Правовые.
Административно-правовые формы можно классифицировать по различным основаниям:
По содержанию:
Правотворческая - заключается в выработке правовых норм, их усовершенствовании, изменении и отмене, т.е. в издании нормативно-правовых и индивидуально – правовых актов управления.
Правоприменительная деятельность – органов и должностных лиц, осуществляющих управление, заключается в действиях субъектов управления по подведению конкретного, имеющего юридическое значение факта под соответствующую норму права в целях принятия индивидуального акта, т.е. разрешения на основе норм права конкретных управленческих дел.
Разновидностью правоприменительной деятельности являются юридически значимые действия органов государственного управления (исполнительной власти): регистрация определенных фактов(рождения, заключения брака, смерти ) и предметов (охотничьего огнестрельного оружия, автотранспортных средств, документов (паспортов, удостоверение личности, справок с места работы), выдача разрешений (лицензий).
Одним из примеров юридически значимых действий органов государственного управления может служить заключение административно-правового договора.
Административно-правовой договор (соглашение) – это разновидность публично-правового договора, которая занимает промежуточное звено между административным актом управления, являющимся односторонним волеизъявлением органа государственного управления, и гражданско-правовым договором, основанным на равноправии сторон (контракт о прохождении военной службы). Добровольно заключается гражданином РФ с министерством (ведомством), в котором предусмотрена военная служба, в лице командира военной части. Этот договор предусматривает неравенство сторон в правоотношениях. Командир может контролировать соблюдение условий контракта гражданином и имеет право расторгнуть контракт, имея на то основания.
По содержанию и свойствам правовых норм
Регулятивная форма правоприменения используется для разрешения индивидуальных конкретных управленческих дел и вопросов организационного, оборонного, социально- культурного, внутри- и внешнеполитического характера, для реализации прав и законных интересов граждан, государственных органов, предприятий, учреждений, организаций в сфере управления.
Правоохранительная форма применения направлена на охрану урегулированных юридическими нормами управленческих отношений и призвана обеспечить их неприкосновенность.
По целенаправленности (целям использования):
Внутренние – используются для решения организационно-штатных вопросов, ведения делопроизводства, руководства сотрудниками и структурными подразделениями внутри самого органа, а также управления нижестоящими по подчиненности органами.
Внешние - направлены во вне, т.е. на физических и юридических лиц, как правило, не находящихся с органом государственного управления в отношениях служебного подчинения, и влекут юридические последствия.
Внутренние и внешние формы делятся на словесные (письменные и устные) и конклюдентные.
К неправовым - относятся формы выражения организационных (проведение собраний, совещаний, проверок, разработка рабочих программ и рекомендаций) и материально-технических (осуществление бухгалтерского учета и др.) внутренних управленческих действий.
Неправовые формы, как правило, связаны с компетенцией субъектов управления и направлены на обеспечение наиболее эффективной деятельности самого органа государственного управления, т.е. вовнутрь, на собственных сотрудников. Непосредственно юридических последствий они не влекут.
Правовой акт управления (административный акт) – объективное выражение правовой формы деятельности субъектов государственного управления. Основным его признаком является то, что он имеет юридическую природу, обладает государственно-властным характером и обязателен для тех, кому адресован.
Исполнение акта управления гарантируется, а при необходимости обеспечивается принудительной силой государства.
Юридическое значение правовых актов управления заключается в том, что:
- они устанавливают, изменяют или отменяют нормы права (подзаконные нормативные акты); возлагают конкретные обязанности на субъектов управления или наделяют их определенными правами (например, обязанность совершать то или иное действие в сфере управления, право распоряжаться государственными средствами )
- выступают в качестве юридических фактов, т.е. оснований для возникновения, изменения или прекращения правоотношений в сфере государственного управления (зачисление гражданина РФ в кадры органов ФСБ России служит юридическим фактом, порождающим соответствующие служебные отношения и его специальный статус).
Правовые акты управления классифицируются:
По юридическим свойствам:
Нормативные- содержат в себе нормы права;
Индивидуальные- не содержат в себе норм права, разрешают конкретный, индивидуальный вопрос управления (дело) на основе законов и иных нормативных актов.
Смешанного характера – содержат в себе как нормы права, так и решения по индивидуальным управленческим делам.
По сроку действия:
-с неопределенным сроком действия (бессрочные)
-с определенным сроком действия (срочные)
По территории действия:
- действующие на территории РФ
- на территории субъектов РФ
- на территории местного самоуправления.
