Угрозы и возможности внешней среды, сильные и слабые стороны внутренней среды
Чтобы в условиях конкурентного взаимодействия с другими организациями добиться поддержания баланса в обмене с внешней средой, необходимо выяснить угрозы и возможности внешней среды:
1) возможности внешней среды:
- выход на новые рынки или сегменты рынка;
- расширение производственной линии;
- увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах;
- добавление сопутствующих продуктов;
- вертикальная интеграция;
- возможность перейти в группу с лучшей стратегией;
- самодовольство среди конкурирующих фирм;
- ускорение роста рынка;
2) угрозы внешней среды:
- появление новых конкурентов;
- рост продаж замещающего продукта;
- неблагоприятная политика правительства;
- замедление роста рынка;
- возрастающее конкурентное давление;
- рецессия и затухание делового цикла;
- возрастание силы торга у покупателей и поставщиков;
- изменение потребностей и вкуса покупателя;
- неблагоприятные демографические изменения.
Изучение угроз и возможностей внешней среды содействует обеспечению устойчивого существования организации и повышению эффективности менеджмента.
Сильные и слабые стороны внутренней среды организации в такой же мере, как и угрозы и возможности, определяют возможность успешного существования организации.
Внутренняя среда организации имеет следующие сильные стороны:
- выдающаяся компетентность и высокая квалификация;
- адекватные финансовые ресурсы и хорошая репутация у покупателей;
- известный лидер рынка и защищенность от сильного конкурентного давления;
- изобретательная стратегия в функциональных сферах деятельности организации;
- преимущества в области издержек и конкуренции;
- наличие инновационных способностей и возможности их реализации;
- проверенный временем менеджмент.
Слабыми сторонами внутренней среды организации являются:
- отсутствие ясных стратегических направлений и ухудшающаяся конкурентная позиция;
- устаревшее оборудование и низкая прибыльность;
- недостаток управленческого таланта и глубины владения проблемами;
- внутренние производственные проблемы;
- плохое отслеживание процесса выполнения стратегии;
- отсутствие некоторых типов ключевой квалификации и компетентности;
- уязвимость по отношению к конкурентному давлению;
- отставание в области исследования и разработок;
- очень узкая производственная линия;
- слабое представление о рынке;
- низкий (ниже среднего) уровень маркетинговых способностей;
- неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии.