму в Армении, подобно другим странам, оз­начал установление феодальной иерархии (нахарарского строя). Фе­одалом становится и церковь.

Государственный строй на территории Армении претерпел в те­чение периода заметные изменения, зависящие от соотношения внеш­них и внутренних факторов. Раздел Великой Армении между ее аг­рессивными соседями привел вскоре к ликвидации царской власти в западной части страны, а в V в. — ив восточной. Византия, Персия, а затем и Халифат заменили власть армянских царей властью своих чи­новников — марзпанов, эмиров и пр. Восстановление суверенитета Армянского государства в Х в. сопровождалось возникновением новой династии. Багратиды были типичными восточными монархами, выполнявшими законодательные, административные и судебные фун­кции. В центральном государственном аппарате существовали до­лжностные лица, ведавшие отдельными отраслями управления — военным делом, внешними сношениями, судом и т. д. Восстановле­ние армянской государственности облегчалось тем, что захватчики, начиная с персов, широко использовали армянскую аристократию — нахараров — для управления страной. Сложились целые нахарарские династии, служившие персам в качестве военачальников-спарапетов, марзпанов и других должностных лиц.* Армянских нахараров использовали и арабы. В Армении, как и в грузинских государствах, суд не был отделен от администрации. Это касалось как светской, так и духовной юстиции.

 

* См.: Юзбашян К.Н. Армянские государства эпохи Багратидов и Византия IX — XI вв. М„ 1988. С. 12—20.

 

Что касается Киликии, то для нее было характерно отсутствие принципа наследования государственных должностей.Все должност­ные лица назначались верховной властью, царем из династии Рубе­нидов. Наиболее влиятельным должностным лицом был регент, не­редко и руководивший всем государством. Важную роль в управле­нии играл государственный секретарь. Армией командовал гунстабль, должность которого была аналогична должности спарапета.

В Киликии был создан крупнейший памятник армянского фео­дального права — Судебник Смбата Спарапета.

Государства Западного Прикаспия. Победа феодализма в Алба­нии с неизбежностью привела и к установлению раздробленности. Это облегчило завоевание азербайджанских земель Сасанидской Персией, подчинившей себе, но не уничтожившей Мелкие княжества.

В ходе освобождения от арабского завоевания выдвигается круп­ное азербайджанское государство — Ширван. Кроме него в Прикаспии оформляются Шекинское, Ганджинское и Дербентское ханства. Однако в XI в. азербайджанские земли захватываются сельджуками, а потом Давид Строитель включает Азербайджан и Южный Дагес­тан в состав Грузинского государства.

Общественный строй феодального Азербайджана несколько от­личался от строя его западных соседей. Здесь под влиянием завоева­телей определенное развитие получило кочевое хозяйство.

Введение мусульманства привело к специфическим формам фео­дального землевладения, в том числе к созданию вакуфов — земель, доходы с которых по идее должны были использоваться на просвети­тельные и благотворительные цели. Городское население находилось в такой же феодальной зависимости, как и сельское.

Государственный строй Албании в пору ее независимости харак­теризовался наличием сильной монархической власти. Царь управ­лял с помощью достаточно развитого чиновничьего аппарата, на ко­торый большое влияние оказывала христианская церковь. Исламизация Азербайджана в пору арабского завоевания повлекла за собой и изменения государственных форм в сторону введения институтов, характерных для мусульманского мира. Ширван был уже вполне му­сульманским государством. В мусульманских азербайджанских госу­дарствах не только органы власти и управления, но и суд отличались от христианских образцов. В частности, здесь имелись специальные судьи-казии, хотя и другие должностные лица обладали судебными правомочиями.

Правовые системы Закавказья. Право, действовавшее на терри­тории Закавказья, развивалось как в результате внутренних социаль­ных процессов, так и под воздействием тех правовых систем, кото­рые приносили с собой многочисленные завоеватели. Следует отметить достаточно высокий уровень правовой мысли, отраженный в произведениях выдающихся мыслителей Грузии, Азербайджана и Армении.

Источниками права в Закавказье служили обычаи, законодатель­ные акты царей, а также договоры между ними. Источниками кано­нического права выступали акты, воспринятые из Византии (напри­мер, Номоканон), а также акты местных церковных властей. Известны грузинские законы Беки и Акбуги, армянские судебники Давида Вардапета, Мхитара Гоша и Смбата Спарапета. В VIII в. проводилась кодификация христианского канонического права, в результате ко­торой была создана «Книга законов».

В отличие от Грузии и Армении в Азербайджане сложилась пра­вовая система, основанная на шариате. Среди источников мусуль­манского права Азербайджана следует отметить Коран, Сунну («Свя­щенное предание», составленное из дополнительных хадисов, т. е. изречений Мухамеда), Иджму (согласованное мнение авторитетных богословов), Кияс (суждение по аналогии).

Все названные и другие источники дают определенное представ­ление о гражданском, семейном, уголовном и процессуальном праве, действовавшем в Закавказье в данный период.

Гражданское право характеризуется серьезным развитием его ос­новных институтов. В качестве субъектов права оно знает не только физических, но и юридических лиц. И в христианском и в мусульман­ском праве широко трактуются вопросы собственности, в особеннос­ти относящиеся к феодальному землевладению, формы которого раз­личались в христианском и мусульманском мире. Субъектами земель­ной собственности выступали как светские, так и духовные феодалы. Как это и свойственно феодализму, существовало условное землевла­дение. Правовой статус земель зависел и от источника его возникно­вения: пожалование, купля и пр. Наконец, статус землевладения за­висел даже от того, кто был наследодателем — отец или мать собствен­ника.