По характеру компетенции исполнительных органов, издающих акты:
-акты общего управления
-акты межотраслевого управления
-акты отраслевого управления
По органам, издающим правовые акты управления:
- издаваемые органами исполнительной власти РФ
- указы и распоряжения Президента России
- приказы, распоряжения. Указания и инструкции федеральных министров
- постановления государственных комитетов, приказы, распоряжения, указания, инструкции их председателей
- приказы, распоряжения, указания, инструкции руководителей федеральных служб, агентств и других федеральных органов исполнительной власти.
-издаваемые органами исполнительной власти республик в составе РФ (президенты, правительства, министерства, комитеты и др.)
- издаваемые органами исполнительной власти иных субъектов Федерации – краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов , органы специальной и отраслевой компетенции – отделы, управления, департаменты и т.п. – издают приказы и иные акты.
- издаваемые руководителями государственных предприятий и организаций (приказы, инструкции и иные акты управления)
По форме выражения:
-письменные (приказы)
- устные (приказания воинских начальников)
Акты управления, не соответствующие закону, подлежат отмене. Они не могут противоречить указам, постановлениям и другим актам вышестоящих органов представительной и исполнительной власти.
Основные требования, предъявляемые к правовым актам государственного управления, заключаются в том, что акт управления должен быть издан в установленной форме полномочным органом и в пределах его компетенции и подписан надлежащими должностными лицами; акт должен приниматься в установленном порядке.
Порядок подготовки, вступления в силу и действия правовых актов исполнительной власти устанавливается различными нормативными правовыми актами в зависимости от вида акта и издающих (принимающих) их органов федеральной и региональной исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Характерные элементы для всех производств по изданию (или принятию) административных актов:
Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 7 дней после их публикации в «Собрании законодательства РФ», «Российской газете» или газете «Российские вести».
Акты Правительства России вступают в силу со дня их подписания.
Если не установлен иной срок их введения.
Характерные элементы для всех производств по изданию (или принятию) административных актов:
1. Наличие нормативно установленной процедуры издания или принятия актов управления.
2. Виды административных актов, которые вправе издавать те или иные органы исполнительной власти, а также должностные лица.
3. Подготовка проекта правового акта управления.
4. Определение структуры правового акта управления, которая должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования, и его обсуждение.
5. Согласование акта управления с заинтересованными ведомствами и должностными лицами.
6. Подготовка предложений об изменении и дополнении или признания утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей в связи с изданием нового административного акта.
7. Издание (подписание, утверждение) правового акта управления.
8. Доведение принятого административного акта до сведения лица, которые будут его исполнять или соблюдать его требования и положения, является необходимой стадией принятия акта управления.
9. Направление принятого (утвержденного) правового акта управления в Министерство юстиции РФ для его государственной регистрации
10. Официальное опубликование правового акта управления и вступление его в силу.
Требования, предъявляемые к правовым актам:
Законность актов означает, что
Каждый акт управления может быть издан лишь в пределах компетенции соответствующего органа государственного управления (исполнительной власти)
- предписания акта не могут противоречить нормам законов и актов вышестоящих органов государственного управления
- при издании акта управления должны применяться лишь те его формы и наименования, которые предусмотрены законодательством в отношении данного органа
- всегда должен соблюдаться установленный порядок подготовки, обсуждения и принятия правовых актов управления.
Акт управления не должен ограничивать или нарушать права и законные интересы граждан и негосударственных организаций в сфере государственного управления
Целесообразность правового акта управления означает его полезность с точки зрения государственных интересов.
Контрольные вопросы:
1. Дайте понятие административно-правовой формы.
2. В какой роли могут выступать административно-правовые формы?
3. Что показывает форма управления?
4. Дайте классификацию административно-правовых форм.
5. Дайте понятие административно-правового договора (соглашения).
6. Дайте понятие юридического акта управления, в чем его значение?
7. Дайте классификацию правовым актам управления.
8. В чем заключается порядок подготовки и вступления в действие административно-правовых актов?
9.Дайте определение законности и целесообразности правовых актов управлдения.
Литература:
1.Конституция РФ с изм. и доп. На 14.10.2005г. № 51-ФЗ
2.Кодекс об административных правонарушениях в ред. от 29.12.2004г. № 189-ФЗ
3.Административное право Российской Федерации: учеб. Для сред.проф. учеб.заведений/
В.Я.Насонов, В.А. Коньшин, К.С.Петров, В.М.Редкоус.- М.: Издательский центр «Академия»,2003 стр. 39.-45
4.Административное право: учеб.пособие. С.Н. Братановский г. Мытищи Московской обл.: ЦУМК Центросоюза Российской Федерации, 2003.-стр.89-90
5.Административное право России в вопросах и ответах: учеб.пособие. Е.А.Аверина.-М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006-стр.115-127.