ЧТО ТАКОЕ ПОЛНОМОЧИЯ?
МОЖНО ЛИ ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО ХОЧЕТСЯ?
Можно ли делать то, что хочется?
Что такое - полномочия?
От чего зависят полномочия?
Кому быть главным?
Что позволено Юпитеру - не позволено быку
Кто кому подчиняется?
Если звенья производственной структуры связаны между собой технологически, то управленческие прежде всего — линиями полномочий.
Именно с полномочиями нам предстоит познакомиться в настоящей главе: узнать, что под ними понимается, чем определяется их объем в том или ином звене управления, как они распределяются в рамках организации, образуя вертикальный «срез» структуры управления ею, и какие проблемы в связи с этим возникают.
• Полномочия и способы распределения
• Иерархия полномочий
Когда субъекты действуют сами по себе, то вольны в своих поступках. Они по собственной инициативе принимают те решения, которые считают нужными, и ведут себя так, как им заблагорассудится.
Другое дело, если люди выступают как представители организации и решают стоящие перед ней задачи. В этом случае именно она определяет основные направления и рамки их служебного поведения. Происходит это путем предоставления официальных полномочий, то есть совокупности прав и обязанностей самостоятельно без согласования с другими принимать решения, отдавать распоряжения и выполнять те или иные действия в интересах организации. Прежде, когда организации были невелики, всеми полномочиями обладал собственник, который одновременно являлся ее главным управляющим.
Увеличение масштабов и сложности организаций приводит к тому, что ни один человек не в состоянии единолично руководить ими и решать все возникающие задачи. Во-первых, этих задач слишком много, а время у него ограничено, а во-вторых, они настолько сложны, что требуют использования знаний и опыта многих людей.
В связи с этим руководителю приходится отдавать часть своих полномочий подчиненным. Это дает ему возможность освободиться от второстепенных задач и одновременно приблизить принятие решений к месту их реализации.
Распределение управленческих полномочий в организации может осуществляться на основе двух подходов. Первый основывается на единоначалии и разделении полномочий.
Единоначалие предполагает, что полномочия принимаются из рук только одного непосредственного руководителя, перед которым осуществляется вся полнота ответственности. Разделение же полномочий означает, что сам руководитель не вмешивается в текущие дела подчиненных, а лишь осуществляет общий контроль за ними. Таким образом, не допускается руководство «через голову» (вспомните известный из истории средних веков принцип феодального вассалитета, гласящий, что «вассал моего вассала — не мой вассал»), а также подчинение нескольким руководителям одновременно.
В отдельных случаях встречается иной подход к распределению полномочий — система поглощения полномочий и множественного подчинения. Ее суть состоит в том, что вышестоящий руководитель (обычно являющийся собственником), передавая подчиненному полномочия, одновременно полностью сохраняет их за собой. Это позволяет ему в любой момент вмешиваться в действия всех нижестоящих сотрудников, что в предыдущем случае считается недопустимым.
Распределение полномочий всегда происходит сверху вниз по уровням управления. При этом возникает своего рода лестница полномочий, «ступеньками» которой эти уровни являются. Аналогия с лестницей (лат. — scala) дала процессу распределения полномочий другое, более краткое название — скалярный.
В результате складывается иерархия полномочий, которая предполагает их четкое распределение по уровням управления и установление рангов каждого участника управленческой структуры. Эти ранги закрепляются юридически и являются показателями социального неравенства.