Общее влияние технологии на стратегию фирмы и ее конкурентный успех
Оценка КСФ в области НИОКР
Оценка основных технологических факторов, влияющих на КСФ производится по табл. 15.2.
Таблица 15.2
Оценка частных факторов КСФ в области НИОКР
Факторы | Интенсивность факторов | Важ-ность | Раз-рыв | Приори-теты в действиях |
1. Инвестиции в НИОКР: Доля затрат на НИОКР в прибыли Доля затрат на НИР в прибыли Доля затрат на ОКР в прибыли | низкая - высокая | |||
2. Позиция в конкуренции: | ||||
Лидерство в НИР | последователь – | |||
Лидерство в ОКР | новатор | |||
Лидерство в разработке технологии | ||||
3. Динамика продукции: | ||||
Частота появления новой продукции | низкая - высокая | |||
Длительность жизненного цикла продукции | длинный - короткий | |||
Технологическая новизна продукта | незначительная- существенная |
4. Динамика технологии: | ||||
Длительность жизненного цикла технологии | длительная – короткая | |||
Частота появления новых технологий | малая - большая | |||
Число конкурирующих технологий | одна - много | |||
5. Динамика конкурентоспособности: | ||||
Технологические различия в продукции | отсутствуют- большие | |||
Значение технологии в производстве | малое - ключевое | |||
Интенсивность конкуренции | низкая - высокая | |||
Моральное старение продукции | частое - отсутствует | |||
Чувствительность технологии к государственному регулированию | ключевое значение - малое |
Интенсивность отдельных факторов, определяющих техническую политику фирмы, оценивается в баллах (от 0 до 5). В графе «Важность» указывается в этих же баллах значение данного фактора для бизнеса фирмы. Заполнение граф «Разрыв» и «Приоритеты в действиях» дает информацию для стратегических действий фирмы в сфере НИОКР.
На схеме рис. 57 показано общее влияние технологии, социально-политических групп, возможностей и действий фирмы на ее конкурентный успех. Мы видим, что наличие потребности на рынке в продукте и технологии для этого производства создает технологически обоснованную позицию. Соединение этих факторов с экономическими возможностями покупателей дает виртуальную экономическую позицию (без учета возможной конкуренции). И только учет действий покупателей на рынке, конкурентов, государства, социально - политических групп, а также возможности фирмы и стратегия их использования создают позицию конкурентного успеха фирмы в производстве и коммерческой реализации товара.
Рис. 57. Схема формирования позиции конкурентного успеха фирмы