Источниками обязательств служили как договоры, так и делик­ты. Среди договоров известны купля-продажа, дарение, заем, покла­жа, личный наем, аренда, товарищество, ссуда, мена и т. д. Договоры заключались в устной и письменной форме. Феодальное право закав­казских государств устанавливало наследование как по закону, так и по завещанию. Завещание оформлялось письменно в присутствии сви­детелей. Обязательства из деликтов (как имущественные, так и не­имущественные) вызывали обязанность возмещения правонарушите­лем причиненного ущерба.

Семейное право в наибольшей степени зависело от принадлежнос­ти человека к той или иной религии, церкви. Тем не менее и светская власть вносила определенные новеллы в эту отрасль права. Так, в XII в. Давид Строитель на соборе светских и духовных феодалов добился принятия специального постановления по вопросам семьи. Уложение собора 1103 г. строго определило в Грузии брачный воз­раст для девушек вместо 8 лет — 12.

Нормы брачно-семейного права Армении предусматривали брач­ный возраст для жениха 14 лет, а для невесты — 13 лет. Кроме того, для заключения брака необходимыми становились согласие сторон, одинаковая сословная принадлежность и т. д. Жених обязывался при­нести родителям невесты свадебный залог, в свою очередь он полу­чал от семьи невесты приданое (движимое или недвижимое имущест­во). Главой семьи являлся муж. По мусульманскому праву разреша­лось многоженство.

Уголовное право закавказских государств характеризуется доста­точной для своего времени разработанностью основных понятий Об­щей части (вина, соучастие, смягчающие и отягчающие обстоятель­ства и пр.).

Преступление определяется как противозаконное, опасное для го­сударства и царской семьи действие, поэтому целью наказания явля­ется устрашение и возмездие за содеянное. Законом запрещается кров­ная месть, наказание применяется лишь государством.

Самым тяжким считается преступление против государства и ре­лигии (убийство, а также физическое и словесное оскорбление царя и членов его семьи, государственная измена, ограбление церкви и т. д.). Нормы уголовного права защищали экономическое устройство фео­дального общества. Строго крались преступления, направленные против феодальной собственности (кража, поджог, потрава, разбой и т. д.). В законодательных актах предусмотрены и другие виды пре­ступления, в частности преступление против личности (убийство, ра­нение, оскорбление, половые преступления и т. д.).

Существовали следующие виды наказания: смертная казнь (пове­шение, обезглавливание, сожжение и др.), телесные наказания (биче­вание, отсечение отдельных частей тела, кастрация, выжигание глаз и др.), имущественные наказания (штраф, конфискация имущества и др.), церковные наказания (проклятие, церковное покаяние и др.), тю­ремное заключение и т. д.

Процессуальное право не знало еще разграничения между уголов­ным и гражданским процессом. Однако существовали уже две основ­ные формы процесса — состязательный и инквизиционный. При рас­смотрении уголовных дел преобладали инквизиционные элементы. Царь Грузии Георгий III в 1170 г. с целью эффективного преследова­ния воров и их наказания учредил специальное следственно-розыск­ное учреждение, которое не только вело следствие по делам о воров­стве, но и по своему усмотрению применяло наказание в отношении задержанных воров. Основными судебными доказательствами слу­жили: показание свидетелей, письменные документы, присяга.

§ 2. Средняя Азия

Эфталитское царство (VVI вв.). На рубеже IV и V вв. кочевые племена, возглавлявшиеся эфталитами, окончательно разрушили ос­татки рабовладельческого Кушанского государства. Эфталиты созда­ли в Средней Азии сильную кочевую державу. Накануне вторжения эфталитов в Среднюю Азию у них еще господствовал первобытнооб­щинный строй. Процесс становления классового общества у эфтали­тов значительно ускорился после завоевания ими Средней Азии. Од­нако разложение первобытнообщинного строя привело эфталитов не к рабовладельческому, а к феодальному пути развития.

Тюркский каганат (VI —VII вв.). Во второй половине VI в. эфталиты были разбиты тюрками, подчинившими себе значительную часть Средней Азии. Государственные образования на территории Сред­ней Азии, находясь под верховной властью Западнотюркского кага­ната, платили ему дань. Внутренняя жизнь феодальных владений в Средней Азии не изменилась. В начале VIII в. власть Тюркского ка­ганата пала в связи с нашествием арабских завоевателей.

Средняя Азия в составе Арабского халифата (VIII — IX вв.).В пер­вой четверти VIII в., преодолевая упорное сопротивление населения, арабские феодалы завоевали Среднюю Азию. Завоеватели захватили большую военную добычу, обратили в рабство многих местных жи­телей, разрушили многие культурные ценности. Наместники Хали­фата стремились всеми способами укрепить власть арабов в Средней Азии. С помощью силы насаждалась новая религия — ислам.Вместес исламом распространялось мусульманское право — шариат. Были введены многочисленные налоги и поборы: земельный налог (харадж), достигавший половины урожая, подушная подать (джизья) и др. При­теснения арабских правителей вызывали протест народных масс, ко­торый жестоко подавлялся арабскими войсками.